Здесь особенно интересным представляется то, что некоторые, отраженные в вопросах, наблюдения опытных учителей несомненно помогут их молодым коллегам, а также родителям гиперактивных детей.
31. Я учитель в «углубление». Свои группы второклассников вижу два раза в неделю. «Ашки» совершенно нормальные дети, но зато в «бэшках» целых два гиперактивных ребенка. Классный учитель уже к ним как-то приспособилась, хотя знаю, что тоже забот хватает. А я не могу никак. Этим двум удается в одну секунду сбить настрой у всех остальных: ребята или хохочут над ними, или жалуются на их обидные реплики или тычки. Результат один: трачу время не на «умное и доброе», а на то, чтобы, как минимум, успокоить группу. Иногда к концу урока кажется, что гиперактивными становятся все. Пробовала вызывать родителей, так они в претензии: лучше бы, по их мнению, я о занятии думала, а дети у них «просто замечательные». За один урок устаю так, как будто день отработала. Что делать — ума не приложу. Иногда, придя домой, плачу.,.
|
|
Сейчас ваша задача — загрузить парочку утомительных ГПАРов так, чтобы к концу занятия уставали именно они, а не вы. Продумывайте алгоритм ваших действий заранее, перед уроком. Лучше всего давать им отдельные карточки или картинки с заданиями. Если не удается загрузить их учебными задачами, подойдут любые другие: расставить парты, рассортировать тетрадки, картинки, любые учебные пособия (даже не относящиеся к вашему уроку), унести, принести, достать, поднять, повесить, снять, поставить... Пусть они будут постоянно заняты, а вы тем временем сможете спокойно «сеять разумное, доброе, вечное» для остальной группы.
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
32. Узнала, что дома «коррекция поведения» моего ученика-первоклассника Гоши происходит с помощью окриков и подзатыльников, Я педагог с большим стажем, и такой Гоша у меня не первый. В классе он вместе со мной проводит физкультминутки, все задания заканчиваю словами «Гоша тоже выполняет...(то-то и то-то)». Уроки он делает на продленке «малыми дозами». Перед уходом домой дети бегают на улице, играют в активные игры, и Гоша — вместе со всеми, как вечный двигатель — без устали. Гладко все равно не получается, но бывало и хуже... И все бы ничего, но в понедельник, помимо гиперактивности, приходится бороться и с его агрессией. Думаю, что если бы родители изменили свое отношение к ребенку, стало бы значительно легче — и им в том числе. Но как, ведь, как говорит его мама, он «бессовестный» («в выходные отдохнуть хочется, а с ним сплошные несчастья»)?
К сожалению, Гоше достались именно такие родители. Отлично, что мальчику повезло с первой учительницей — вы умный и опытный педагог, не сомневаюсь, что многие молодые учителя, которые не справляются со своими ГПАРами, с интересом и пользой прочтут здесь ваши рекомендации. Пожалуйста, продолжайте делать то, что вы делаете, и потихоньку «просвещайте» родителей Гоши. Попытайтесь объяснить им, что их сын вовсе не «бессовестный злодей», препятствующий полноценному отдыху родителей, а просто ребенок с особенностями нервной системы, которые к тому же поддаются коррекции. У вас же получается! Настойчиво интересуйтесь их неудачами и особенно успехами. Как правило, родители первоклассников все же склонны прислушиваться к мнению первой учительницы ребенка и ценить ее внимание к их чаду...
|
|
В конце концов, дайте им почитать эту книгу!
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
33.Из-за ребенка вынуждена была пойти работать в детский саб. Дали группу 6-леток, где двое детей азербайджанцев. Один из них вмешивается во вес игры у спокойно минуты не посидит, с заданиями не справляется (и не только из-за того, что не все понимает), чуть что, в драку — явно гиперактивный. Я сказала об этом медсестре, та пожала плечами — восточный темперамент, мол, что тут поделаешь? Но второй-то ребенок, хотя тоже активный, совсем по-другому себя ведет! Меня попросили в эту ситуацию не вмешиваться — родители мальчика «платят по полной». Кстати сказать, родители озабочены тем, чтобы ребенок учился русскому языку и играл с другими ребятами — они уже и школу хорошую ему присмотрели. А я не знаю, ни что самой предпринять, ни что родителям посоветовать...
Разумеется, дело вовсе не в национальности ребенка! Гиперактивность, к сожалению, не различает национальных и государственных границ. Вам обязательно следует поговорить с родителями ребенка, которые явно заинтересованы в его полноценной адаптации в русскоязычном обществе. Не предъявляйте им никаких претензий. Узнайте у них, как они сами дома справляются с гиперактивностью сына. На каком языке говорят с ребенком? Чем он обычно занят в семье? Как его наказывают и поощряют? Что его интересует, как он выходит из конфликтов с детьми-соплеменниками (как правило, дети в диаспоре много общаются между собой)?
Сделайте родителей своими единомышленниками, а затем вместе попробуйте помочь ребенку. Попросите родителей больше говорить с ним по-русски, читать ему русские книги. Во время совместных игр держите ребенка в поле зрения, рядом с собой, назначайте ему в игре какую-нибудь роль. Давайте ему особые задания. Помогайте ему сбросить излишнюю активность во время
I,
' Гиперактивный ребенок во всей своей красе
i-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
■Прогулок, постоянно предлагая какие-нибудь соревнования по бегу, прыжкам, лазанию и т.д. Если он окажется Хоть в чем-то успешен, заслужит похвалу, а не порицание, это поможет устранить и агрессивность мальчика по Отношению к другим детям.
>84. Я учитель физкультуры. Гиперактивных детей сейчас много. И вот парадокс: родители, боясь «как бы чего не вышло», достают своим деткам освобождение от физкультуры. А им двигаться надо, учиться быть в команде, понимать других детей. Как убедить — не знаю. Особенно родители боятся лыж и бассейна: по мнению мам, их «гипер» либо палкой глаз выколет (не себе, так другому), либо утонет. Может, существуют какие-нибудь «железные» аргументы?
«Железный» аргумент выглядит приблизительно так. У всех ГПАРов в нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В этом суть синдрома. То есть по коре головного мозга таких детей почти постоянно «бегает» это самое излишнее психомоторное возбуждение. Само оно никуда не денется, его надо куда-то «сбрасывать». Самым естественным каналом «сброса» является структурированная и кем-то руководимая физическая активность. То есть — уроки физкультуры или занятия в спортивной секции.
|
|
Можно конечно, найти и другие каналы. Например, истерики дома, скандалы, различные каверзы и хулиганства в школе и во дворе, драки и т. д. Если родители предпочитают все вышеперечисленное — флаг им в руки. Но вы лично вместе со специалистами рекомендуйте все же регулярное посещение уроков физкультуры...
35. Я психолог в детском центре развития, и директор нашего центра решила организовать группу для
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
занятий с гиперактивными детьми и их родите / •/ ми. Я, если честно, в растерянности: до сих /<■/ такие занятия вела только индивидуально. Можт; в группе будет проще, но я сильно сомневаюсь. Еон ли какие-нибудь общие положения относительна организации таких групп?
Работать в таких группах достаточно сложно. Воои ще-то, рекомендуется гиперактивных детей включая. в группы с обычными детьми. Тогда ГПАРы подстраив;» ются под обычных. А собранные в отдельную группу ГПАРы, наоборот, просто «подзаводят» друг друга. Мо жет быть, ваш директор согласится на «смешанную группу?
Если же нет, то в таких группах не должно быть боль ше пяти-шести детей. Очень важно, чтобы в группу не по пал ребенок с каким-нибудь более серьезным неврологическим диагнозом — он может сам ухудшить свое состояние и окончательно дестабилизировать работу группы. Важно изначально очень четко определить цели и продолжительность работы группы: родители (да и директор центра) должны понимать, что убрать или «вылечить» гиперкинетическое расстройство их чад вы не сумеете. Стало быть, задача может быть, к примеру, такой: «совершенствование социальных навыков». Собираете пять-шесть детей, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и пять недель учите их этому в совместных играх...
36. Я учитель начальных классов. К гиперактивности уже более-менее привыкла — один-два-три ребенка попадаются постоянно. Но в этом году достался класс, где гиперактивный ученик один, но с ним очень тяжело. Мальчик действительно талантливый (успешно занимается в джаз-хоре), но амбициозный, из-за проблем удержания внимания постоянно срывается, становится обиженным, позволяет, себе обидные высказывания. Родители подогревают
|
|
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
его амбициозность, говоря, что он «талант», что, «как всем талантливым людям, ему всегда будет тяжело», что «его не будут понимать окружающие» и т. д. Пыталась разговаривать с мамой, но она стоит на своем —■ талант, и все. У мамы маленький ребенок от второго брака; ощущение, что старший просто недополучает внимания, но хочет заслужить его любой ценой. Пока он в первом классе, что-то можно предпринять. Но я в растерянности: если родители не хотят быть соратниками, что я могу сделать?..
Довольно обычная для ГПАРа, да и для любого маленького ребенка, проблема: хочется внимания. Когда не получается получить внимание позитивное (за какие-то хорошие поступки), сгодится и негативное (за шалости, обидные высказывания и т.д.).
Позиция родителей откровенно неправильная, но от пестуемого ими «таланта» они свое еще получат. Ваша же задача — успешное и эффективное выполнение своих обязанностей как учителя-профессионала. Попытайтесь на практике показать «сложному» ребенку, каким именно образом он может заслужить ваше позитивное внимание. А в негативном просто отказывайте: «ой, как это все скучно, банально и неинтересно... Совершенно не хочется тебя в таком состоянии видеть, слышать, общаться...» Ребенок амбициозный, и потому наверняка по крайней мере постарается вести себя в классе «правильно». Чего вам в конечном счете и надо.
Особый случай
В эту группу я отнесла вопросы, которые касаются «теоретических» и медицинских сторон явления гиперактивности. А также несколько случаев, которые имеют к гиперактивности лишь косвенное отношение.
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
37. Пожалуйста, скажите, есть ли профилактика рождения гиперактивных детей? У меня первый сы> рос «гипером» (сейчас ему 14, так отдыхаем, //. смотря на «трудный» возраст, в сравнении с сады ковским возрастом и начальной школой). Мучилги > всей семьей. Ждем второго, хочется избежать «ги перактивных бед»...
К сожалению, никакой специфической профилактики рождения ГПАРов не существует, так как науке пок;| доподлинно неизвестно, что именно приводит к рожде нию таких детей. Поэтому здесь действенны только самые общие рекомендации для беременных: режим, сбалансированное питание, достаточная физическая активность, хорошее настроение...
Есть и приятное: ваш старший сын будет отличной нянькой для младшего чада. Подросшие ГПАРы превосходно справляются с малышами, изобретательно играют с ними, очень любят младших братьев и сестер и сами пользуются их любовью и уважением.
38. Слышала, что гиперактивность связана с мутацией. Это действительно так? А если так, можно ли сказать, насколько массовым это явление станет со временем?
Относительно происхождения гиперактивности в науке существует несколько разных точек зрения. Самая распространенная и аргументированная на сегодняшний день связывает гиперактивность и синдром дефицита внимания с перинатальными событиями — то есть это может быть внутриутробная инфекция или стресс матери на поздних сроках беременности, та или иная травма при родах, какое-то заболевание или травма сразу после родов.
Увеличение количества гиперактивных детей в популяции, о котором любят писать жадные до сенсаций
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
журналисты, — это, скорее всего, кажущееся явление. Рождается этих детей столько же, сколько и раньше. Просто в современном обществе с его ускоряющимся темпом жизни и постоянно увеличивающимся информационным потоком становится все больше людей, которые «не догоняют». Понятно, что ГПАРы попадают в эту «группу риска» едва ли не в первую очередь...
39, Невропатолог посоветовала лечить нашего гиперак-тивпого ребенка лекарствами. Но я слышала, что это вовсе неоС)51зательно. Или все-таки необходимо?
Все зависит от степени выраженности этой самой гиперактивности. В легких случаях медикаментозное лечение не показано по одной простой причине: лечить ГПАРа надо постоянно, годами. Прекращается лечение— возвращаются все симптомы. А ведь у любых, даже самых лучших лекарств есть побочное действие... Но бывают такие случаи, когда из-за сильной выраженности синдрома лекарства все-таки приходится назначать и принимать. Судить вам самим: если гиперактивность ребенка не слишком мешает вам и ему, без лекарств можно и обойтись.
40. Можно ли лечить гиперактивного ребенка не лекарствами, а гомеопатическими средствами?
Гомеопатия — старая и достаточно загадочная фармакологическая система. Как именно и кому она помогает, неясно, по-видимому даже ее адептам. Если вы верите в действенность гомеопатических препаратов, то можно попробовать. В конце концов, побочных действий у гомеопатических средств явно меньше, чем у традиционных лекарств, применяющихся невропатологами для лечения выраженного гиперкинетического расстройства. Ну а поможет гомеопатия в вашем случае или нет — сами увидите.
ДЕТИ-«ТЮФЯКИ» И ДЕТИ-«КАТАСТРОФЫ»
41. У пас особая форма гиперактивности: ребенка тянет ко всему, что горит (или может загореться). Из карманов постоянно вытаскиваю зажигалки, спички, проводки какие-то. Задает много вопросов, и все вроде таких: «А можно дома сделать порох? А как от молнии зажечь спичку? А если микровол-новку не выключать всю ночь, что будет?» и т. д. Кто-то ему рассказал, как с помощью лупы зажечь бумагу. Лупу взял дома, бумагу — в садике, воспитатель увидела его за верандой с другими детьми. Хорошо, что солнце зимнее, — не получилось. Но впереди лето — не думаю, что он забудет. Позади опыт со спицами и розеткой, изготовление факела, попытка зажечь спичку от электроплиты и другие опасные опыты. Вообще он ребенок смышленый, делает все не со зла, а из-за любопытства. Но от этого не легче: скоро в школу, там возможностей проявить себя будет больше. А смотреть за всеми у учителя не будет возможности.
Желание все поджигать — это не гиперактивность, а особая форма навязчивости, в медицине называемая «пиромания». Ребенка обязательно надо показать невропатологу, К сожалению, скорее всего, он ничем не сможет вам помочь. Поэтому придется действовать своими силами:
1. Изо всех сил показывайте ребенку вашу обеспокоенность грозящими из-за его «поджигательной» активности опасностями. Ребенок маленький, еще работает биологическая программа: то, что родители считают опасным, в самом деле — опасно.
2. Тщательно отвечайте на его вопросы. Не сообщайте лишней информации, но обязательно подробно учите технике безопасности.
3. При первой возможности жгите костры вместе с ребенком, позволяйте ему вечером любоваться свечами — все это снизит напряженность потребности.
Гиперактивный ребенок во всей своей красе
4. При первой же возможности отдайте его в подходящий технический (химический и т.д.) кружок. Когда научится читать, покупайте ему соответствующие книги про науку (но не про то, как изготовить порох в домашних условиях!).
42. Влияет, ли тип вскармливания — естественный или искусственный — на профилактику /провоцирование гиперактивности?
Нет, не влияет. Как правило, истоком гиперактивности являются какие-то события в родах или около них. Естественно или искусственно вскармливать ребенка начнут уже потом, и на наличии/отсутствии гиперактивности это уже не скажется. Гораздо большее прогностическое значение имеет режим дня младенца. Те ГПАРы, которые с самого рождения попадают в руки родителей — сторонников режима дня, имеют более благоприятное «течение» своей гиперактивности.
43. Скажите, пожалуйста, как определить, что у гиперактивного ребенка — депрессия? Бывает ли она у дошкольников или только при поступлении в школу?
Депрессия бывает у детей и взрослых любого возраста. Диагностировать и лечить ее может только врач-невропатолог или психоневролог. Никакая самодиагностика здесь неуместна. По моим собственным наблюдениям, ГПАРы к депрессиям отнюдь не склонны. Но повторюсь: окончательно решить может только врач.
СПИСОК АКСИОМ