Концепции развития

В истории философии сложились две противоположные концепции развития: диалектическая и метафизическая (антидиалектическая). Две концепции развития различаются между собой по тому, как они отвечают на три важнейших вопроса, раскрывающих содержание развития в целом (см.: В.И.Ленин «К вопросу о диалектике» в кн.: «Философские тетради»).

Первый вопрос: Каким образом происходит развитие, каков механизм развития?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом взаимного перехода количественных изменений в качественные. Развитие понимается как качественное изменение.

Метафизики механизм развития связывают лишь с количественными изменениями: увеличением или уменьшением.

Второй вопрос: Почему происходит развитие, в чем его источник, движущие силы?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей. Источник развития они видят во внутренних противоречиях самих объектов, поэтому для диалектиков развитие - это саморазвитие.

Метафизики источник развития выносят за границы самих объектов, видя его во внешней силе, субъекте, Боге и т.п.



Третий вопрос: Какова общая направленность развития, куда идет развитие?

Диалектики на этот вопрос отвечают диалектическим законом отрицания отрицания. Они доказывают, что развитие имеет спиралеобразный характер.

Метафизики говорят, что развитие имеет одноплоскостной характер, есть движение по прямой или по замкнутому кругу.

Итак, ответы диалектиков на три указанных вопроса опираются на три основных закона диалектики и в совокупности составляют ядро диалектической концепции развития. А ответы метафизиков выражают суть метафизической концепции развития.

В конце XX века представления о развитии мира сильно видоиз­менились. Постнеклассическое объединение диалектических идей (напомина­ющих синергетику) и антидиалектики (отрицающей направленные изменения -развитие) дают представители постмодернизма Ж.Делез и Ф.Гваттари (в кн.: «Ризома», 1976).

Ризома (фр. - корневище) - фундаментальное понятие постмодернизма, выражающее внеструктурный и нелинейный способ организации целостных объектов, о характере процесса которых нельзя сказать ничего определенного (прогресс или регресс).

Черты ризомы следующие: не имеет семантического (смыслового) центра и центрирующего кода, генетической оси, отсюда антигениалогичность, плюралистичность, отсутствие предпочтений в сменяющих виртуальных структурах. Ризома подобна перепутанным отросткам клубня: имеет всегда множество выходов и входов, в ней перемешано внутреннее и внешнее, она не имеет «ни начала, ни конца, только середину». С позиций ризомы «мир потерял свой стержень», он есть не структурный Космос, а бесструктурный Хаос - «хаосмос».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: