– принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно – двигательных) в процессе познания какой-либо ценности; обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;
– принцип проецирования познавательной ценности на свое «Я» (ребенок постоянно ставится педагогом в позицию: А я похож на этого героя? А это качество есть у меня? А я могу так?);
– принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения педагога с каждым ребенком для выяснения того, что и как он понял, почувствовал, оценил.
Игровые приемы:
– создание игровых ситуаций в период подготовки к занятию или в его начале, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой изобразительную задачу;
– объяснение требований в игровой форме;
– показ способов изображения в игровой ситуации с привлечение детей;
– стимулирование игровыми приемами детской творческой активности;
– упражнения в разнообразных способах изображения через игровое настроение, с целью – «увести» детей от шаблонов, направить их поиск на новые техники;
– обучение игровому анализу продуктивных работ (пониманию того, что успешность игрового применения зависит от их качества, а качество изображения – от соблюдения тех требований, которые предъявлялись в начале занятия);
– обыгрывание собственных художественных работ (рисунков, лепки, аппликации);
– организация самостоятельной художественной деятельности (оформление сюжетно – ролевых игр, подготовка театральных афиш и т. п.).
Для развития творчества каждого ребенка используются следующие формы игры:
· Игра в мифы, легенды, былины;
· Игра в этические сказки (с элементами изображения);
· Игра – общение. Игра – эмпатия.
· Игра – восприятие личности;
· Игра в мужественность (женственность);
· Игра – пантомима;
· Игра в идеальные отношения;
· Игра – риторика;
· «Сердечные» игры (по «восприятию сердца» – по литературным произведениям);
· Игровая психогимнастика;
· Парадоксальные игры;
· Игра с элементами изодеятельности;
· Игра – конкурс на звание мастера пейзажа (натюрморта, портрета…);
· Игра – эстетическое созерцание;
· Игра в картины (оживление);
· Игра - фотографирование;
· Игра – клуб «Юных художников»;
· Графические игры;
· Искусствоведческие игры;
· Планирование познавательных занятий
Рассматривание картин «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» Е. Волкова
Беседа «Как художник использует цвет для передачи сезона, состояния погоды, настроения»
Беседа «О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине
Лес в картинах художника И. Шишкина
Беседа «Почему художник выбирает для своей картины определенный формат полотна»
Сравнение картин «Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи
Рассматривание вечерних пейзажей
В. Поленов «Московский дворик»