Сферы /Механизмы | Адаптивные | Относительно адаптивные | Неадаптивные |
1. Когнитивная (А) | 4, 5, 10 | 6, 7, 9 | 1, 2, 3, 8 |
2. Эмоциональная (Б) | 1, 4 | 2, 5 | 3, 6, 7, 8 |
3. Поведенческая (В) | 2, 7, 8 | 1, 4, 5 | 3, 6 |
Адаптивные варианты копинг-поведения
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
4) «сохранение самообладания»,
5) «установка собственной ценности»,
10) «проблемный анализ» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
1) «протест»,
4) «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
2) «альтруизм»,
7) «сотрудничество»,
8) «обращение» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
|
|
Неадаптивные варианты копинг-поведения
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
1) «игнорирование»,
2) «смирение»,
3) «диссимуляция»,
8) «растерянность» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
3) «подавление эмоций»,
6) «покорность»,
7) «самообвинение»,
8) «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
3) «активное избегание»,
6) «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.
Относительно адаптивные варианты копинг-поведения,
конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления.
Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся:
6) «относительность»,
7) «религиозность»
9) «придача смысла» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.
|
|
Среди эмоциональных копинг-стратегий:
2) «эмоциональная разрядка»,
5) «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.
Среди поведенческих копинг-стратегий:
1) «отвлечение»,
4) «компенсация»,
5) «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.
Виды копинг-поведения были распределены Е. Хаймом на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.
Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» – формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «протест», «оптимизм» – эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» – под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» – пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» – варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: «активное избегание», «отступление» – поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.
Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» – формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» – поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» – поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.
|
|
V. Методика «Индикатор стратегий совладающего поведения» (the Coping Strategy Indikator (CSI) Д. Амирхан (1990), адаптированный Н. А. Сиротой, В. М. Ялтонским. На его основе выделены три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание.
В пособии представлен также адаптированный А. Г. Грецовым вариант методики Д. Амирхана «Изучение стратегий преодоления жизненных проблем» [21], а также упрощённая версия адаптированного Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским опросника, использованная в исследованиях И. М. Никольской и Р. М. Грановской «Опросник копинг-стратегий детей школьного возраста» [41].
«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:
1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения трудной жизненной ситуации.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или курение, употребление алкоголя или наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания – суицид.
Стратегия избегания – одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности [60].
|
|
Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в-третьих, он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.
VI. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» («Strategic Approach to Coping Scale (SACS)» С. Хобфолл (1994), адаптированный Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченкова (2001), позволяет выявить 9 моделей преодолевающего поведения (стратегий преодоления): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.
Модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления трудных жизненных ситуаций в зависимости от степени конструктивности стратегии, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта. Также опросник дает возможность определения степени (высокой, средней, низкой) конструктивности стратегии преодолевающего поведения. Конструктивная стратегия – «здоровое» преодоление (копинг) является и активным и просоциальным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека [С. Хобфолл, М. Лерман – цит. по: [14, 259].
Развитие совладающего поведения и овладение копинг-навыками – важная и необходимая часть развития личности ребенка.
Развитие и выбор стиля совладающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками. Взрослые применяют качественно более совершенные способы совладания, значительно расширяя их репертуар. Взросление, развитие самопознания и владения собой способствует совершенствованию и усложнению совладающего поведения. Его положительная динамика заключается в увеличении с возрастом субъекта продуктивных (ориентированных на действия по разрешению трудной ситуации) и снижении непродуктивных стилей и стратегий совладания (деструктивные формы разрядки). Снижение уровня субъектности и адекватности поведения человека или группы приводит к росту непродуктивного (саморазрушающего) совладающего поведения.