В целом деятельность психолога в рамках консилиум можно рассматривать как состоящую из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими или социокультурными особенностями семей, в которых воспитываются дети, и т. п.
Совершенно очевидно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка вданном учреждении (подобная документация приведена практически во всех источниках, приведенных к данному разделу в конце пособия). Такое письменное согласие родителей или опекунов, ставшее уже стандартной процедурой в большинстве учреждений специального образования и ППМС-центров, позволяет предупредить ряд негативных моментов, связанных с конфликтными ситуациями.
|
|
Характер запросов и структура жалоб родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, также достаточно легально проанализированы в ряде пособий, поэтому мы не считаем нужным здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происходило заранее, например при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т. п., в которых достаточно подробно и развернуто представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые получает специалист, проводящий обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения.
Важной проблемой является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов. Кто из них должен быть первым, то есть проводить так называемой «первичный прием»? До сих пор этот вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, многое зависит от состава специалистов консилиума образовательного учреждения или образовательного центра, консультации, куда обратился ребенок. В то же время следует отметить, что практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что существует два наиболее эффективных варианта. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим практическим опытом работы, первичный прием целесообразно поручить ему. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необходимым опытом работы, первичный прием имеет смысл проводить любому другому специалисту, в первую очередь - логопеду или врачу.
|
|
Если первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей. Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет собственный опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные.
Разумеется, психологический анамнез нисколько не компенсирует, не отменяет сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Здесь мы особо отмечаем своеобразие психологического анамнеза и его значение как для построения общей гипотезы обследования, так и для постановки психологического диагноза. По результатам проведения углубленного обследования психолог составляет развернутое заключение.
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума (или той группой специалистов, которая имеется в данном учреждении). В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов (рис. 1). Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые ему помогут. Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Основным принципом деятельности команды специалистов на этом этапе является принцип мультидисциплинарности, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными психологами А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. А. Смирновым.
Характерной особенностью деятельности психолога в современных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов. И касается не только педагога как главного специалиста в образовательном учреждении. Сейчас в большинстве образовательных учреждений (в системе специального образования в обязательном порядке) появляются такие специалисты, как логопед, социальный педагог, специалисты медицинского профиля (невролог, психиатр и даже педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа идет по принципам: «чем больше, тем лучше» и «давайте все вместе», причем каждый из них озадачен прежде всего максимально полным выполнением своего объема работ, зачастую вне зависимости от того, что делают остальные. И чем больше специалистов в школе, тем активнее каждый из них навязывает несчастному ребенку свою помощь! Хорошо ли это для детей? Эффективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная работа, каково ее эффективное распределение?
|
|
На наш взгляд, подобная координирующая функция уже на этапе консилиумной деятельности должна быть возложена именно на психолога, в силу большего, по сравнению с другими специалистами, его «проникновения» в личность ребенка, того, что именно он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, собрать всех специалистов в единую слаженную команду требует от психолога особых навыков, умения создать психотерапевтическую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона деятельности психолога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных исследований.
Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц их заменяющих) на таком обсуждении. Опыт показывает, что в ситуации, когда коллегиальное обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования, а то и непосредственно после заключительного обследования каким-либо специалистом), более разумно не приглашать ребенка и его родителей на обсуждение, а предоставить им результаты в виде понятного для них заключения и обсудить с ними на следующей за коллегиальным обсуждением консультации все интересующие их или непонятные вопросы. Как правило, эта консультация проводится либо самим руководителем консилиума, либо, опять же, является прерогативой психолога. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей по результатам собственного обследования и дать ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию их ребенка в сфере своей деятельности. Точно так же, с нашей точки зрения, каждый специалист в рамках своей компетенции обязан в доступной форме предоставить родителям информацию о прогнозе дальнейшего развития ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть донесена информация (естественно, в щадящей, корректной форме) о неблагоприятности того или иного прогноза, возможном ухудшении состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие такой информации или искажение ее в угоду превратно понимаемого «щадящего отношения» к родителям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением профессионального долга специалиста (к какой бы профессии он ни принадлежал), что должно стать предметом нелицеприятного обсуждения профессиональным сообществом.
|
|
Если школьный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком (случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно; возникли конфликтные отношения с родителями; родители не принимают рекомендаций консилиума и г. п.), ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: районную или даже региональную. Подразумевается, что в такой консультации примут участие более опытные специалисты, что позволит им правильно оценить состояние ребенка. Да и авторитет организации более высокого уровня может стать хорошим мотивирующим компонентом воздействия на родителей.
Все полученные результаты в виде общего (коллегиального) заключения консилиума в этом случае передаются в психолого-медико-педагогическую консультацию и в дальнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с заключениями специалистов консультации (в том числе психолога консультации) и рекомендациями по организации развития, воспитания и обучения ребенка.
Третьим этапом деятельности психолога образования является собственно реализация решений консилиума в плане развивающе-коррекционных мероприятий внеурочного плана или включения специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.
Как правило, развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (в некоторых случаях и разработка) индивидуально-ориентированных программ специально психологической помощи в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Отсюда вытекает важная задача подбора детей в достаточно «гомогенные» группы, т. е. дети в коррекционных группах должны обладать определенными близкими по структуре особенностями развития, что само по себе является достаточно сложной задачей. Важной задачей является и наполняемость групп. Должна быть также определена ориентировочная продолжительность как отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены но и обоснованы в программе коррекционной работы.
Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Каждое из подобных обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам.