Механизм управления качеством в системе БИП, показанный на рисунке 3, отражает перераспределение функций между ОТК и исполнителем. Основные принципы БИП:
· ответственность за качество несет непосредственный исполнитель;
· массовый самоконтроль;
· недопустимость отступления от требований НТД;
· трансформация функций ОТК – профилактика дефектов вместо разбраковки;
· материальное и моральное поощрение высокого качества;
· развитие общественных форм работы по качеству ("дни качества" и соревнования за лучшее качество работы).
Управление качеством продукции в БИП осуществляется путем управления качеством труда отдельных исполнителей. В системе используется конкретный и понятный рабочим показатель качества труда – процент сдачи продукции ОТК с первого предъявления, т.е. без единого дефекта:
,
где К – процент сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период Т (смена, неделя, месяц); Р – количество продукции, принятой ОТК с первого предъявления за время Т; N – количество продукции, предъявленной ОТК за время Т.
|
|
Показатель К учитывается раздельно по каждому производственному участку, цеху и по сдаче продукции предприятием в целом. Это позволяет оценивать качество работы подразделений предприятия. Повышение К соответствует увеличению выпуска товарной продукции, что обуславливает экономическую эффективность применения БИП.
Исполнитель обязан сам тщательно контролировать качество изделий, устранять обнаруженные дефекты и отклонения от НТД. Изделия с неисправимыми дефектами должны быть изолированы самим исполнителем и предъявляться ОТК отдельно. ОТК при обнаружении в предъявленной партии первого дефекта обязан прекратить приемку и вернуть всю партию исполнителю на перепроверку и доработку.
К повторной приемке ОТК партия продукции допускается по письменному направлению начальника цеха. Если в такой партии обнаружен хотя бы один дефект, объяснение ситуации начальник цеха должен представить директору предприятия. Третье предъявление к приемке – только с письменного разрешения директора. В результате появилось движение за работу с личным клеймом и сдачу продукции по доверенности в ОТК.
Однако коэффициент К не всегда объективно отражает качество выпускаемой продукции, т.к. не зависит от сложности изделий и значимости дефектов. Особенно этот недостаток проявлялся при сравнительной оценке качества работы цехов.