1. Контроль за учебной деятельностью учащихся осуществляется при помощи оценки из знаний и является важной составной частью процесса обучения. В свою очередь оценка знаний является важной частью учебного процесса. Контроль тесно связан с изучением учебного материала, его закреплением и формированием навыков и умений.
Контроль может осуществляться в виде выставления пятибалльной оценки, условного балла, тестирование (в том числе и компьютерного), зачета, логической игры).
2. Задачи и цели контроля:
· Образовательная;
· Воспитательная;
· Развивающая;
· Диагностическая;
· Стимулирующая;
· Корректирующая;
Цели дидактического диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.
Диагностика имеет более широкий смысл, чем проверка, т.к. проверка фиксирует результаты не выявления их происхождения, а диагностика включает в себя:
- контроль
- проверку
- оценивание
- анализ данных
- выявление динамики
- прогнозирование
-накопление статистических данных.
Контроль и оценивание, очень древние компоненты педагогической технологии, они являются непременными спутниками школы, и сопровождают ее развитие.
Эльконин Д.Б.: «Отметка – это нацеленная в лоб винтовка».
3. Противоречивый характер школьной оценки отметил Каменский Д., который призывал педагогов разумно и взвешенно пользоваться своим правом оценивать. Критиковал и К.Д. Ушинский.
Требование объективности в сочетании с гуманным отношением учащиеся и учителя принимают все дидактические системы. Обычно учитель опрашивает 1 – го ученика, а остальные теряют время, сжигают свои силы, волнуясь в ожидании. Это снижает и подавляет умственную деятельность учащихся и их инициативу. Активность к любознательности.
В новой демократической школе не должен быть дидактический контроль, как своеобразный метод обучения должен иметь:
1. ярко выраженную и развивающую, обогащающую направленность;
2. соединение с самоконтролем;
3.быть полезным и необходимым ученику;
4. Виды, методы и формы контроля:
1. наблюдение за работой учеников;
2. устный индивидуальный опрос;
3. фронтальный опрос;
4. групповой опрос;
5. письменный контроль;
6. тестовый контроль;
7. практический контроль;
8. самоконтроль;
Требования к проверке знаний:
- систематичность и обязанность,
- оценка носит индивидуальный характер,
- знания и умения оцениваются с точки зрения выполнения образовательной программы,
- проверка теоретического и практического материала должно влиять на умственное развитие; на формирование качеств личности и на отношение к учебе,
- разнообразие форм проверки,
- объективность,
- гласность,
- этичность.