1. Изменение как постоянный процесс. На развитие человека и всего человеческого общества в целом, можно увидеть, что идут два процесса. Первый – это развитие человека как существа, т.е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, накопление опыта поведения. Второй – развитие всего общества в целом – принятие новых, более демократичных и человеческих ценностей, норм, установление более гуманных отношений, повышение материального уровня. Каждое последующее общество совершеннее предыдущего. Каждое изменение в обществе есть продукт совместного труда его членов, который складывается частично из его результата труда предшественников.
Изменения не только характерны для нашего времени, нашего общества и нашей жизни – они отражают одно из основных средств природы вообще, являясь отражением и выражением вечного человеческого беспокойства, борьбы человека за лучшую жизнь, постоянного поиска чего-то нового, лучшего.
Значение изменений для развития общества. Для образования внедрения инноваций также является основным путем повышения эффективности, все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.
|
|
Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организационный и плановый характер.
Взаимосвязь нововведений в обществе и образовании. Образование как общественная функция отражает изменения в обществе. Уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества. Однако есть и обратная связь. Сама система образования оказывает влияние на общество и его развитие. Она может ускорять или тормозить развитие общества. Изменения в образовании являются необходимым условием дальнейшего физического развития. Преобразования в обществе и образовании находятся во взаимосвязи.
Когда речь идет о связи изменений в обществе и изменений в системе образования, следует подчеркнуть. Что здесь существует 2 точки зрения. Одни считают, что в первую очередь необходимо совершенствовать изменения в общественных отношениях, улучшать экономическое положение образовательных учреждений.
Другие, наоборот. Во внутренней перестройке системы образования видят только движение, способное усовершенствовать лишь систему образования.
Те и другие не видят или не хотят видеть взаимосвязанности реформы образования с другими видами общественной деятельности и соответственно всего общества.
Не все инновации в образовании являются следствием только изменений в общественных отношениях или в сфере экономики и финансов. Взаимосвязь общественных и педагогических структур и изменений очевидна. Нововведения в образовании являются не только педагогическими. Но и общественными проблемами. Образовательная деятельность представляет собой интерес для общества. Для детей, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество.
|
|
Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества и обществе, - они должны способствовать развитию и процессу. Инновации в образовании носят массовый характер.
Апробация и внедрение новых форм и методов работы с учениками представляют собой постоянную потребность нашей школы. Ввиду того, что процессы демократизации и гуманизации образования мы понимаем как постоянно идущее, развивающие общество процессы, вытекает, и требование не относиться к инновациям как к некоторой мимолетной потребности и краткосрочному явлению. Разработку. Апробацию и внедрение инноваций в системе образования следует рассматривать как непрерывный процесс, как компонент повседневной образовательной деятельности.
Система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности.
Инновации как в обществе. Так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования.
Значение образования в современном мире. Общим для всех стран является все более выраженная роль человеческого фактора. В связи с чем образование начинает рассматриваться в качестве национальной задачи. Уровень развития производства влияет на продуктивность и создает предварительные конкретные материальные условия. Реальная производительность зависит от работника, так как он непосредственно имеет дело со средствами и предметами труда в процессе производства. Развитие науки и образования обеспечивает быстрый технический прогресс страны. Технический процесс ведет к повышению производительности труда, которая обеспечивает более высокий общественный и индивидуальный уровень жизни. Степень и структура образования влияют и на жизненный опыт человека, условия его семейной жизни. Возможности экономического процесса любого человека в значительной степени зависят от степени его образования – чем выше образование, тем больше возможностей для восхождения на верх общественной пирамиды.
Таким образом, степень и качество образования непосредственно влияют не только на совокупные производственные результаты, но и на возможность реализации внутреннего потенциала отдельного человека. На его доход, использование культурных ценностей и т.д.
Какое образование необходимо? Образование в школе не может претендовать на окончательную подготовку к работе. Для работы в любой сфере необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих отношений. Все это способна дать только фундаментальная подготовка. Общество имеет большой потенциал для развития. Образование превращается в пожизненный процесс, оно становится непрерывным. Непрерывное образование означает новый подход, идею, философию, новый взгляд на образование.
2. Нововведения и педагогические инновации в образовании. Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие и малые государственные реформы. Внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят:
1. в общественном положении образования и уровня финансирования системы
2. структуре системы образования
3. в содержании образования
|
|
4. во внутренней организации деятельности школы
5. в отношениях «учитель – ученик»
6. в методах обучения
7. в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании
8. в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.
В начале 80-х годов, почти выпускники стремились поступить в вузы. А спустя всего 10 лет престиж образования упал, количество желаемых поступить в институт резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях возникла проблема с набором студентов. Отношение к образованию в обществе можно определить по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования.
Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования. Изменения в ней происходят в ней очень часто и не всегда носят позитивный характер.
Содержание образования – более стабильный фактор, однако он тоже претерпевает изменения.
Внутренняя организация школьной деятельности включает в себя организацию определенного типа школы, интерната и различных типов школ с продленным днем, школ без классов, а также организацию некоторых вопросов учебной деятельности.
Отношения «учитель-ученик» в значимой степени зависят от общего уровня развития общества. Поэтому характеристика типичных для массовых школ отношений является отражением характеристики в обществе.
Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса. Однако, они не представляют собой определяющий фактор образования.
3. Реформы и педагогические инновации. Следует различать реформы и педагогические инновации. Реформой называют те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформы могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, во внутренней организации деятельности школы. Реформы бывают общегосударственного и внутриведомственного масштаба.
Педагогические инновации точно являются результатом деятельности людей внутри системы образования. Педагогическими инновациями называют такие нововведения, которые разрабатываются не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки. Педагогические инновации это скорее результат введения инноваций в сфере компьютерной технике, производства учебных пособий. Архитектуре, строительстве и др.
|
|
К педагогическим инновациям можно отнести изменения:
1. в содержании образования
2. во внутренней организации деятельности школы
3. в отношениях «учитель – ученик»
4. в методах обучения
Особенности реформирования. Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. Одной из важных особенностей реформирования системы образования является проведение реформирования в условиях тяжелейшего политического, экономического и социального кризисов. Усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ.
Второй важнейшей особенностью реформирования системы образования в России явилась параллельность развития экономико-политических преобразований реформирования образования. Углубление реформы в образовании шло рука об руку с усилением экономических изменений в стране.
Другой важнейшей особенностью реформирования системы образования в России являются ее продолжительность и растянутость.
Основные причины реформирования. Возникла крайне слабая чувствительность образовательного комплекса к реальным потребностей отдельного ребенка. В стране в середине 80-х годов фактически отсутствовал легальный рынок образовательных услуг. В 80-е годы в системе образования сложилась ситуация, ведущая к дальнейшему обострению противоречий между реальными интересами и потребностями отдельной личности и официальными направлениями подготовки подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Предпринятая в 1984 году попытка реформирования образовательных учреждений в рамках тех же общественных условиях не принесла ожидаемых результатов. Эта реформа показала, что необходимы изменения более серьезные – изменения в самой структуре государственной власти.
Также глобальные изменения не происходят сразу, и даже 2-3 лет для них не достаточно. Для формирования в обществе нового правого сознания необходимо время. Переходный период от административно-командной системы к демократическим формам управления может длиться десятилетиями.
С начала 90-х годов появляется необходимость приспособления системы образования к новым экономическим условиям существования общества.
Увеличение количества «инновационных» разработок привело к снижению качества образования в стране. Перед системой образования встали задачи, во-первых, остановить снижение качества образования и, во-вторых, создать условия для его дальнейшего повышения. Для того, чтобы каждый ребенок, обучаясь в школе, был уверен, что получит необходимое и гарантированное законодательством образование, необходимо было четко определить границы деятельности образовательных учреждений.