Понятие научной революции. Эволюции и революции в развитии науки

Эволюция науки экстенсивный способ развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных теорий посредством расширения сферы их приложения). Эволюция науки – это этап количественных изменений науки — постепенное накопление новых фактов, на­блюдений, экспериментальных данных в рамках существу­ющих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов. На определенном этапе этого процесса и в определен­ной его «точке» происходит прорыв непрерывности, ска­чок, коренная ломка фундаментальных законов и прин­ципов вследствие того, что они не объясняют новых фак­тов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные революции.

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и куль­туры.

Примерами таких революций являются создание ге­лиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального ес­тествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), ре­волюция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой ме­ханики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.). Крупные изменения происходят в современ­ной науке, особенно связанные с формированием и бур­ным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п.

Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

В философии науки принято классифицировать научные революции по масштабности и глубине преобразований на глобальные и локальные. При глобальных научных революциях меняются основания науки (идеалы, нормы науки) и научная картина мира (при этом важная роль отводится смене онтологий). В случае локальных революций происходит лишь перестройка картины исследуемой реальности без изменения оснований науки. Как отмечает А.С. Кравец, «кардинальные научные перевороты в науке случаются весьма редко, на памяти поколений не происходит более одной научной революции».

В философии науки принято выделять три типа глобальных научных революций, обусловленных появлением трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.

Во-первых, бытие перестало рассматриваться какАбсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, как вещественный универсум, из которого был элиминирован всякий духовный компонент. Первые естественные науки — механика и физика — изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектив, которые не развиваются, не изменяются.

Во-вторых, человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе и наделялся статусом суверенности. Он сам из себя формировал свои качества, принципы, правила, схемы, императивы, сам обосновывал свои права на познание истины.

Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Разум человеческий дистанцировался. от вещей. Считалось, что он наблюдает, исследует природу вещей как бы со стороны, не будучи детерминирован ничем, кроме свойств и характеристик изучаемых, объектов.

В-третьих, не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени сузила их спектр: к идее идеальности присоединилась идея артефакта (сделанной вещи), несовместимая с чистым созерцанием, открытым античной рациональностью. Научная рациональность признала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте.

В-четвертых, основным содержанием тождества, мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания. Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, теоретические конструкты рассматривались как полностью адекватные действительности.

Непосредственную связь мышления и языка отстаивал Гегель. Он считал, что логические категории мышления отложились прежде всего в языке, а потому логика и грамматика взаимосвязаны: анализируя грамматические формы, можно открыть логические категории. А это значит, что язык обладает способностью адекватно выражать свойства, структуры, законы объективной реальности.

В-пятых, наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Так, Р. Декарт философски обосновывал мысль о том, что к физическим и естественным вещам нельзя применять понятие целевой причины, а Спиноза утверждал, что «природа не действует по цели». Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом, создающим органическую целостность. Научная рациональность стала объяснять все явления путем, установления между ними механической причинно-следственной связи.

Вторая научная революцияи изменения в типе рациональности.

Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общеми­ровоззренческой.

Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки. Как известно, физика была лидером естествознания, а потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассического мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возникновения парадигмы неклассической науки.

Методологическим изменениям внутри механистической парадигмы, приведшим впоследствии к смене типа рациональности, способствовали труды Максвелла и Л. Больцмана. Дело в том, что оба проявляли большой интерес к философским и методологическим, основаниям, науки и сформулировали, ряд эпистемологических идей. Во-первых, а Больцман, и Максвелл признав, принципиальную допустимость множества возможных теоретических интерпретаций в физике. Примером так возможности может служить одновременное существование двух альтернативныхтеорий света: волновой и корпускулярной. Во-вторых, оба выражали сомнение в незыблемости законов мышления, что означало признание их историчности»

Далее, введя в научную методологию термин «научная метафора». Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможностьслов адекватно иоднозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: