Социокультурные влияния, испытываемые научным познанием, — весьма деликатная тема. Она выводит к необходимости понимания общих внутрикультурных взаимосвязей и процессов. Но по большому счёту при соответствующем желании в культуре вообще можно обнаружить влияние чего угодно на что угодно. Ведь культурно-мировоззренческий контекст представляет собой нечто целостное. Области культуры, являющиеся относительно автономными, обнаруживают, тем не менее, определённое единство, совместимость друг с другом в своих основных чертах. Этот феномен давно известен в культуроведении. Культурная эпоха является достаточно органичной общностью, которую выразительно называют организмом.
Действительно, примеры из истории научного мышления показывают нам удивительную согласованность, параллелизм процессов, одновременно происходящих в разных областях культуры. Скажем, конец XIX в. явился своеобразной социокультурной прелюдией к становлению неклассической науки. Идеи, близкие к представлениям об относительности, развитым в теории А. Эйнштейна, буквально носились в воздухе той культурной атмосферы. Например, непосредственно предшествовавшее
1 Огурцов А.П. Институциализация идеалов научности // Идеалы и нормы научного ис
следования. Минск, 1981. С. 65-90.
2 Например, А.П. Огурцов называет в качестве такого канала идеалы научности, П.П. Гайденко — научно-исследовательские программы, B.C. Степин, Е.Д. Бляхер, Л.М. Волынская
и др. — картины мира, С.Н. Жаров — «затравочные абстрактные объекты», В.Л. Храмова —
мировоззренческие значимые структуры, или «категориальный строй мышления». См. обзор
отечественной литературы, занимающейся обсуждением данной темы: Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. М., 1997.
С.310-314.
работам А. Эйнштейна выступление известного австрийского учёного Э. Маха имело далеко выходящий за рамки науки необыкновенный культурно-общественный резонанс. Австрийская культура, утончённая и чувствительная, как бы предвосхищала приход ментальности нового столетия и увядание старого. Распад классического мировоззрения сказался, прежде всего, на искусстве. Под значительным влиянием Э. Маха находилась художественная литература, написанная в особой, скептично-декадансной манере. Живопись (Г. Климт и др.) осваивала идею субъективной относительности созерцательных ракурсов, акцентировала субъективно-психологические темы. Появление А. Эйнштейна в таких условиях было весьма естественным. Более того, почти синхронный этому выход З. Фрейда на сцену гуманитарных наук расценивался современниками как часть того же самого общекультурного процесса.
Параллелизм социокультурных явлений, обмен идеями между областями культуры, их согласованность между собой показывают, что существуют какие-то тонкие, неуловимые процессы созревания фундаментальных метафизических представлений, трансформации мировоззрения, появления и развития новых интуиции эпохи в искусстве, социальных практиках, науке и философии.
Однако следует подчеркнуть, что утверждение о том, что в этом процессе взаимодействия культурных сфер можно выявить чёткие причинные связи, было бы слишком сильным и скоропалительным. Во всяком случае, тема культурных взаимовлияний и корреляций требует осторожного отношения и дальнейших содержательных исследований. Можно полагать, что на сегодняшний день не существует даже удовлетворительного понятийного арсенала, способного выразить всю гамму тонких взаимоотношений и связей в культуре. Поэтому заслуживают внимания предложения дополнить понятие каузальных отношений введением и изучением других, непричинных, форм — параллелизма, когерентности, взаимосогласованности1.
9.3. Наука и искусство