Обучение работе с трансом и установлению расслабляющих якорей

Самый простой способ построения ресурсов — обучение человека психологическому расслаблению. Оно включает прекращение обычного напряжения групп мышц, смещение акцента внимания на выдох, дыхание недоминантной ноздрей (Rossi, 1996) и ориентацию на создание приятных внутренних образов. Цель состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно входить в транс и использовать при этом контролируемые якоря. Такие якоря можно установить во время психотерапевтической сессии. Работая со студентами, у которых перед экзаменами появлялась тревога, мы практически полностью решали эту проблему. Они входили в транс, который запускался якорем в виде жеста недоминантной руки (которая свободна, когда они пишут), а затем проверяли работу якоря. Студенты используют этот якорь во время экзамена, а потом обычно сообщают: «Никогда еще у меня не было такого расслабляющего экзамена». Якорение ассоциирует сильную сторону тревожной личности с опытом.

Многие из наших клиентов после первых 15 минут транса говорят: «Это самое большое расслабление в моей жизни». Но для них

Как мы прекращаем тревогу? 1 55

это только начало, потому что человеку также необходимо научиться регулярно использовать этот опыт в повседневной жизни. А регулярно, как подчеркивает Эрнест Росси (Rossi, 1996), означает несколько раз в день; это необходимо, чтобы восстановить естественный цикл отдыха. Так же как и Росси, мы обнаружили, что многие из тревожных людей больше не имеют проблем, если в течение каждых 90 минут, которые они посвящают отдыху, будут лежать на доминирующей стороне 10 минут (открывая, таким образом, недоминантную ноздрю).

Изменение субмодальностей

Техники, изменяющие субмодальности, дают нам феноменальную гибкость в удалении запускающих тревогу триггеров. Мы уже говорили о таком изменении субмодальностей опыта, чтобы он кодировался нормальным способом (например, чтобы глаза слушателей, взгляда которых клиент боится, были нормального размера). В своей книге «Магия в действии» Бэндлер демонстрирует визуальный взмах, который избавляет женщину от страха за то, что ее семья погибнет в автомобильной катастрофе (он заставляет ее несколько раз увидеть стремительно сворачивающийся образ аварии, а на смену ему — образ самой себя, обладающей ресурсами и уверенностью). Также он проводит лечение агорафобии этой женщины посредством диссоциированного лечения травмы. Специалистами по когнитивной психологии (Beck & Emery, 1985) и психотерапевтами эриксонианского направления (Yapko, 1989) также применяются другие варианты лечения.

Наш опыт показывает, что простое изменение субмодальности временной перспективы может решить проблему тревоги за один сеанс. Помните, что тревожная личность смотрит в будущее. Тэд Джеймс (James & Woodsmall, 1988) использует этот факт, применяя психотерапию на линии времени. «Мне бы хотелось, чтобы вы припомнили какое-нибудь событие, которого вы боитесь и по поводу которого испытываете тревогу. Когда вы вспомните его, я хотел бы, чтобы вы вновь поднялись над своей линией времени. Войдите в свое будущее через минуту после успешного разрешения той ситуации, которой вы так боялись (конечно же, только после того, как вы убедитесь, что все произошло так, как это нужно вам). А теперь я хочу, чтобы вы развернулись и посмотрели на свое настоящее. Где теперь находится тревога? Обратите внимание на то, что вы хихикаете». Страх и тревога не существуют вне времени.

1 56

Лечение травмы посредством диссоциации лучше всего подходит для избавления клиента от паники. Мы обучали этому процессу психиатров в Сараево, чтобы помочь тем, кто выжил в ужасных условиях военных действий. Марго применила процесс лечения травмы по отношению к женщине, которая пережила все ужасы войны. Эта женщина заявила сквозь слезы: «Я ненавижу войну и все разговоры о ней!» Она рассказала, что по ночам ее мучили кошмары. Для нее самыми мощными якорями были звуки взрывов, которые вызывали неконтролируемую панику. На предшествующей сеансу неделе кому-то пришла в голову идея организовать фейерверк в Сараево. Она понимала, что это безопасно, но появившаяся паника вновь напомнила ей о войне. Она забежала в подвал какого-то дома и пряталась там до тех пор, пока салют не закончился. После неудачной попытки объяснить этой женщине суть процесса лечения травмы (из-за ее ограниченного знания английского) Марго просто попросила ее представить себя в кинотеатре и запустить процесс, Фильм, который она создала, охватил трехлетний период довоенного и послевоенного времени. Затем Марго попросила ее подумать о салюте, чтобы узнать, какие чувства она испытывала теперь. Женщина засмеялась. Далее Марго попросила ее вспомнить о самых ужасных событиях военного времени, чтобы проверить теперешние ощущения. Женщина изумленно смотрела прямо перед собой. Мы спросили: «Ну и как?» На что она ответила с улыбкой: «Я вижу разные картинки прямо перед собой, и я там нахожусь». Весь процесс занял двадцать минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: