Социальные проблемы пожилых людей и инвалидов. Понятие и система социальной защиты инвалидов

Любое государство имеет социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества и особая защита их прав государством. К этим группам населения относятся пожилые люди.

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их про­блем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения:

- хронологической;

- социологической;

- биологической;

- психологической;

- функциональной.

С хронологической точки зрения к пожилым относятся люди, достигшие определенного возраста:

- в соответствии с международными правовыми нормами — старше 60 лет;

- в соответствии с российским законодательством — женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет.

В категорию пожилых включаются очень разные люди: лица от 60 до 100 лет и старше, от достаточно здоровых и крепких до обремененных недугами глубоких стариков, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы.

Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин. В старших возрастных группах число женщин еще выше. Такая значительная разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин, частично — большим долголетием женщин.

В настоящее время наблюдается "старение" человечества, особенно -жителей Европы, Северной Америки и Японии.

Это объясняется следующими основными факторами:

- "бэби-бумом" 1945-1946 гг. - всплеском рождаемости после Второй мировой войны и достижением этим поколением в 2005-2010 гг. пенсионного возраста;

- общим увеличением продолжительности жизни;

- снижением рождаемости.

В настоящее время в странах Запада и Японии все больше становится нормой достижение возраста 85-88 лет и продолжение в этом возрасте относительно активного образа жизни.

При таких тенденциях в развитых странах, где преобладает европейская раса в ближайшие 10-20 лет количество пенсионеров будет "накапливаться" и может возникнуть ситуация когда пенсионеры будут составлять большинство населения.

В частности, президент США Дж. У. Буш заявлял, что старение нации станет главной проблемой Америки во втором десятилетии XXI века.

Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны го­сударства, общественных и других объединений и организаций, обще­ства в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его образ жизни, а также взаимоотношения с обществом и ценностно-нормативные понятия.

На ухудшение образа жизни пожилых людей влияют следующие факторы:

- возрастание невостребованности в семье и обществе;

- утрата привычного социального статуса;

- неконкурентность на рынке труда;

- неустойчивое материальное положение;

- ухудшение состояния здоровья;

- снижение способности к самообслуживанию.

Проводимые в ряде регионов России исследования выявили следующие психологические проблемы лиц старшего возраста:

- фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;

- негативное отношение к нынешней власти ("раньше было лучше");

- высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;

- неудовлетворенность жизнью;

- наличие заниженных стандартов жизни — бедность, маргинальность воспринимаются как данность.

Зачастую наибольшую озабоченность пожилые люди высказывают в отношении поддержания здоровья, доступности медицинского об­служивания, лекарственного обеспечения. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой пока­затель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухуд­шения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень за­болеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых. В среднем на одного пожилого больного России приходится от двух до четырех заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей. Особую роль играет тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на эти цели.

Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем.

Пожилые люди встревожены:

- своим материальным положением;

- уровнем инфляции;

- высокой стоимостью медицинского обслуживания.

Одиночество также занимает не последнее место среди проблем пожилых людей. Одиноко проживающих (живущих отдельно от взрослых детей) гораздо больше. Их самочувствие и жизненная ситуа­ция напрямую зависят от отношений с детьми, от возможности пол­ноценного общения с людьми. В то же время, чувство одиночества, ощущение пустоты и ненужности может посещать и пожилого человека, живущего в семье, и в большом коллективе дома-интерната.

Одиночество может быть частично компенсировано:

- вниманием к пожилым, их проблемам со стороны общества и государства;

- созданием и поддержанием обстановки психологического комфорта.

В соответствии с федеральными законами России инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности самостоятельно, без посторонней помощи:

- осуществлять самообслуживание;

- передвигаться;

- ориентироваться;

- трудиться;

- контролировать свое поведение и др.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанав­ливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная комиссия, или ВТЭК) исполняет следующие функции:

- устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудо­способности граждан;

- определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты;

- дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Организаци Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей".

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 05.05.92 инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же осно­ваниях, как и другие члены общества".

В зависимости от причины возникновения инвалидности условно выделяют следующие группы:

- наследственно обусловленные формы;

- связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

- приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

В Российской Федерации устанавливаются следующие причины инвалидности:

- общее заболевание;

- трудовое увечье;

- инвалидность с детства;

- ранение (контузия, увечье), полученные:

- при защите СССР;

- исполнении обязанностей военной службы;

- заболевания, связанные с пребыванием на фронте;

- увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы;

- заболевание:

- профессиональное;

- не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы);

- полученное при исполнении обязанностей воинской службы.

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются ком­пенсации.

К "барьерам" в жизни инвалидов относятся:

- физические ограничения, изоляция инвалида, обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. Факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков;

- трудовая сегрегация: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе;

- малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни);

- пространственно-средовой барьер — даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока удобной для инвалидов. Например, очень часто лестницы подъездов домов не оборудованы специальными дорожками для инвалидов и др.;

- информационный барьер, который имеет двусторонний характер;

- инвалиды затруднены в получении информации как общей, так и имеющей непосредственное значение для них. Это вызвано и эконо­мическими причинами, и дефицитом специальных носителей инфор­мации (например, для слепых), и неразвитостью современных гло­бальных информационных систем в нашей стране (мало передач с сурдопереводом и др.);

- лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презен­товать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы;

- эмоциональный барьер также является двусторонним, т. е. он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. - и фрустрирующих эмоций инвали­да: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружаю­щим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д.;

- коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность че­ловека. Расстройство полноценного общения — одна из наиболее труд­ных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компен­сации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, дости­жения ими материальной независимости.

Цели социальной реабилитации:

- восстановление социального статуса личности;

- обеспечение социальной адаптации в обществе;

- достижение материальной независимости.

Основные направления реабилитации инвалидов включают:

- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

- социалъно-средовую. социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию; социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Принципы социальной реабилитации инвалидов:

- ведущий - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедея­тельности; люди, имеющие инвалидность, должны иметь право полноцен­но участвовать в политической и экономической жизни общества;

- принцип неразрывной связи социальной среды и индивида с ограниченными возможностями. Он позволяет избежать ограниченности всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными огра­ничениями только медицинскими вопросами. В круг изучения включа­ются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения ин­валида; возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей;

- изучение и сохранение семейных и социальных связей инвалида, так как для каждого его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой;

- комплексность и последовательность реабилитационных мероприятий — отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата. В случае с инвалидами отсутствие даже одного мероприятия может свести на нет всю систему мер (например, инвалид получил по телевизионному каналу с сурдопереводом важную для себя информацию (об открытии социального пункта помощи инва­лидам), но отсутствие специального транспорта для инвалидов делает невозможным его желание воспользоваться этой информацией, в част­ности, добраться до места, где оказывается помощь инвалидам).

Социальное обслуживание инвалидов включает в себя совокупность следующих социальных услуг:

- уход;

- организация питания;

- содействие:

- в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи;

- профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга;

- организации ритуальных услуг и других услуг, которые предос­тавляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:

- соблюдение прав человека и гражданина;

- предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственность всех видов социального обслуживания;

- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

- ответственность органов государственной власти, органов местно­го самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Основными задачами центра социального обслуживания, действующего со­вместно с государственными и общественными организациями (органа­ми здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т. д.), являются:

- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, пе­риодичности ее предоставления;

- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района; разработка перспективных планов развития этой сферы соци­альной поддержки населения; внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

- привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности.

Инвалиды как социальная категория людей находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и в большей степени нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инст­рукциями и рекомендациями.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и др.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН "О правах инвалидов".

Интегратпвным международным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

В числе прочих они включают:

- углубление понимания инвалидами своих прав — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей;

- медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов;

- правила, посвященные занятости, — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возмож­ность осуществлять свои права, особенно в области занятости;

- поддержание доходов и социального обеспечения — государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов;

- в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами;

- обеспечение вовлечения инвалидов в культурную жизнь и участия в ней на равной основе, принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом;

- в области религии — поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин;

- в области информации и исследований — регулярный сбор статистиче­ских данных об условиях жизни инвалидов, о программах, услугах и об их использовании.

В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления:

- раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

- медицинское обслуживание;

- консультирование и оказание помощи в социальной области;

- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимо­му образу жизни;

- обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;

- специальные услуги в области образования;

- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-тех­ническую подготовку, трудоустройство).

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни об­щества. Основополагающие нормативно-правовые документы, регламен­тирующие меры социальной защиты инвалидов в нашей стране: Феде­ральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Феде­рации" от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"от 02.08.95 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

В соответствии с этими законами система социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста делится на два основных сектора:

- государственный — его образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания;

- негосударственный — объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государствен­ной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную дея­тельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотво­рительные и религиозные организации.

Устанавливаются условия:

- оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам;

- возмещения затрат, произведенных самим инвалидом;

- его отношений с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Все органы власти, руководители предприятий и организаций обязы­ваются законами создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учрежде­ниями, транспортом; беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях.

Особое внимание законы уделяют обеспечению занятости инвалидов — предусматриваются:

- финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов;

- установление квот для приема на работу инвалидов, в частности орга­низациям, численность работников которых составляет более 100 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%);

- освобождение от обязательного квотирования рабочих мест для инва­лидов общественных объединений инвалидов и их предприятий, ор­ганизаций, уставный капитал которых состоит из вклада общест­венного объединения инвалидов.

Определяются правовые нормы для решения таких существенных вопро­сов занятости инвалидов, как:

- оборудование специальных рабочих мест;

- условия труда инвалидов;

- права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов;

- порядок и условия признания инвалида безработным;

- государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009).

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступ­ления инвалидности при наличии ограничения способности к трудо­вой деятельности HI, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:

- от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотрен­ных законодательством):

- продолжительности страхового стажа застрахованного лица; %/ продолжения инвалидом трудовой деятельности;

- от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Однако трудовая пенсия по инвалидности — не единственный вид со­циального обслуживания инвалидов.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не ре­шенные законодательством или решенные, но не реализованные в практической деятельности.

Государственная служба реабилитации инвалидов — совокупность орга­нов государственной власти независимо от ведомственной принадлеж­ности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медициннской, профессиональной и социальной реабилитации.

Основы организации социальной реабилитации:

- как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

- непрерывность и поэтапность их проведения;

- системность и комплексность;

- индивидуальный подход.

Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в ком­плексной деятельности, включающей в себя организационные, эко­номические, градостроительные, собственно реабилитационные дей­ствия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образова­ния, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударствен­ными органами.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие про­цесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуще­ствляется Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей:

- создают сеть реабилитационных учреждений;

- обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и со­циальной реабилитации инвалидов;

- организуют производство технических средств реабилитации, услуг для инвалидов;

- способствуют развитию негосударственных реабилитационных учре­ждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета;

- бюджетов субъектов Российской Федерации;

- федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- Пенсионного фонда Российской Федерации;

- Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах);

- других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содер­жание реабилитационных учреждений, допускается на основе коо­перирования бюджетных и внебюджетных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: