Основные идеи. Теорию Э. Берна можно представить как состоящую из пяти основных разделов

Теорию Э. Берна можно представить как состоящую из пяти основных разделов:

1. Концепция значимости контактов в человеческой жизни.

2. Концепция о трех 5го-состояниях.

3. Анализ трансакций.

4. Анализ игр.

5. Анализ сценариев.

1. Э. Берн говорит о том, что каждое человеческое существо нуж­дается в постоянных контактах с другими людьми для своего раз­вития и здоровья (особенно в детстве). Эти контакты он называет поглаживаниями. Это могут быть действительно физические при­косновения, или слова, или жесты, которые обращены к другому человеку. Позитивные поглаживания сигнализируют, что человек приветствует существование другого человека в мире, одобряет его. (Например, такая, казалось бы, приевшаяся формула: «Привет, привет. Как дела?» — является формой позитивного поглажива­ния). Отрицательныепоглаживания(побои, оскорбления, игнорирова-ние)являютсяформойвыраженияпренебрежительногоотношенияк существованию другого человека.

Каждый человек нуждается в определенной порции положи­тельных поглаживаний для своего выживания и хорошего само­чувствия. Он обычно стремится к получению позитивных погла­живаний и склонен сохранять те формы поведения, за которые получал поглаживания. Например, если ребенок привык получать поглаживания за болезнь или печаль, то он склонен часто болеть или оставаться печальным.

Контакты совершенно необходимы для психического и даже физического здоровья индивида. Глубокие, положительные и ис-


кренние контакты приносят счастье. Однако в случае дефицита контактов человек иногда предпочитает отрицательные контак­ты, чем вообще не иметь контактов, так дети иногда нарочно вызывают на себя гнев родителей, лишь бы получить от них кон­такт как признание их существования.

Пример.

Когда отец Сюзан оставил ее в детской больнице, ей было 22 месяца, однако она весила как пятимесячный ребенок, а рост ее соответствовал десяти месяцам. У нее практически отсутствовали моторные навыки, она не могла ползать и не умела не только говорить, но даже лепетать. Если люди приближались к ней, она начинала плакать.

Три недели никто не навещал ее, работник больницы встретился с ма­терью и выяснил, что мать была уверена, что Сюзан не любила, когда ее берут на руки, и всегда хотела остаться одна. Она сказала, что отчаялась установить контакт с Сюзан.

Исследования показали, что никаких физических причин для ее отста­вания в развитии не было.

Одна женщина, добровольно заменившая мать Сюзан, вызвалась забо­титься о ней по шесть часов вдень, пять дней в неделю. Персонал больни­цы тоже уделял девочке много внимания, ее брали на руки, баюкали, игра­ли с ней, предоставив ей таким образом избыток физических контактов.

Два месяца спустя, хотя Сюзан еще заметно отставала в развитии, у нее появились хорошо развитые реакции. Она поправилась на шесть фун­тов и выросла на пять дюймов. Она могла ползать и даже ходить, если ее поддерживали, перестала бояться незнакомых [5].

Контакты могут различаться по степени доверительности, под­линности и глубине. Чем они более позитивны, подлинны и глу­боки, тем больше удовлетворения получает личность, вступаю­щая в такие контакты. К сожалению, подлинно глубокие и удов­летворительные контакты между людьми, приносящие чувство близости, по Э. Берну, довольно редки, и люди заменяют их сур­рогатом подлинного общения — играми. Поэтому он формулирует цель трансактного анализаустановление возможно более откры­тых и подлинных взаимодействий между людьми, а также между внутренними компонентами личности.

2. Э. Берн постулирует три возможных состояния Я человека: это состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Он настаивает, что это именно состояния одного и того же Эго (как вода бывает в состоянии льда, жидкости и пара), а не части личности. Исходя из каждого состояния человек может актуализировать определен­ный спектр программ поведения и соответствующие эмоции.

Пояснить это можно так:

А. У каждого человека были родители, и каждый независимо от возраста хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). В каждом есть Родитель.


Б. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы со­ответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

В. Каждый когда-то был ребенком и хранит в себе детские со­стояния. Он несет в себе впечатления детских лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что каждый хранит в себе маленького мальчика или девочку. В каж­дом есть Ребенок (Дитя).

Родительскоесостояниевыражается:

а) в предубеждениях, т.е. в правилах поведения, нравственных
догматах и установках;

б) в критике и поучениях;

в) в заботе.

Взрослое состояние ориентировано на восприятие реальности, получение объективной информации и принятие взвешенных ре­шений. Оно хорошо приспособленное, смышленое, достаточно свободно от влияния предубеждений и прошлых переживаний.

Состояние Я ребенка представляет внутренний мир чувств, пе­реживаний и адаптации. Это состояние может проявлять себя тре­мя способами.

