Любое государство имеет социальные группы, которым необходимы повышенное внимание со стороны общества и особая защита их прав государством. К этим группам населения относятся пожилые люди.
Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения:
- хронологической;
- социологической;
- биологической;
- психологической;
- функциональной.
С хронологической точки зрения к пожилым относятся люди, достигшие определенного возраста:
- в соответствии с международными правовыми нормами — старше 60 лет;
- в соответствии с российским законодательством — женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет.
В категорию пожилых включаются очень разные люди: лица от 60 до 100 лет и старше, от достаточно здоровых и крепких до обремененных недугами глубоких стариков, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы.
Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.
|
|
Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин. В старших возрастных группах число женщин еще выше. Такая значительная разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин, частично — большим долголетием женщин.
В настоящее время наблюдается "старение" человечества, особенно -жителей Европы, Северной Америки и Японии.
Это объясняется следующими основными факторами:
- "бэби-бумом" 1945-1946 гг. - всплеском рождаемости после Второй мировой войны и достижением этим поколением в 2005-2010 гг. пенсионного возраста;
- общим увеличением продолжительности жизни;
- снижением рождаемости.
В настоящее время в странах Запада и Японии все больше становится нормой достижение возраста 85-88 лет и продолжение в этом возрасте относительно активного образа жизни.
При таких тенденциях в развитых странах, где преобладает европейская раса в ближайшие 10-20 лет количество пенсионеров будет "накапливаться" и может возникнуть ситуация когда пенсионеры будут составлять большинство населения.
В частности, президент США Дж. У. Буш заявлял, что старение нации станет главной проблемой Америки во втором десятилетии XXI века.
Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.
При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
|
|
Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его образ жизни, а также взаимоотношения с обществом и ценностно-нормативные понятия.
На ухудшение образа жизни пожилых людей влияют следующие факторы:
- возрастание невостребованности в семье и обществе;
- утрата привычного социального статуса;
- неконкурентность на рынке труда;
- неустойчивое материальное положение;
- ухудшение состояния здоровья;
- снижение способности к самообслуживанию.
Проводимые в ряде регионов России исследования выявили следующие психологические проблемы лиц старшего возраста:
- фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;
- негативное отношение к нынешней власти ("раньше было лучше");
- высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;
- неудовлетворенность жизнью;
- наличие заниженных стандартов жизни — бедность, маргинальность воспринимаются как данность.
Зачастую наибольшую озабоченность пожилые люди высказывают в отношении поддержания здоровья, доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.
Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых. В среднем на одного пожилого больного России приходится от двух до четырех заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5-1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей. Особую роль играет тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на эти цели.
Материальное положение — единственная проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем.
Пожилые люди встревожены:
- своим материальным положением;
- уровнем инфляции;
- высокой стоимостью медицинского обслуживания.
Одиночество также занимает не последнее место среди проблем пожилых людей. Одиноко проживающих (живущих отдельно от взрослых детей) гораздо больше. Их самочувствие и жизненная ситуация напрямую зависят от отношений с детьми, от возможности полноценного общения с людьми. В то же время, чувство одиночества, ощущение пустоты и ненужности может посещать и пожилого человека, живущего в семье, и в большом коллективе дома-интерната.
Одиночество может быть частично компенсировано:
- вниманием к пожилым, их проблемам со стороны общества и государства;
- созданием и поддержанием обстановки психологического комфорта.
В соответствии с федеральными законами России инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности самостоятельно, без посторонней помощи:
- осуществлять самообслуживание;
- передвигаться;
- ориентироваться;
- трудиться;
- контролировать свое поведение и др.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет — категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
|
|
Медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная комиссия, или ВТЭК) исполняет следующие функции:
- устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан;
- определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты;
- дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Организаци Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей".
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 05.05.92 инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества".
В зависимости от причины возникновения инвалидности условно выделяют следующие группы:
- наследственно обусловленные формы;
- связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;
- приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
В Российской Федерации устанавливаются следующие причины инвалидности:
- общее заболевание;
- трудовое увечье;
- инвалидность с детства;
- ранение (контузия, увечье), полученные:
- при защите СССР;
- исполнении обязанностей военной службы;
- заболевания, связанные с пребыванием на фронте;
|
|
- увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы;
- заболевание:
- профессиональное;
- не связанное с пребыванием на фронте (заболевание получено в период прохождения военной службы);
- полученное при исполнении обязанностей воинской службы.
Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации.
К "барьерам" в жизни инвалидов относятся:
- физические ограничения, изоляция инвалида, обусловленные либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться, ориентироваться в пространстве. Факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков;
- трудовая сегрегация: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе;
- малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни);
- пространственно-средовой барьер — даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока удобной для инвалидов. Например, очень часто лестницы подъездов домов не оборудованы специальными дорожками для инвалидов и др.;
- информационный барьер, который имеет двусторонний характер;
- инвалиды затруднены в получении информации как общей, так и имеющей непосредственное значение для них. Это вызвано и экономическими причинами, и дефицитом специальных носителей информации (например, для слепых), и неразвитостью современных глобальных информационных систем в нашей стране (мало передач с сурдопереводом и др.);
- лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы;
- эмоциональный барьер также является двусторонним, т. е. он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида — любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. - и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д.;
- коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство полноценного общения — одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Цели социальной реабилитации:
- восстановление социального статуса личности;
- обеспечение социальной адаптации в обществе;
- достижение материальной независимости.
Основные направления реабилитации инвалидов включают:
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
- социалъно-средовую. социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию; социально-бытовую адаптацию;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Принципы социальной реабилитации инвалидов:
- ведущий - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности; люди, имеющие инвалидность, должны иметь право полноценно участвовать в политической и экономической жизни общества;
- принцип неразрывной связи социальной среды и индивида с ограниченными возможностями. Он позволяет избежать ограниченности всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только медицинскими вопросами. В круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида; возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей;
- изучение и сохранение семейных и социальных связей инвалида, так как для каждого его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой;
- комплексность и последовательность реабилитационных мероприятий — отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата. В случае с инвалидами отсутствие даже одного мероприятия может свести на нет всю систему мер (например, инвалид получил по телевизионному каналу с сурдопереводом важную для себя информацию (об открытии социального пункта помощи инвалидам), но отсутствие специального транспорта для инвалидов делает невозможным его желание воспользоваться этой информацией, в частности, добраться до места, где оказывается помощь инвалидам).
Социальное обслуживание инвалидов включает в себя совокупность следующих социальных услуг:
- уход;
- организация питания;
- содействие:
- в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи;
- профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга;
- организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
- преемственность всех видов социального обслуживания;
- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Основными задачами центра социального обслуживания, действующего совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т. д.), являются:
- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района; разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения; внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности.
Инвалиды как социальная категория людей находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и в большей степени нуждаются в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями.
С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и др.
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН "О правах инвалидов".
Интегратпвным международным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.
В числе прочих они включают:
- углубление понимания инвалидами своих прав — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей;
- медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов;
- правила, посвященные занятости, — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости;
- поддержание доходов и социального обеспечения — государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов;
- в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами;
- обеспечение вовлечения инвалидов в культурную жизнь и участия в ней на равной основе, принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом;
- в области религии — поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общин;
- в области информации и исследований — регулярный сбор статистических данных об условиях жизни инвалидов, о программах, услугах и об их использовании.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления:
- раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
- медицинское обслуживание;
- консультирование и оказание помощи в социальной области;
- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;
- обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
- специальные услуги в области образования;
- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие меры социальной защиты инвалидов в нашей стране: Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2009) и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"от 02.08.95 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004).
В соответствии с этими законами система социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста делится на два основных сектора:
- государственный — его образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания;
- негосударственный — объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.
Устанавливаются условия:
- оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам;
- возмещения затрат, произведенных самим инвалидом;
- его отношений с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.
Все органы власти, руководители предприятий и организаций обязываются законами создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом; беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях.
Особое внимание законы уделяют обеспечению занятости инвалидов — предусматриваются:
- финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов;
- установление квот для приема на работу инвалидов, в частности организациям, численность работников которых составляет более 100 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%);
- освобождение от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов общественных объединений инвалидов и их предприятий, организаций, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Определяются правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как:
- оборудование специальных рабочих мест;
- условия труда инвалидов;
- права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов;
- порядок и условия признания инвалида безработным;
- государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.
Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009).
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности HI, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо:
- от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных законодательством):
- продолжительности страхового стажа застрахованного лица; %/ продолжения инвалидом трудовой деятельности;
- от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Однако трудовая пенсия по инвалидности — не единственный вид социального обслуживания инвалидов.
Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализованные в практической деятельности.
Государственная служба реабилитации инвалидов — совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медициннской, профессиональной и социальной реабилитации.
Основы организации социальной реабилитации:
- как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
- непрерывность и поэтапность их проведения;
- системность и комплексность;
- индивидуальный подход.
Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.
Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.
Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом региональных и территориальных потребностей:
- создают сеть реабилитационных учреждений;
- обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
- организуют производство технических средств реабилитации, услуг для инвалидов;
- способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.
Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств:
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов Российской Федерации;
- федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- Пенсионного фонда Российской Федерации;
- Фонда социального страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указанных фондах);
- других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.