Коллектив как социокультурная среда обучения, воспитания и развития личности

Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки коллектива;

- наличие общественно значимых целей, сплоченность,

- благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,

- отношения ответственной зависимости,

- наличие органов самоуправлений и традиций.

Функции коллектива:

1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.

2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.

3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.

4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.

5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.

6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.

Типы детских коллективов:

1.По характеру деятельности:

- организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

- организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); - организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

2. По возрастному составу:

- одновозрастные

- разновозрастные.

3. По структуре и характеру межличностных отношений:

- первичные – коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;

- вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.

4. По социальному статусу:

- формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;

- неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.

Органы самоуправления:

собрание воспитанников – высший

актив – ядро коллектива

староста

временные коллективные органы – советы,штабы

Идеи А.С. Макаренко:

1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.

2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ре­бенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздей­ствует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)

4. Система перспективных ли­ний (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.

5. З акон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:

На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.

На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.

На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.

На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.

7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспита­ния.

Идеи В.А. Сухомлинского:

1. Коллектив - средство нравственного и духовного развития ребенка.

2. В коллективе созда­ется единство общественного и индивидуального.

3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стрем­лением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

4. Духовное богатство личности как основа пол­ноценной, содержательной жизни коллектива и условие совер­шенствования внутри коллективных отношений.

5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.

6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:

- богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;

- поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;

- формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;

- создание и передача традиций.

Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):

1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.

2. Коллектив - единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.

3. Коллектив - единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.

4. Взаимодействие личности с коллективом - двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.

5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.

6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

7. Перспектива развития коллектива - коллектив общинного типа - разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: