Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Признаки коллектива;
- наличие общественно значимых целей, сплоченность,
- благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,
- отношения ответственной зависимости,
- наличие органов самоуправлений и традиций.
Функции коллектива:
1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.
2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.
3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.
|
|
4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.
5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.
6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.
Типы детских коллективов:
1.По характеру деятельности:
- организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);
- организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); - организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.
2. По возрастному составу:
- одновозрастные
- разновозрастные.
3. По структуре и характеру межличностных отношений:
- первичные – коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;
- вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.
4. По социальному статусу:
- формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;
- неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.
Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.
Органы самоуправления:
собрание воспитанников – высший
актив – ядро коллектива
староста
временные коллективные органы – советы,штабы
Идеи А.С. Макаренко:
1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.
|
|
2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ребенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздействует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)
4. Система перспективных линий (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.
5. З акон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:
На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.
На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.
На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.
На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.
7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспитания.
Идеи В.А. Сухомлинского:
1. Коллектив - средство нравственного и духовного развития ребенка.
2. В коллективе создается единство общественного и индивидуального.
3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
4. Духовное богатство личности как основа полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений.
5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.
6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.
7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:
- богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;
- поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;
- формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;
- создание и передача традиций.
Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):
1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.
2. Коллектив - единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.
3. Коллектив - единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.
4. Взаимодействие личности с коллективом - двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.
5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.
6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.
7. Перспектива развития коллектива - коллектив общинного типа - разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.