Интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, ученые ещё не пришли к единой классификации видов совладающего поведения.
Выделяются следующие виды копинг-стратегий:
Проблемно-ориентированые / эмоционально-ориентированные копинг-стратегии
Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность: 1) проблемно-ориентированые стратегии (11 копинговых действий); 2) эмоционально-ориентированые стратегии (62 копинговых действия).
По Р. Лазарусу в копинговом процессе представлен как проблемно-ориентированный, так и эмоционально-ориентированный аспект.
Когнитивные / поведенческие / эмоциональные копинг-страте-гии
Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, И. М. Никольская и Р. М. Грановская выделяют три больших группы копинг-стратегий, проходящих на следующих уровнях:
|
|
– поведение (разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами.
– эмоциональная проработка подавленного (эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или с целью поиска социальной поддержки);
– познание (стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня ее контроля) [41, 38].