I.Установите соответствие
1. Запоминание А. Процесс, в результате которого
2. Сохранение происходит актуализация закреп-
3. Воспроизведение ленной информации.
4. Забывание Б. Процесс, направленный на
закрепление новой информации
путем связывания с приобретен-
ной ранее.
В. Процесс, в результате которого
в коре головного мозга
удерживается полученная
информация.
Г. Процесс заключается в
невозможности извлечения
ранее закрепленного.
II.Установите соответствие
1. По характеру психической А.Кратковременная, долговременная,
активности Б. Двигательная, эмоциональная,
2. По характеру целей образная, словесно-логическая.
3. По продолжительности В. Произвольная, непроизвольная.
удержания информации
III. Заполнить пробел
1). … кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более … элементов.
2). К фактором забывания относится влияние … и … деятельности.
IV. Верно или неверно?
1). Информация легче воспроизводится в том же контексте, в котором происходило запоминание.
2) Емкость долговременной памяти и длительность сохранения информации зависят от важности материала.
Тема: Психический процесс: мышление и воображение
Цель: сформировать понятие о мышлении и воображении как познавательном процессе.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о мышлении, видах и формах мышления;
- понятие о воображении и его видах;
уметь:
- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности мышления;
- различать виды мышления и воображения;
- работать с методиками по развитию и совершенствованию мышления (мнемотехники, облегчающие запоминание);
- пользоваться тестами интеллекта.
Информационный материал:
Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Формы мышления:
- понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов;
- суждение – отражение связей между объектами или их свойствами;
- умозаключение – связь между понятиями и суждениями, в результате которой возникает новое суждение или понятие.
Виды мышления классифицируется:
1) по характеру используемых средств
- наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;
- знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в символической форме.
2) по характеру протекания познавательных процессов
- интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения;
- аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:
а) абстрагирование – вычленение существенных признаков объекта и отвлечение его от остальных;
б) анализ – расчленение сложного на составные части;
в) обобщение – группирование объектов по общему признаку;
г) синтез – соединение различных сторон в единое целое;
д) сравнение – установление сходства и различия.
3) по характеру выполняемых задач
- практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями;
- теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерности вне зависимости от требований ситуации.
4) по уровню развития:
- наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации;
- наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями;
- словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации.
Язык – система знаков и правил оперирования ими.
Речь – процесс общения людей посредством языка, рассматривается как особый вид деятельности.
Основная литература:
7. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.
8. Р.С. Немов, Психология (в 2-х томах), – М., 2004
9. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.
10. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999
11. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007
12. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006