1. Проблема нравственного выбора, место, которое она занимает в юношеском возрасте.
2. Открытость юношей и девушек к обсуждению нравственных проблем.
3. Основные нравственные вопросы ранней юности.
4. Особенности решения нравственных проблем современными старшеклассниками.
Тема 2. Становление мировоззрения
1. Структура мировоззрения старших школьников.
2. Формирование социально-политических взглядов у старшеклассников.
3. Экономическое мировоззрение и культура.
4. Особенности развития и соединения научных и религиозных взглядов.
Тема 3. Нравственное самоопределение
1. Начало реализации жизненных планов.
2. Поиски ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?».
3. Представление о себе в прошлом, настоящем и будущем времени.
4. Стабилизация внутренней жизни и внешних отношений.
5. Аномальная эмоционально-личностная симптоматика ранней юности.
Тема 4. Основные черты психологии старшего школьника
1. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости.
2. Оформление морально-нравственной сферы личности.
|
|
3. Профессиональное самоопределение.
4. Личностное самоопределение.
5. Юность — пора первой любви.
6. Значение личностных новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
Темы для рефератов
1. Моральное развитие в раннем юношеском возрасте.
2. Личностное самоопределение в ранней юности.
3. Общая характеристика личности старшеклассника.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Социально-психологические проблемы формирования мировоззрения у современных старшеклассников.
2. Природа и дальнейшая судьба эмоционально-личностных аномалий, наблюдаемых в ранней юности.
3. Что приобретает личность в ранней юности по сравнению с остальными периодами жизни.
Литература
I
Бернc Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Я-концепция в юности: 169—224.) I
Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977.
(Подросток и юноша: 21—64.)
Развитие личности ребенка.— М., 1987.
(Психология юности: 231—266.)
Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966.
(Эмоциональная жизнь в юношеском возрасте: 142—169.)
II
Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989.
(Юноша: 119—153.)
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.
(Формирование личности в раннем юношеском возрасте: 365—420.)
Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников.— М., 1976.
(Социально-психологические особенности ранней юности: 4—16.)
Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.
(Формирование личности в юности: 69—105. Межличностные отношения в юношеском возрасте: 128—166, 213—237. Дружба в юности: 167—185.)
|
|
Ill
Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания.— Минск, 1988.
(Психологические особенности старшего школьника: 57—63. Трудовая деятельность старшеклассников: 63—70. Склонность к труду, условия ее формирования: 74—80,105—122.)
Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969.
(Становление характера в старшем школьном возрасте: 405—415.)
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.— Л., 1989.
(Самоконтроль у старших школьников: 98—102.)
Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет.—М., 1988.
(Психологические особенности старшеклассников: 69—71.) Кон И. С. Дружба.— М., 1980.
Глава 14. ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