Естественный Ребенок — нежный, необученный, импульсив­ный, выразительный, бесконтрольный, сосредоточенный на себе, непослушный и т.д. (такой, каким создала его природа).

Маленький Профессор — интуитивный, творческий, манипуля-тивный ребенок. Исходя из этого состояния, человек проявляет творческое начало. Хороший пример — Винни Пух, который при­думывает, как ему достать мед.

Приспособившийся (адаптированный) Ребенок — это та часть Эго- состояния ребенка, на которую оказали значительное влияние родители, обычно с помощью репрессивного воспитания. Напри­мер, если ребенок все время слышит: «... и не задавай мне глупых вопросов», то он может сформировать адаптацию, состоящую в страхе задавать кому бы то ни было любые вопросы.

Вариантов адаптации великое множество, но существуют дос­таточно общие формы адаптации: послушание, отдаление и про­медление.

Послушание может приводить к отсутствию понимания со стороны индивида, что он на самом деле хочет. В крайних случаях (если родители требуют абсолютного послушания) это может при­вести к полному самоотрицанию и в результате к клинике. Для шизофрении, например, характерна полная потеря своего Я, что проявляется в деперсонализации и отсутствии контакта с реаль­ностью.

Отдаление может быть либо физическим (подольше погу­лять на улице, чтобы не сталкиваться с давящим родителем), либо


психологическим (не слышать, что он говорит). Многие матери просто бесятся, когда их ребенок не слышит их, но чем больше они бесятся, тем меньше он их слышит.

Пример.

Одна молодая женщина, посещавшая мой кружок, пожаловалась на та­кую свою особенность: когда начальник на работе говорит что-то важное, она слышит только первую фразу, остальное — нет, она как бы засыпает. «Я даже на Ваших занятиях как бы засыпаю, хотя вроде бы это мне самой интересно», — призналась она. Проанализировав эту ситуацию, мы опре­делили, что изначально это была защитная реакция, чтобы не слышать агрессивные назидания своей матери, которая «долбила» ей голову с 11 лет. Когда она проработала эту проблему и нашла более конструктивный способ противостоять родительским предписаниям, она стала слышать начальника и перестала «засыпать» на занятиях.

Некоторые мужчины признавались мне, что когда жена говорит им, что они должны купить в магазине, они слышат только первую фразу, осталь­ное потом мучительно припоминают...

Промедление выражается в том, что ребенок тянет с вы­полнением родительских поручений: делать уроки, идти обедать или спать и т.д. С возрастом такая адаптация переходит во внут­реннюю борьбу с самим собой.

Пример.

Многие студенты мне жаловались, что никак не могут заставить себя писать курсовую или начать готовиться к экзаменам. Садятся за подготов­ку в последний день в 10 часов вечера, занимаются всю ночь и сдают на тройку. «Буквально за волосы тяну себя за стол, чем сильнее тяну, тем сильнее сопротивляюсь...», — говорят некоторые.

Наиболее эффективным приемом для коррекции этого состояния явля­ется парадоксальное разрешение не готовиться к экзаменам, которое субъект дает своей сопротивляющейся части личности. Удивительно, но энтузиазм появляется моментально, если, конечно, клиент не лицемерит в этом разрешении.

Именно с адаптированным внутренним ребенком клиента наи­более часто ведется работа в практике терапии, цель которой по­мочь ему снова стать естественным ребенком.

ЗЛраисашщейназываетсяединицаобщения,котораяможет(я>1ть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционнойреакцией (ответомнаэтообращение). Трансакция, по Э. Берну, не просто направлена от одного человека к другому, но исходит из одного состояния Я человека (Детского, Взрослого или Родительского) и обращена к тому или другому состоянию Я партнера. Подробный анализ процесса человеческого общения как последовательности таких трансакций вскрывает причины тех или


иных проблем и сбоев в человеческих взаимодействиях. При ана­лизе трансакций используются специальные диаграммы взаимо­действий (подробнее см.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992).

На рис. 5 (а, б, в) изображены примеры диаграмм дополни­тельных, пересекающихся и скрытых трансакций, приводимые примеры соответствуют диаграммам.

В случае дополнительных трансакций (а) отклик приходит из того 5го-состояния, куда был направлен первичный стимул и адресован исходному состоянию того человека, который его «от­правил». В этом случае коммуникации остаются открыты и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом. Например, сын спрашивает: «Папа, я правильно решил задачу?» Отец отвечает: «Да, но есть более простое решение». Реплика сына направлена из его детского состояния к взрослому состоянию отца и ответ ей соответствует.

Пересекающиеся трансакции (б) возникают в тех случаях, ког­да ответ приходит из другого 5го-состояния партнера, чем то, куда был направлен стимул. Человек не получает ожидаемого от­вета, он чувствует, что ему перечат, возникает конфликт или об­щение прерывается. Например, жена говорит мужу: «Я хотела бы заехать в пятницу поболтать к сестре». Муж отвечает: «Черт возьми! Для меня у тебя никогда нет времени».

Скрытые трансакции (в) характеризуются тем, что включают более двух состояний Эго, и скрытое сообщение (пунктирная ли­ния) маскируется под социально приемлемой трансакцией. Скры­тое сообщение может содержать намек, подначку, оскорбление, провокацию и т.д. Например, продавец машин, улыбаясь, гово­рит своему клиенту: «Это наша самая великолепная спортивная модель, но она, наверное, слишком дорога для Вас». Подспудно он обращается к 5го-состоянию Ребенка в клиенте с подначкой: «Слабо купить?»

0 0 0-0 0 хН)

0 0

0X0

0^Э

Ро
Ро

(Pol (Ро ]


б

Рис.5



4. Скрытые трансакции непременно присутствуют в психологи­ческих играх. Игру можно определить как часто повторяемую пос­ледовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внеш-неразумное обоснование, или, более кратко, как серию трансакций с уловкой.

Игра отличается от нормального, открытого и спонтанного поведения своей нечестностью, сокрытием истинных мотивов и репродуктивным воспроизведением одних и тех же ситуаций и типов взаимодействия. Нечестность таких игр проявляется прежде всего в том, что явно выраженные, протекающие на внешнем плане трансакции являются как бы ширмой, а основное значение имеют скрытые, протекающие на психологическом уровне трансак­ции, преследующие обычно не совсем благовидные и неосозна­ваемые цели. Так, например, в игре «Дай мне пинка» внешне не­уклюжие, но «невинные» действия прикрывают желание быть жертвой, испытать мазохистское удовлетворение и снять с себя ответственность за собственные неудачи. Кроме основной цели игра приносит ведущему еще много дополнительных выгод.

Как правило, игра усваивается в детстве, часто на примере собственных родителей, и в дальнейшем человек не осознает под­линных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. В детстве ребенок привыкает испытывать некоторые чув­ства, и игра позволяет вновь и вновь испытать это старое привыч­ное чувство (например, чувство вины) и ничего не менять в сво­ем поведении. Часто человек стремится собирать «ярлыки» таких чувств, еще и еще раз убеждая себя в привычном отношении к себе или другим.

Пример.

«Одна из игр, которую исполняют для сбора «ярлыков» неполноценнос­ти, называется "Тупица".

Сын. Я тупица.

Отец. Ты не тупица.

Сын. Нет, я такой.

Отец. Ты не такой. Помнишь, каким ты был находчивым в летнем лаге­ре? Тренер считал тебя одним из самых способных.

Сын. Откуда ты знаешь, что он так считал?

Отец. Он говорил мне об этом.

Сын. Ха, как же так получилось, что он все время называл меня тупи­цей?

Отец. Он просто подшучивал над тобой.

Сын. Я тупица, и знаю это. Посмотри на мои оценки в школе.

Отец. Ты только должен больше стараться.

Сын. Я уже старался, и это не помогло. У меня не хватает мозгов.

Отец. Ты способный, я уверен в этом.

Сын. Нет, я знаю, что я тупица.

Отец (громко). Ты не тупица!


Сын. Нет, я именно такой.

Отец. Какты не можешь понять, что ты нетупица? Тупица!» [5].

Эрик Берн составил целую картотеку разнообразных игр, ко­торые часто встречаются в психотерапевтической практике: «Дай мне пинка», «Если бы не ты...», «Загнанная домохозяйка», «Ал­коголик», «Скандал», «Попался, сукин сын», «Бедный я» и т.д.

Пример.

В качестве примера можно привести описание игры «Если бы не ты...», довольно типичной для супружеских отношений.

«... Миссис Уайт жаловалась на то, что ее муж всегда очень строго огра­ничивал ее светскую жизнь, поэтому она так и не научилась танцевать. После того как она прошла курс лечения у психотерапевта, что повлияло на ее установку, ее муж стал чувствовать себя менее уверенно и стал больше ей разрешать. Миссис Уайт могла теперь расширить поле своей деятельнос­ти и записалась на уроки танцев. И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отка­заться от своей затеи.

Это неприятное происшествие, так же как и целый ряд ему подобных, пролило свет на некоторые особенности брака миссис Уайт. Из всех своих поклонников она выбрала в мужья самого деспотичного претендента. Это в дальнейшем дало ей возможность сетовать на то, что она могла бы зани­маться различными делами "если бы не он". У многих ее подруг мужья тоже были деспотичными, так что, собираясь за чашечкой кофе, они подолгу иг­рали в "Если бы не он".

Таким образом, миссис Уайт занимается игрой, подлинные причины ко­торой (избегание пугающих ее ситуаций, почему — надо разбираться) не осознаются. В подобных играх всего две роли: мужа-тирана и подавляемой им жены» [2].

В других играх может быть три и более ролей. Наиболее часто используемыми и «выгодными» ролями являются роли «жертвы», «преследователя» и «спасителя», причем индивид может по ходу игры переходить из одной роли в другую.

Для того чтобы выйти на свою подлинную психологическую проблему и решить ее, необходимо как-то разоблачить свою игру (или это должен сделать психотерапевт) и отказаться от нее, игра всегда служит средством избегания подлинной проблемы.

5. Гораздо более обширные системы трансакций определяются сценарием жизни личности. Сценарийэто постепенно разворачи­вающийся жизненный план, предусматривающий и некоторый финал. Сценарии возникают в детстве под воздействием родительских предписаний, на основе (или под влиянием) которых дети прини­мают соответствующее решение. Предписанием могут служить как вербальные, так и невербальные воздействия родителей, которые воспринимаются ребенком как указания к построению своей жизни.


6 Линде



Одни предписания могут давать позитивный импульс к развитию способностей ребенка («А ты у нас талантливый...»), другие тол­кают его к деструктивному поведению («Из тебя все равно ничего не выйдет»).

Роберт и Мери Гулдинги [4] выделяют 12 наиболее опасных родительских предписаний (имеет значение частота и эмоцио­нальность таких высказываний), на основании которых дети обычно принимают весьма негативные решения и строят тра­гический сценарий жизни. Самый эффективный способ преодо­ления таких проблем — осознание и создание контрпредписа­ния.

1. «Не будь, не живи». Это сообщение может даваться невер­бально (избиение ребенка) или словесно: «Лучше отплакать на твоей могилке, чем всю жизнь с тобой мучиться...», «От тебя одни неприятности...» В ответ на такое предписание ребенок может при­нять решение: «Я умру, и затем вы меня полюбите» или само­убийственное решение другого типа, что выражается в постоян­ном депрессивном состоянии. Большинство криминальных под­ростков и молодых наркоманов получали именно такие предписа­ния от родителей.

2. «Ты не такой (такая)», или «Не будь собой». Это предписа­ние дается, если родителей не устраивает пол ребенка, другие его физические или личностные качества. В ответ ребенок может всю жизнь пытаться себя переделать (например, во взрослом уже со­стоянии многократно делает пластические операции), ненавидит себя и т.д. Или принимает решение: «Я докажу вам, что бы мне это ни стоило.»

3. «Не взрослей», или «Оставайся маленьким». Возможное реше­ние ребенка: «Ладно, я останусь маленьким» или «беспомощным», или «недумающим», или «несексуальным», или «Я никогда не покину мамочку» и т.д.

4. «Не будь ребенком». Возможные решения: «Я никогда не буду развлекаться, всегда буду серьезным», «Я всегда буду заботиться о них» и т.д.

5. «Не делай этого», или «Ничего не делай». Возможное реше­ние: «Я никогда ничего не сделаю правильно», или «Я докажу вам, даже если это меня убьет», или «Я всегда буду испытывать стыд или вину, что бы я ни сделал».

Пример.

Один сорокалетний мужчина страдал в течение длительного времени от постоянных болей в спине, буквально не знал, на каком боку спать. То, что давило ему на спину, было похоже на тяжелый гипсовый постамент поэта Данте в тонком лавровом венке. Присмотревшись, он увидел, что это образ вовсе не знаменитого поэта, а его отца! Отец говорил ему: «Ты ма­ленький мальчишка и у тебя ничего не получится...» Реальный отецдей-


ствительно всегда говорил ему в детстве, что лучше он сам сделает, а то у него не получится.

Тогда он понял и сказал в воображении постаменту: «Папа, я взрослый мужчина и я все смогу. У меня все получится». Тут же этот постамент рас­сыпался в пыль, а вместо него возникобразживого и молодого отца, кото­рый с интересом смотрел, что сделает его сын. В ту же секунду боль в спине полностью прошла, и мужчина долго двигал спиной в недоумении, спина была легкой и полностью свободной. Обратно боль не возвраща­лась по меньшей мере в течение года.

6. «Не будь близким», или «Не доверяй». Возможные решения: «Больше я никому не буду доверять», «Близость всегда ведет к боли» или «Нельзя быть сексуальным (плюс запреты на физичес­кую близость)».

7. «Не будь здоров», или «Не чувствуй себя хорошо». Например, мать может говорить своему ребенку: «Ты такой же сумасшедший, как и твой отец» или «Как ты можешь хорошо себя чувствовать (радоваться, смеяться, играть), когда твоя мать так мучается (бо­леет)!?» Возможные решения ребенка: «Я сумасшедший», «Нельзя быть счастливым» или «Когда мать умрет, я тоже не смогу жить».

8. «Не будь первым». Возможное решение: «Лучше быть подчи­ненным» или «Не надо высказывать свое мнение, лучше прислу­шиваться к чужому».

9. «Не принадлежи». Возможные решения: «Я никогда не буду никому принадлежать» или «никакой группе», или «никакой стра­не», или «Никто и никогда не будет меня любить, потому что я никому не буду принадлежать».

10. «Не думай», или «Не думай об этом». Возможные решения: «Я глупый», или «Я сам не могу принимать решения», или «Дру­гие знают лучше меня, что надо делать», или «Думать о деньгах (сексе) нехорошо», или «Лучше я буду думать о чем-либо дру­гом», или «Я всегда не прав».

11. «Не чувствуй», или «Не чувствуй, как ты, чувствуй, как я». Например, ребенку сообщается, что плакать нехорошо, что маму не интересует, что ребенок чувствует, а невкусная еда очень вкус­ная. Возможные решения: «Я никогда не буду плакать», или «Я ничего не чувствую», или «Эмоции — это потеря времени», или «Я сам не знаю, что я чувствую», или «Я никогда не злюсь, пото­му что чувствовать злость недопустимо».

12. «Не делай успехов», или «Не будь значимым». Родители в той или иной форме неодобрительно отзываются об успехах ребенка или вызывают у него чувство вины, если он в чем-то превосходит их. Возможные решения ребенка: «Можно обойтись и без высшего образования», или «Нельзя быть успешнее папы», или «Если я чего-либо добьюсь, то потеряю любовь близких», или «Чтобы не вызывать зависти людей, лучше ничего не достигать», или «Все должны быть равны» и т.д.


Пример.

Одна студентка IV курса сказала, что чувствует настоятельную необхо­димость бросить учебу, находит любые предлоги, чтобы не ходить в инсти­тут, но сама не понимает, почему. При этом она хочет иметь высшее обра­зование, ей нравится специальность.

Я предложил ей представить ту силу, которая не пускает ее учиться. Эта сила говорила: «Можно обойтись и без высшего образования...» Я спросил ее: «А кто-нибудь говорил тебе так в детстве?» Она тут же вспомнила, что ее бабушка всегда говорила, что вот она не окончила вуз (бросила на IV курсе) и ничего, можно прожить и без высшего образования. У бабушки было трое детей, двое из них бросили институты, а один и вовсе в вузе не учился...

Я предложил ей представить свою бабушку и сказать ей: «Бабушка, я окончила вуз, я прекрасный специалист и очень довольна». Она выполни­ла инструкцию и «увидела», что бабушка очень злится, а сама она почув­ствовала вину перед бабушкой, которая просто не давала ей дышать. «Боже мой, это же моя астма!» — воскликнула она.

Я предложил ей отпустить свое чувство вины (прием высвобождения с воображаемым звуком). Когда она сделала это, то вдруг задышала полной грудью так, как не дышала никогда в жизни. «Я просто наслаждаюсь дыха­нием!» — сказала она. Я попросил ее повторить бабушке, что она прекрас­ный специалист и т.д. Она увидела, что снова бабушка злится, но ей те­перь наплевать, «это ее дело».

Вуз она не бросила и несколько раз говорила мне потом, как она сво­бодно дышит и наслаждается дыханием.

Но независимо от предписаний ребенок сам принимает реше­ние, в соответствии с которым строится его жизнь, это его твор­ческое приспособление, которое потом становится программой, требующей обязательного исполнения, даже если человек забыл сам момент принятия решения и обстоятельства, его вызвавшие.

Пример.

Молодая женщина-бизнесмен лет тридцати спросила меня, почему она чувствует, что скоро в ее жизни должен наступить конец? Ей оставалось совсем немного дел (устроить личную жизнь мамы) и потом — конец...

Когда мы анализировали эту ситуацию, она вспомнила, что когда она училась в первом классе, мама ей сказала: «Получишь тройку по чистопи­санию — домой лучше не приходи». А надо сказать, что ее мама лупила ее как «Сидорову козу» и требовала абсолютного подчинения: по маминому взгля­ду надо было понять, что та хочет, и это точно выполнить. Поэтому она сиде­ла до вечера на скамейке в парке и думала о том, как ей жить. И в итоге она приняла твердое решение, что она выполнит все требования, которые предъявляет к ней этот мир, одержит победу, а потом наступит конец...

Она действительно выполнила свое решение: она хорошо училась, была отличной спортсменкой, стала бизнесменом, заработала много денег, у нее были хороший мужи сын. Она почти полностью устроила жизнь своей мамы (несмотря на то, что при общении с мамой у нее всегда случались истери­ки), осталось немного...


Когда она все это поняла, то ударила себя по лбу и воскликнула: «А я-то думаю: какой конец, почему конец?!» После этого она поняла, что конец отменяется.

Терапия

Разрушение игры состоит в том, что психотерапевт категори­чески отказывается в нее играть и помогает клиенту осознать соб­ственную игру. По крайней мере он старается резко уменьшить получаемое клиентом в игре «вознаграждение». Сталкиваясь с та­ким поведением, клиент впадает в отчаяние, содержащее в себе элементы фрустрации и растерянности. При успешной терапии такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой с позиций Взрослого, понимающего подлинные причины своих затруднений и в этом смысле уже от­части свободного от них.

Для того чтобы успешно разрушить игру, можно предложить ведущему антитезис игры, т.е. некоторое поведение, противопо­ложное тому, к которому толкает вас играющий (в данном случае клиент). Например, антитезисом вышеприведенной игры «Если бы не ты» является отсутствие запретов. Если муж вместо запрета скажет: «Ради Бога, учись танцевать», то замаскированные страхи выйдут наружу и с ними можно будет психотерапевтически рабо­тать. Одно лишь осознание игры, происходящее при ее разруше­нии (или при последовательном разъяснении психотерапевта), может привести к исцелению.

В групповой форме трансакционной терапии участники груп­пы совместно анализируют поведение друг друга, пользуясь трансакционными схемами. Поэтому непременным атрибутом та­ких групп является черная доска, на которой участники под руко­водством психотерапевта строят схемы трансакций для того или иного члена группы в контексте его определенной жизненной ситуации, что постепенно приводит их к осознанию своих игр и скрытых проблем.

Мэри и Роберт Гулдинги [4] предлагают клиенту вспомнить раннюю сцену, в которой он получил соответствующее родитель­ское предписание, и, погружаясь в детское состояние, создать новое, уже позитивное решение, независимо или вопреки тому, что делали или говорили родители. Таким образом, перестраива­ется весь сценарий жизни и адаптированный Ребенок превраща­ется в естественного Ребенка.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в жизни людей играют «поглаживания»?

2. Какие Эго-состояния вам известны?


3. Что такое трансакция?

4. Что такое игра по Э. Берну?

5. Как формируется сценарий жизни?

6. Какие типы опасных родительских предписаний вы знаете?

Литература

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб., 1991.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. — СПб., 1992.

4. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. — М., 1997.
5.ДжеймсД.,ДжонгвардД. Рожденные выигрывать. — М., 1995.

6. Стюарт Я., Джоше В. Современный трансактный анализ. — СПб., 1994.

7. Харрис Т.А. Я - О'Кей. Ты - О'Кей. - М., 1997.


Глава 14. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Экзистенциализм — одно из интереснейших и глубоких на­правлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» (существование, сущность) был употреблен Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником эк­зистенциализма считается феноменология Э.Гуссерля. Крупней­шими философами-экзистенциалистами являются Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер и другие. Объектом исследова­ния экзистенциалистов является человек как субъект и его субъек­тивное переживание собственного существования. Естественно, что психология и психотерапия XX в. не могли не подвергнуться воз­действию этого учения.

Представителями экзистенциальной психологии можно счи­тать В.Дильтея, Э.Фромма, В.Франкла, Р.Мэя, И.Ялома и дру­гих. Ф. Перлз называл гештальттерапию ветвью экзистенциальной психотерапии.

В данной главе экзистенциальная терапия будет представлена на примере логотерапии В. Франкла, одного из авторитетнейших терапевтов Европы.

Основные идеи

Основным сугубо человеческим стремлением, отличающим его от других живых существ, по В.Франклу, является стремление об­рести смысл своего существования, и человек ощущает фрустра­цию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, ко­торый достоин их.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни — сама жизнь ста­вит этот вопрос перед ним, и человеку приходится отвечать на него не словами, а действиями. Но этот смысл в принципе досту­пен любому человеку независимо от пола, интеллекта, характе­ра, среды или религиозных убеждений. Этот смысл всегда уни­кален, ему нельзя научить, но человек может его создать. Он не­сет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни.


Создание смысла жизни и следование ему можно назвать са-мотрансценденцией человека, т.е. расширением себя за пределы своего локального существования. В поисках смысла человека на­правляет его совесть, совестьэто орган смысла.

Невозможно найти смысл в самом себе, он всегда находится за пределами самого человека. Поэтому самореализация является только следствием служения смыслу, и чем более человек отдает себя этому служению, тем более он становится самим собой.

Человек всегда свободен найти и реализовать смысл своей жиз­ни, смысл жизниможет быть найден при любых обстоятельствах. Именно в тяжелейших обстоятельствах люди нуждаются в том, чтобы понимать, ради чего стоило бы жить. Чувство найденного смыс­ла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франки, сам прошедший Освенцим и Да-хау, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстре­мальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, надело, которое их ждало, на смысл, который они хотели бы реализовать.

Таким образом, В. Франки понимает смысл жизни вполне кон­кретно, он считает, что человек может найти его в двух вещах: либо в деле, которому искренне готов служить, либо в любимом человеке, ради которого ему хотелось бы жить, — во всех случаях речь идет о самоотдаче. Но также смысл можно найти и в страда­ниях, смертельно больные люди могут видеть смысл в жизни до последнего момента, если принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно.

Отсутствие смысла жизни, так сказать, экзистенциальный ва­куум ведет кразвитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. В. Франки пишет о том, что 90 % алкоголиков и 100 % наркоманов страдают ощущением утраты смысла жизни. Также он считает, что агрессивные импульсы разрастаются преж­де всего там, где налицо экзистенциальный вакуум.

Напротив того, чувство счастья, по Франклу, представляет со­бой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее до­стижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека от­сутствует смысл жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», на­пример, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркоти­ки), стремления к сексуальным и другим наслаждениям. Однако, чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем более оно от него ускользает (поскольку он концентрируется на себе, а не на следовании смыслу) и требует все более искусственной и изощренной стимуляции, все больших доз, которые помогают ему забыть, что его жизнь пуста.

Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.


Отсюда проистекает метод дерефлексии как способ достиже­ния позитивных изменений путем отвлечения внимания от себя и переноса его на дело или других людей.

Однако, поскольку смысл жизни всегда уникален, всегда соот­ветствует данной личности, его нельзя дать человеку извне, хотя именно так происходит в странах тоталитаризма, когда всем лю­дям навязывается общий смысл (один на всех). В этом случае смысл жизни данной уникальной личности утрачивается вовсе (человек превращается в винтик системы).

В странах же капитализма большинство находят свой смысл по принципу конформизма (например, подражая успешным другим). Этот путь также не позволяет отыскать свой собственный уни­кальный смысл, придающий значение именно твоей жизни.

Терапия

Основной задачей логотерапии (так В. Франки назвал создан­ное им направление психотерапии) является помощь клиенту в воссоздании утерянного смысла жизни, преодолении экзистен­циального вакуума.

Пример.

В концлагере В.Франкл помогал отчаявшимся людям обрести смысл жизни в этих совершенно невыносимых условиях. Один из таких людей благодаря работе с Франклом вновь обрел смысл жизни, связанный со сво­ей научной работой, которую только он могзавершить, другой нашел смысл жизни в том, чтобы вновь встретиться с любимой дочерью, с которой их разлучила война.

Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также работу по разблокированию стремления клиентов к смыслу. Для этого проводится работа по углублению экзистенциального сознания, клиентам оказывается помощь в выс­лушивании ими голоса своего сознания в процессе поиска смысла.

Консультант ставит перед клиентом вопросы о смысле жизни и помогает ему искать ответы, он ведет с клиентом сократичес­кий диалог для приведения последнего к пониманию осмыслен­ности своей жизни.

Пример.

«Одну из клиенток Франкла мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не по­мнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл» [2].


Также применяется метод логодрамы (проживание в воображе­нии различных ситуаций, выявляющих отношение клиента к смыслу жизни). В некоторых случаях консультант предлагает клиенту свое видение смысла его жизни, а также анализ сновидений.

Пример.

Женщине приснилось, что вместе с грязным бельем она взяла в пра­чечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. У этой женщины возникли следующие свободные ассоциации: «кот» был символом «ребенка», а «грязным бельем» была «грязь» спле­тен, окружавшая личную жизнь дочери и ее любовный роман, к которому мать относилась очень критически. Франкл увидел в этом сновидении пре­дупреждение матери, призыв к женщине перестать мучить дочь, ведь ина­че она может ее потерять [2].

Охарактеризуем еще два оригинальных метода логотерапии: технику парадоксальной интенции и технику дерефлексии.

Франкл следующим образом описывает механизмы возникно­вения фобий (навязчивых страхов) и невроза навязчивых состоя­ний.

В первом случае (рис. 6, а) некоторый симптом (например, боль в сердце или головокружение), испытываемый в некоторой ситуации, вызывает у клиента страх, что этот симптом может усилиться или повториться. Этот страх действительно приводит к тому, что симптом усиливается или повторяется. Это, в свою очередь, приводит к усилению страха и снова к усилению симп­тома и т.д. Со временем это круговое взаимоусиление симптома и страха начинает происходить очень быстро, так что клиент уже не замечает самого процесса, но испытывает страх в исходной ситуации (например, в лифте), поэтому он начинает ее избегать. Сфера ситуаций, только похожих на первичную, может также начать вызывать страх, и клиент может, например, начать боять-


Симптом


Фобия


Давление


Противодействие



Усиливает


Усиливает




б


ся уже всех закрытых транспортных средств или всех закрытых по­мещений.

В случае же возникновения навязчивых состояний (навязчивые мысли или действия) клиент испытывает их гнет и пытается их подавить, оттолкнуть от себя. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление (рис. 6, б). Понятно, что чем больше человек старается не думать о чем-либо, тем больше эти мысли «лезут в голову». В отличие от фобий здесь наблюдается не бегство от состояния, но борьба с ним.

Применяемая в этих случаях техника парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навяз­чивых состояний), чего он так опасается. Тем самым прекращается избегание симптома или борьба с ним, и симптом достаточно быстро исчезает.

Примеры.

Одна женщина страдала от постоянных ночных кошмаров: ей каждый раз снилось, что ее преследуют и в конце концов закалывают ножом.

В этом месте она кричала и просыпалась, равно как и ее муж. Врач по­советовал ей приложить все усилия, чтобы досмотреть этот ужасный сон до конца, пока убийство не закончится. И что же произошло? Кошмары боль­ше не повторялись.

В другом случае женщина панически боялась задохнуться в закрытом помещении.

Она страдала этим недугом более 15 лет. По методу Франкла ей было предписано отыскивать ситуации, вызывающие ее фобию, и желать того, чего она всегда так боялась, а именно задохнуться. Она должна была гово­рить себе: «На этом месте я и задохнусь, чтоб мне лопнуть!» Через два дня она уже была в состоянии без каких-либо затруднений прийти в ресторан, проехать в лифте и даже в автобусе [3].

Однажды я предложил девушке, которая боялась ездить в трамвае че­рез мост (ей все время казалось, что трамвай может упасть вместе с ней в реку), во время поездки все время говорить себе: «Ну классно, сейчас я точно чебурахнусь с трамваем в реку, вот брызги-то пойдут!» На следую­щий день она проехала по мосту совершенно спокойно, до этого она все время вцеплялась в подлокотники кресла во время поездки, вся сжима­лась, и ладони ее становились мокрыми от страха.

Также из собственного опыта могу сказать, что очень многим людям, страдающим бессонницей, помогает следующий совет (если они ему сле­дуют): «Старайтесь не спать. Лежите и думайте, что вы не хотите и не буде­те спать, будете всю ночь о чем-то думать». В этом случае сон наступает очень быстро.

Второй специфический метод логотерапии — метод дерефлек- сии состоит в том, чтобы перенести внимание с себя или желаемого для себя результата на другого человека или дело.


Пример.

Жен щи не, озабоченной своей фригидностью, было сказано, что лече­ние будет проводиться через 2 месяца, пока же не следует думать о сво­ей проблеме, а во время интимных отношений больше внимания уделять партнеру. Случилось то, что пациентка пришла не через 2 месяца, а че­рез 2дня — полностью исцеленная. Таким образом, простое переключе­ние внимания с себя на партнера, т.е. дерефлексия, ведет к здоровью и счастью [3].

Нечто похожее может происходить с актерами и ораторами. Когда они озабочены тем впечатлением, какое производят на пуб­лику, рефлексируют во время выступления, они выступают очень слабо и полностью теряют внимание публики, а порой и нить выступления. Простое переключение внимания с себя на публи­ку, на то, чтобы донести до зрительного зала смысл выступле­ния, на самоотдачу делает выступление ярким, живым, сильным и привлекающим внимание публики.

По сути дела, метод создания смысла жизни (см. выше) также является методом дерефлексии, поскольку человек переносит внимание с себя на смысл своей жизни, который всегда воспри­нимается как нечто более важное, чем одна только своя жизнь, но является не презрением к этой жизни, но трансцендировани- ем (расширением в бесконечность и приданием высшей значимо­сти) этой же самой жизни.

В настоящее время распространенарелигиознаялоготерапия, и такие терапевты стремятся перевести религиозное бессознатель­ное в сознательное.

Франкл полагал, что многие люди скрывают и подавляют свою подлинную религиозность, поскольку подлинной религиозности свойственна интимность.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое экзистенциальный вакуум по В.Франклу?

2. Что лежит в основе человеческого счастья?

3. Охарактеризуйте технику парадоксальной интенции.

4. Охарактеризуйте технику дерефлексии.

5. Покажите связь понятий смысл, совесть и ответственность.

Литература

1. Кемпински А. Экзистенциальная психотерапия. — М; СПб., 1998.

2. Нелъсон-ДжоунсР. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

4. Франкл В. Психотерапия на практике. — СПб., 1999.

5. ФранклВ. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. — СПб., 2000.

6. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для себя. — Минск, 1998.


Глава 15. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Трансперсональную психотерапию можно назвать духовной психотерапией или психотерапией, выходящей за пределы тради­ционного понимания личности, стремящейся найти ответы в сверхличном.

Трансперсональным идеям отдали дань многие психологи, это и К. Юнг, и А. Маслоу, и, по сути дела, В.Франки, но все-таки наиболее правильно было бы выделить три основные ветви этого направления: психосинтез Р.Ассаджоли, холотропную терапию С. Грофа и медитативную психотерапию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: