Итоговая государственная аттестация
По дисциплине «Педагогическая подготовка»
на специализации «Фортепиано»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
1. Принципы диагностики и определения музыкальных способностей. Формы и содержание приёмных испытаний. Методика и способы развития музыкальных способностей на начальной стадии обучения.
2. Роль жанра этюда в развитии техники пианиста. Виды этюдов. Принципы выбора этюдов и методика работы над этюдами. (Примеры анализа Этюда).
3. Педагогический анализ.
1 вопрос.
Базовое представление о музыкальных способностях и задатках человека:
Правильная диагностика и развитие музыкальных и психофизических способностей Ученика – главные задачи педагога на протяжение всех лат обучения.
1. Педагогу необходимо знать структуру способностей (задатков) человека: * см. ниже
а ) зоны интеллекта головного мозга (7-8), их процессы и взаимодействие, см. ниже*,
б) особенности восприятия, памяти, воображения, воспроизведения ребёнком информации - по возрастам см. ниже*;
|
|
в) типы личности по психоэмоциональнымреакциям: «холерик», «сангвиник», «меланхолик», «флегматик»,
г) типы личности по психофизическим реакциям: «атлетик», «пикник», «астеник», «грацильно-инфантильный»; (лишние движения)
д) Общий уровень развития интеллекта ребёнка, уровень его кругозора, опыта, адекватности музыкальных понятий и качество информационных «ключей», (прочность нейронных связей, аксоновых «сцеплений» клеток головного мозга, влияющих на процессы памяти).
2.. Развитие слуха и разновидностей слухового анализа см ниже*.
а) Способы развития слуха через речь, пение, декламацию, исполнение музыки с прохлопыванием, с движением под музыку, с дирижированием. см. «развитие муз. способностей»*
б) Ритм, метр, пульс – как слухомотор-ная эмоционально- мышечная реакция на музыку. Способы развития чувства ритма, темпа, через внутридолевую пульсацию, дирижирование и интонационное натяжение, через артикуляцию и жест.
в ) Артикуляция – её связь с зоной слуха Брока, и зоной восприятия Вернике. Развитие качества речи - есть развитие качества техники и артикуляции.
г) т ембральное, гармоническое развитие слуха через дидактическую персонализацию ступеней, интервалов, функций лада, регистров; см. «Словарь муз. образов по Кирюшину»*
г) воспитание внутреннего слуха, и слухового представления на основе ладового, мелодического, динамического гармонического слухового многовариантного анализа, (опыта), и повтора этих действий «про себя» - т.е. мысленно.
3. Изучение и развитие моторнодви-гательных навыков ребёнка - на основе его индивидуальных данных:
|
|
-- «рост-вес», телосложение, длина рук,
-- гибкость суставов запястья,
-- длина и крепость пальцев, цепкость концов пальцев,
-- растяжка и дифференциация (независимость) пальцевого удара,
-- особенность его туше (прикосновение к клавише).
4. Анализ и развитиерабочих способностей ученика: самодисциплины, трудолюбия, воли к преодолению трудностей, рациональности в труде, соблюдении режима дня и регулярности в занятиях и т.д.
--Обязательно учить в классе конкретным способам домашней работы и музицирования:
-- составлять ученику план домашних
занятий – письменно! И сначала учить тренироваться по нему в классе, под присмотром педагога.
--Давать письменно (печатно) всю информацию, все правила по новому
материалу, способам и приёмам тренировки дома.
5. Уметь составить полную творческую характеристику на ученика с анализом его успехов и задачами на перспективу.
6. Обязательно беседовать с учеником и его родителями об успехах и
недостатках развития ученика и задачах на ближайшее и перспективное будущее.
7. Быть духовным наставником для ученика,
воспитывать хороший вкус во всех сферах его жизни и творчества, помогать родителям в трудные периоды переходного возраста ученика налаживать общение с ним и окружающими его людьми, и т.д.
«Только очень сильное воображение рождает событие»
«Долго и счастливо живут только те, кто постоянно решает новые задачи»
Н.Бехтерева (директор института физиологии мозга).