2. Правовые основы деятельности образовательных учреждений.
3. Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке.
4. Новые педагогические концепции на современном этапе.
5. Проблемы интеграции образования, науки, культуры и социальной практики общества.
6. Тенденции развития общего и профессионального образования в России.
7. Тенденции развития общего и профессионального образования в мире.
Основная литература
1. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1999.
3. Пщеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4.Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – СПб.: Питер, 2003.
Тема. Содержание медицинского образования
Цель: познакомить с понятием «содержание образования», характеристикой содержания образования медицинского работника; сформировать представление о стандартизации образования, компонентах содержания медицинского образования, профессиональных знаниях, умениях, навыков; выработать умение оперировать основными понятиями темы.
|
|
По итогам изучения указанной темы студенты должны
знать:
- определение понятия «содержание образования», «государственный образовательный стандарт», «учебный план», «учебная программа»;
- компоненты содержания медицинского образования;
- концепции содержания образования,
- разнообразные исторические подходы к пониманию содержания образования;
- принципы конструирования содержания образования;
- критерии отбора содержания образования;
- структурные элементы содержания образования;
- структуру изложения содержания образования;
- структуру (уровни) формирования содержания образования;
уметь:
- оперировать основными понятиями темы;
- работать с государственным образовательным стандартом, учебным планом, учебной программой.
Информационный материал:
Образование – это общественно организованный и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Существует концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо "готовых" знаний и опыта осуществления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
|
|
– знания о природе, обществе, медицине и здравоохранении человеке, мышления и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучаемого верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
– опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
– опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать, складываются у каждого сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;
– опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагает не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение обучаемым перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, "перенос" социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности обучаемых.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Таким образом, в общем плане под содержанием образования понимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, деонтологических и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть студентами в процессе обучения в медицинском колледже.