Коррекции школьной (социальной) дезадаптации

Социальная дезадаптация - это неспособность соответствовать требованиям школы, семьи, общества, Проявляется она отклонениями (аномалиями, девиациями) в таких сферах жизнедеятельности, как

- учеба и работа;

- отношения и взаимоотношения в семье;

- сфера заботы о самом себе (поддержание и сбережение здоровья, психического состояния и физической формы, внешнего вида, устройство своего быта, работа по дому, усилия по обеспечению себя всем необходимым для нормальной здоровой жизни);

- сфера отдыха и досуга, неформальных контактов и общения, времяпрепровождения, занятий, увлечений и интересов (способность получать удовольствия без употребления психоактивных веществ);

- сфера полоролевого поведения и сексуальных отношений (способность ухаживать, дружить, любить, создавать и беречь семью, воспитывать детей);

- сфера участия в формальных объединениях, сообществах, организациях в качестве члена группы.

Конкретными проявлениями дезадаптивного поведения в любых из названных сфер могут быть следующие признаки:

- ложь, обман, интриги, манипулирование;

- душевная черствость, жестокость, бездушие, насилие, агрессивность;

- замкнутость, самоизоляция, робость, трусость, фобии, боязливость, страх;

- легкомыслие, необдуманность, поспешность, импульсивность;

- несдержанность эмоций, возбудимость, взрывчатость;

- неспособность соблюдать порядок, дисциплину, правила поведения, этику и мораль;

- конфликтность, ссоры, принуждения, неадекватная борьба за лидерство или за эмансипацию;

- раннее курение и алкоголизация, употребление наркотиков;

- правонарушения;

- суицидальное поведение;

- уходы из семьи и бродяжничество.

Под собственно школьной дезадпатацией понимают невозможность обучения, т.е. неуспеваемость, а также невозможность конструктивного взаимодействия с учителями и со сверстниками. Другими словами - это несоответствие школьника предъявляемым ему требованиям школьной Среды (учебная нагрузка и режим занятий, личностные особенности учителей, психологический климат класса и школы, атмосфера в учительском коллективе, особенности администрации школы, взаимоотношения школы и семьи ученика, наличие и особенности формальных объединений в школе, наличие и особенности неформальных групп учащихся).

По отношению к дезадаптивному (аномальному, девиантному) поведению лечебных средств и способов не существует. Для исключения заболевания, конечно, необходимы наблюдения школьного врача и школьного психолога, а при необходимости - консультации других врачей.

Главное в психосоциальной коррекции школьной дезадаптации - это объединение и координация усилий семьи и школы, согласование методов воспитания, способов мотивации, поощрения, порицания, приобщения к труду, учебе, другим занятиям. Параллельно с этим необходимы социально-пихологические тренинги в коррекционных группах школьных психологов (дискуссии, ролевые тренинги, ситуационные тренинги, драматические роли, моделирование поведения, когнитивная и поведенческая психокоррекция и др.). Очевидно, что данная работа не из легких, ведь не случайно появилось обозначение этой категории - трудные или трудновоспитуемые дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: