Упражнение Бужжуссуззусси

Это упражнение, также, как и предыдущее, очень удобно для выработки плотной диафрагмы или иначе говоря «упрямого», опёртого выдоха.

Форма рта та же, что и в предыдущем упражнении т.е. бублик, зубы также сжаты с ощущением злости и достаточно сильно. Задача упражнения заключается в том, чтобы «упрямо», «зло» произносить согласные, задерживаясь на них. Чтобы хорошо держать опору дыхания, кроме упрямства, злости и сжатых очень сильно кулаков, в упражнение можно включить представление о том, что в момент произнесения согласных звуков вы каждый раз поднимаете перед собой тяжелый предмет, а на гласных звуках (на «у» и «и») его опускаете.

Схема упражнения:

Схема упражнения

выдох - пффф,

пауза,

возврат дыхания (стойка смирно, кулаки сжаты)

Бужжуссуззусси

пауза

возврат дыхания

Вужжуссуззусси

пауза

возврат дыхания

Гужжуссуззусси

пауза

возврат дыхания

и т.д. весь алфавит

пффф (успокаивающее пффф)

пауза

возврат дыхания

Вначале на одном дыхании произносится по одному соединению:

Бужжуссуззусси

Вужжуссуззусси

После двух-трехнедельой тренировки дыхания начинает хватать и на два, затем на три и т.д. соединения:

БужжуссуззуссиВужжуссуззусси

БужжуссуззуссиВужжуссуззуссиГужжуссуззусси

И так весь алфавит.

Типичные ошибки.

1. Меняется форма рта при произнесении звуков «з» и «с». Да, когда мы начинали учить эти звуки – форма рта была действительно – полуулыбка. Но здесь у нас другая задача – тренировка опертого дыхания, потому форма рта должна быть неизменно железобетонной.

2. Иногда при правильной форме рта звучание согласных теряет опору, они звучат пусто, не зло. В этом случае надо замедлить темп, подольше постоять на согласных и более ярко вызвать представление о подъеме тяжести, о котором говорилось в инструкции.

3. На гласных звуках делается акцент. Это неверно. Звуковая волна должна быть ровной.

Упражнение: "Наковальная "

Это одно из наиболее важных и трудных упражнений в системе трехфазного дыхания. Следует сразу же предупредить читателя, что даже с преподавателем упражнение осваивается нелегко. При самостоятельной тренировке этого упражнения необходимо очень внимательно выполнять все требования инструкции.

Задача упражнения: проговорить особым образом начало скороговорки "От топота копыт пыль по полю летит" по слогам, так, чтобы каждый сказанный слог заставлял в максимальной степени работать диафрагму. В начале тренировок следует проговаривать только первые четыре слога "От-то-по-та", по мере овладения упражнением следует прибавлять к произносимому по одному слову.

Цель упражнения - тренировка диафрагмы.

Очень важна исходная позиция. Стойка - легкое смирно. Одна рука свободно опущена до уровня пояса так, что раскрытой вверх ладонью почти касаемся живота. Эта рука "наковальня" (выбор левой или правой руки произволен). На нее с силой опускается "молот" - другая рука, сжатая в кулак. На наковальне расположена условная пружина, которая не позволяет "молоту" дотронуться до наковальни. Сильно сжимаясь при ударе она заставляет "молот" резко отскакивать от "наковальни".

Может быть на первый взгляд это кажется и сложным, но на самом деле все очень просто. Одной рукой мы резко и сильно бьем по другой без непосредственного соприкасания рук. Здесь самый важный момент - отскок руки. Именно в момент отскока происходит следующее:

а) сильно напрягаются мышцы брюшного пресса, слегка втягиваясь внутрь,

б) напрягаются обе руки, особенно та, которая сжата в кулак,

в) произносится один и только один слог скороговорки.

г) плечи и все туловище остаются неподвижными в течении всего времени выполнения упражнения.

Подчеркнем, что движение рукой - не цель, но исключительно лишь вспомогательное средство, облегчающее выполнение упражнения. Движение руки аналогично движению стального шарика, отскакивающего от бетонного пола или теннисного мяча, прыгающего на корте. Однако, если шарик и мяч отскакивают от реальной поверхности, то Ваша рука от воображаемой.

Прежде чем начать выполнять упражнение - отработайте правильный жест рукой: Вы не "забиваете" гвоздь, и рука не "застревает" на шляпке гвоздя - напротив: Ваша рука - это упругий мячик, очень быстро и резко отскакивающий от стены. Или иначе - у Вас в руках пружина, от которой Ваша рука очень быстро и резко отскакивает после удара. Ваша рука делает как-бы "прямой отскок", не скользящий отскок, а именно такой отскок, какой получается в результате бросания мяча на пол вертикально вниз под прямым углом.

Инструкция упражнения "наковальня"

После того, как Вы отработаете отдельно правильный жест рукой, начинайте выполнять само упражнение. В момент отскока руки произносите коротко, резко и отчетливо отдельные слоги скороговорки. Каждый слог скороговорки можно сравнить со звуком удара молота о наковальню. Слог должен отчетливо звучать на губах, собранных в плотную кучку в середине рта (напомним: плотные губы - это плотная диафрагма), но начинаться, как - бы внизу живота. В момент отскока, у Вас должно возникнуть ощущение того, что брюшной пресс слегка подтягивается внутрь живота, а самые нижние мышцы живота как-бы подталкивают остальные мышцы брюшного пресса чуть-чуть вверх. Таким образом общее ощущение движения: живот слегка вверх и внутрь. Легкое подтягивание брюшного пресса должно "сливаться" с движением руки в момент отскока и с произнесением слога.

Не нужно стремиться к слишком большой амплитуде движения мышц брюшного пресса.

Итак, каждый слог скороговорки произносите негромко, но четко и упрямо, без излишнего напряжения. Когда рука отскакивает от воображаемой пружины, то одновременно раздается очередной звук:

удар-слог, удар-слог... После каждого произнесенного слога - пауза и возврат дыхания с одновременным расслаблением всех мышц: рук, губ, брюшного пресса, спины. Обратите также внимание на то, чтобы в области носоглотки и гортани не было никаких зажимов, воздух должен проходить свободно.

Схема упражнения.

выдох - пффф,

пауза,

возврат дыхания (стойка смирно)

от

пауза (расслабление)

возврат дыхания

то

пауза (расслабление)

возврат дыхания

по

пауза (расслабление)

возврат дыхания

та

пауза (расслабление)

возврат дыхания

ко

пауза (расслабление)

возврат дыхания

пффф (успокаивающее пффф)

пауза

возврат дыхания

"вольно "

Упражнение в комплексе с остальными следует повторять не более двух раз подряд и не более одного - двух раз в день.

Типичные ошибки.

1. Слово "скороговорка" заставляет некоторых забывать о цели и характере упражнения. Нельзя гнаться за быстротой произнесения. В этом упражнении совсем иная цель.

2. Нельзя выделять также ударные и безударные слоги в тексте скороговорки. Здесь все слоги совершенно равноценны и должны звучать одинаково четко и упруго.

3. Не все три действия осуществляются одновременно: подтягивание живота, отскок руки и произнесение слога. Очень часто наблюдается асинхронность в последних двух действиях. В этом случае упражнение теряет смысл.

4. И, наконец, самая распространенная ошибка - неправильный жест рукой. В большинстве случаев это "забивание гвоздя", а не отскок от пружины.

Показателем правильности выполнения упражнения может служить возможность произнесения трех, четырех слов и в конце-концов всей скороговорки на одном дыхании, но так, чтобы каждый слог, сопровождаясь соответствующим жестом, был четким, опертым. При этом мышцы брюшного пресса должны оставаться в напряжении уже на протяжении всего произнесения скороговорки. Следует подчеркнуть, что при таком методе произнесения можно сказать очень быстро любую даже самую сложную скороговорку, поскольку каждый слог скороговорки отделяется один от другого и жест рукой "помогает" правильному и четкому звучанию.

Не форсируйте, однако, произнесение нескольких слогов на одном дыхании. Переходить к этому следует только после 4-6 ти месяцев тренировки на режиме слог - возврат дыхания. Читатель, вероятно сразу же обратит внимание на этот срок тренировки, ведь было же сказано, что весь комплекс упражнений в книге рассчитан на 4-6 месяцев. Все дело в том, что данное упражнение чрезвычайно полезно и высоко эффективно для профилактике желудочно-кишечных заболеваний поэтому его рекомендуется выполнять постоянно.

Дадим еще одно упражнение на тренировку диафрагмы, которое также оказывает благотворное влияние на организм. Это упражнение Е. А.Лукьянова называла "проглаживанием". Здесь также активно задействован жест рукой.

Первоначально лучше всего выполнять упражнение сидя за столом, после того, как жест рукой будет отработан, можно выполнять упражнение стоя, без движения руки.

Упражнение "Проглаживание"

Сядьте за стол и целиком положите на него локтевой сустав, с сильно сжатым кулаком. Кулак тоже лежит на столе. Спина прямая.

Задача упражнения: проговорить особым образом начальную строфу стихотворения К.И.Чуковского "Скачет сито по полям" с использованием специального жеста, так, чтобы получилось одно слово следующего вида: "Скаааачеееетсиииитоооопоооопооооляяяям".

Однако в начале тренировок следует ограничиться словом: "Скаааачеееетсиииитоооо" - подчеркнем - это одно слово, которое произносится слитно.

Цель упражнения - тренировка диафрагмы.

Жест рукой очень простой. Сильно сжатым кулаком Вы как утюгом "гладите" очень медленно и с усилием по столу и одновременно очень слитно, оперто, зло произносите слово: "скаааачеееетсиииитоооо". При этом челюсти достатотчно сильно сжаты, а мышцы брюшного пресса очень сильно напряжены, живот подтянут, и чем ближе Вы к окончанию произнесения слова, тем сильнее напрягаются мышцы брюшного пресса. Особо обратите внимание на губы: они напряжены очень сильно и собраны в центре рта. Рот во время звучания не открывается. Эта форма должна оставаться неизменной на протяжении всего звучания. (Плотные губы - это плотная диафрагма). При произнесении согласных звуков челюсть сближается лишь на чрезвычайно короткое мгновение, а губы не меняют при этом формы.

Смена звуков происходит как бы "внутри" рта за счет небольшого движения челюсти, а не на губах.

Очень важен способ произнесения слова "скаааачеееетсиииитоооо".

Это одно слово, по существу одно единое звучание без малейших "провалов" и "люфтпауз" между согласными звуками, а гласные звуки "тянутся" на опоре, и как-бы зло, примерно по одной секунде на каждый гласный звук. Для того, чтобы звучание было правильным стремитесь при произнесении этого слова к последнему звуку "о", а в промежутках, при произнесении каждого гласного звука, стремитесь к самому последнему в этой группе звуков. Если обозначить это стремление ударением то получится следующее:

,,,,,

"Скаааачеееетсиииитоооо "

На последнем звуке "о" поставлено два ударения, поскольку он является основным звуком, к которому мы стремим все слово.

Схема упражнения:

(сядьте за стол и положите на него руку,

крепко сжатую в кулак)

выдох - пффф,

пауза,

возврат дыхания

"Скаааачеееетсиииитоооо "

пауза

возврат дыхания

пффф (успокаивающее пффф)

пауза

возврат дыхания

Не переутомляйтесь. Больше двух-трех раз подряд упражнение выполнять нецелесообразно.

Типичные ошибки.

1.При произнесении согласных возникают небольшие люфт-паузы, провалы в звучании. Этого делать нельзя, поскольку сразу же последует ослабление диафрагмы. Упражнение оказывается выполняемым некачественно.

Ваша задача сказать одно слово, как один звук, на одной форме. Вспомните как трубит слон. Вот примерно такое же звучание у Вас должно получиться при произнесении слова "Скаааачеееетсиииитоооо ". Если Вы не можете удержать в напряжении диафрагму на всем протяжении звучания, тогда ограничитесь только словом "Скаааачеееет ". По мере того, как оно будет получаться, присоединяйте к нему остальные слоги, пока не будете в состоянии правильно "сказать" все слово.

2. "Проглаживание" не плавное, а с ускорением, рывками. Помните, что плавное проглаживание соответствует постепенному усилению диафрагмы.

Приведенные упражнения являются основой для развития навыков диафрагмального дыхания. В системе трехфазного дыхания имеется еще большое количество упражнений, специально ориентированных на тренировку диафрагмы. Тем, кто заинтересован в дальнейшей тренировке, порекомендуем книгу Е. А. Лукьяновой: "Дыхание в хореографии".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: