Авторитарная педагогика.
Авторитарный – основанный на слепом подчинении власти.
Авторитарное воспитание основано на подчинение ребенка окружающими. Сторонники этого течения провозглашают – единственно правильный универсальный тип организации жизни:(государство, общество), для которого характерны абсолютная власть лиц, признание своего положения, и своей авторитетности. Происходит игнорирование прав и свободы личности, ее индивидуальности.
Подчинение носит бессознательно – подражательный характер, что ведет к слепому подчинению старшему. Например, изуитское воспитание (подчинение) в США.
Ярким представителем является немецкий педагог И Ф.,Гербарт (1776 – 1841гг). Он выдвинул положение о том, что ребенку от рождения присуще «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания считал угрозу, надзор, приказания, наказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которая весьма рьяно следовала заповедям авторитарного воспитания.
|
|
Помеловский, создал журнал «Кандуит», где отмечалось все, что делает ребенок.
Шатриков писал «Надо выломать душу ребенку, как гимнастика выламывает тело», «воспитатель должен иметь существенный приоритет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никого другого». Он признавал, что его система не ставит целью способность ребенка к духовному развитию и его самостоятельности.
Таким образом, авторитарное воспитание является антигуманным, которое приводит не только к формированию личности, но и к частичному ее разрушению.
Несмотря на это в 30-е года А. С. Макаренко выдвинул теорию о коллективе. Он говорил: «Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему». В центре этой теории – личность человека.
В 50-60-ые гг. – назывались «политическими оттепелями». По прежнему рассматривалась власть коллектива над индивидом, общества над личностью. Во главе государства был И. Сталин.
Позже в духовную сферу стала проникать правдивая информация, прекратилось обожествление вождя, из тюрем возвращались невинные люди – это способствовало возрождению былых гуманистических и демократических традиций, накапливалась связь поколений. Значительный вклад внес В.А.Сухомлинский. В центре его педагогической системы стояло нравственное воспитание, целью которого являлось воспитание личности, а коллектив рассматривал как цель достижения.
|
|
Идеологическое противостояние гуманистической и авторитарной педагогики приняло открытую форму во второй половине 60-х гг, когда началась критика работ Сухомлинского В. А. до 90-х гг.
2. В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развивались тенденции, связанные гуманистической ориентацией воспитания.
Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремлением обеспечить реализацию его возможностей (путем создания комфортной психологической атмосферы). Основным методом было поощрение успехов, познавательной и творческой активности учащихся, их интересов. Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве и партнерстве. В этих условиях работы, ребенок оказывается полноправным участником педагогического процесса, в следствии чего возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми; реализуются коллективные формы и приемы; осуществляется совместная деятельность ученика, учителя, родителя = рождается атмосфера радости и творчества.
Среди русских педагогов, активно выступающих за гуманизацию воспитания, были: Л. Н. Толстой, К. М. Венцель, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.
Гуманизм - в переводе с греческого «человечный».
Гуманизм - целостная концепция человека как наивная ценность в мире.
Гуманизм - практическая деятельность, направленная на достижение общечеловеческих идеалов.
Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Гуманизм – область теоретических знаний, которые отдают предпочтение гуманитарным наукам.
Гуманность – психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.