Качеством

Опыт управления качеством

В ссср

Лекция

Рекомендовано к использованию в учебном процессе

решением кафедры "Метрология и системы качества"

от июня 2006 г., протокол №

УДК 658.56

Сибринин Б.П. Опыт управления качеством в СССР: Лекция.– Пенза: ПГУ, каф. МСК, 2006. – с. (В помощь студенту, серия "Качество", Вып.).

Лекция по программе учебной дисциплины "Квалиметрия и управление качеством" посвящена рассмотрению основных этапов развития системного подхода к управлению качеством в СССР.

Кратко рассмотрены основные отечественные системы управления качеством – от БИП до КСУКП, показана их преемственность,

Лекция предназначена для студентов специальности 200503 "Стандартизация и сертификация" направления 200500 "Метрология, стандартизация и сертификация".

Рецензент:

Ó Б.П. Сибринин, 2006

Издательский комплекс кафедры МСК ПГУ

Компьютерная верстка: Б.П. Сибринин

Технический редактор Н.Ю. Белоглазова

Внутрикафедральное издание

Заказ № от.2006 г. Тираж 15 экз.

mqs@stup.ac.ru


Развитие системного подхода к управлению

качеством

Системный подход к управлению качеством в СССР формировался в условиях кризиса тейлоровской концепции обеспечения качества, основанной на разделении функций производства и контроля, учета и нормирования количества, а не качества труда.

Имевшиеся на предприятиях службы технического контроля только фиксировали результаты операций, но не влияли на процессы конструкторской и технологической подготовки производства. С усложнением продукции и технологических цепочек возрастали потери от бракования продукции. Требовался переход от контроля качества готовой продукции к контролю качества процессов ее изготовления, от исправления к предотвращению дефектов. Развитие системного подхода к управлению качеством в СССР и России показано на рисунке1.

Первой отечественной системой управления качеством (и одной из первых в мировой практике) является система БИП (бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления). Она была создана на одном из машиностроительных заводов г. Саратова в 1955 г., откуда и ее распространенное название – Саратовская система. Основной принцип системы – ответственность за качество труда несет непосредственный исполнитель. Внедрение БИП позволило заводу уже через 2 года сократить брак в 3,3 раза, а количество изделий, сданных заказчику с первого предъявления, составило 90% от предъявляемых. В системе БИП впервые предложены методы оценки качества труда.

За рубежом подобные системы появились позже (в 1962 г. в США) и затем широко распространились под названием "Zero Defects" ("ноль дефектов"). Министерство обороны США специально разработало для своих поставщиков инструкцию по применению программы "ZD".

В 1957 г. На Львовском заводе телеграфной аппаратуры была разработана система бездефектного труда (СБТ), широко известная как "Львовский вариант" БИП. В отличие от БИП, СБТ может применяться не только на стадии производства, но и при проектировании и эксплуатации продукции. В деятельность по обеспечению качества вовлекаются не только непосредственные изготовители, но и ИТР, служащие и обслуживающий персонал.

В 1958 г. на Горьковском авиационном заводе была начата разработка системы КАНАРСПИ (по первым буквам слов: Качество, НАдежность, Ресурс С Первых Изделий). Созданию системы предшествовала многолетняя комплексная работа по исследованию отказов и дефектов различных узлов, влияния на надежность конструктивных и технологических факторов, условий эксплуатации и т. д. Проведенный анализ показал, что 80-85% отказов при эксплуатации вызвано конструктивными и технологическими дефектами и лишь 15-20% приходится на брак в производстве. В системе КАНАРСПИ взаимоувязаны задачи обеспечения качества при проектировании, технологической подготовке производства, освоении, серийном изготовлении и эксплуатации продукции с перенесением акцентов на первые этапы жизненного цикла. Поэтому ее можно считать первой действительно комплексной системой управления качеством. Система значительно опередила свое время. Ее основные положения органично вошли в современные системы управления качеством.

В 1964 г на Ярославском моторном заводе (в дальнейшем ПО "Автодизель") была разработана система НОРМ (Научная Организация Работ по увеличению Моторесурса). НОРМ охватывает большинство этапов жизненного цикла продукции при сохранении преемственности принципов СБТ и КАНАРСПИ. В системе НОРМ впервые за критерий качества труда всего коллектива был принят важнейший технический параметр продукции – моторесурс двигателя. В основу НОРМ положен принцип планирования повышения уровня качества продукции.

Комплексная Система Управления Качеством Продукции на базе стандартизации (КСУКП) была разработана и внедрена в 1972-75 г.г. рядом крупных предприятий г. Львова в сотрудничестве с ВНИИС и НПО "Система". В КСУКП обобщен и развит опыт внедрения предшествующих систем. Госстандартом были разработаны методические материалы по построению и внедрению КСУКП.

В 1988 г. СССР включился в процесс внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 по менеджменту качества, приняв часть из них в качестве государственных стандартов (ГОСТ 40.9001.....40.9003). В 1996 г. Россия признает данные стандарты в версии 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001-96....9003-96); в 2001 г. существенно обновленные стандарты ИСО серии 9000 приняты в России в версии 2000 г.

Сравнение отечественных систем управления качеством между собой по степени охвата этапов жизненного цикла продукции показано на рисунке 2. Рассмотрим подробнее основные принципы построения отечественных систем управления качеством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: