Метод - способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
1. воздействовать на ребенка
2. противодействовать, т.е. искоренять что-то дурное
3. содействовать или помогать
4. взаимодействовать или сотрудничество.
Прием воспитания - составная часть метода, один из его «кирпичиков» в 70-е года теоретики педагоги приняли классификацию методов воспитания по трем главным направлениям деятельности воспитателя:
1. методы целенаправленного формирования качеств личности:
2. методы стимулирования естественного самообразования;
3. методы коррекции развития личности.
В 80-е сформировалась в педагогике концепция деятельностного подхода к воспитанию:
1. методы формирования положительного опыта поведения в процессы деятельности,
2. методы формирования общественного сознания.
3. методы стимулирования деятельности.
Московский педагог - новатор, ученый Караковский В.А. предложил несложную классификацию методов воспитания:
1. воспитание словом,
2. воспитание делом,
|
|
3. воспитание ситуацией,
4. воспитание игрой,
5. воспитание общением,
6. воспитание отношением.
Предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе, то можно огромное множество методов воспитания сгруппировать и выстроить в систему:
1 гр. методы формирования социального опыта детей,
2 гр. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения,
3 гр. методы самоопределения личности ребенка,
4 гр. методы стимулирования и коррекции действий и отношения детей в воспитательном процессе.
Лестница требования Зосимовского А.В.
1. слабое требование - напоминание, просьба, совет, намек.
2. среднее требование - ярко выраженная категоричность, жестокость, распоряжение, запрещенность.
3. сильная форма требования - угроза, приказ.
Методы воспитания:
1. методы формирования социального опыта: коллективное требование упражнение может быть прямое и косвенное; поручение; пример сверстника; ситуация свободного выбора; самопознания.
2. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ, лекции, беседа, дискуссия.
3. методы самоопределения: рефлексия, самопознания, задания самому себе.
4. методы стимулирования и коррекции действий, и отношений детей в воспитательном процессе: соревнования, поощрение, наказание.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «метод».
2. Перечислите приемы воспитания.
3. Охарактеризуйте классификацию методов воспитания.