Архаичные пласты славянского календаря, который складывался в период этнокультурного единства славян и который в дальнейшем послужил основой для развития местных славянских календарей, современными учеными датируются палеолитом и связываются с формированием астрального культа, в центре которого находился Млечный Путь. Протяженность отрезка от появления на небе Млечного Пути до его исчезновения на короткое время определялась этими, по-видимому, первыми астрономическими вехами счета времени. Однако внутри этого периода, скорее всего, велся счет времени более короткими единицами. Со временем период, подвергавшийся календарному отсчету, удлинялся.
Этот вариант так называемого неполного календаря был известен многим древним обществам, где позднее использовался лунно-солнечный или солнечный календарь (см., например, древнеримский и египетский календари). Особенностью неполного календаря являлось наличие бескалендарного периода, благодаря которому календарный счет ежегодно должен начинаться заново. Сохранившиеся древние записи календарной информации, среди которых можно назвать славянский календарь, нанесенный на поверхности глиняного кувшина IV в. н.э. и найденный в селе Ромашки Киевской области, относятся, скорее всего, к таким неполным вариантам. Согласно реконструкции Б.А. Рыбакова, ро- машковский календарь, охватывающий период с 1 апреля до 7 августа, позволял рассчитывать все фазы развития ярового хлеба, который возделывали в этой природной зоне, главные природные явления и дни языческих праздников.
|
|
Б.А. Рыбаков пришел к выводу, что календарь из с. Ромашки является сельскохозяйственным календарем и в нем «отразился тысячелетний опыт приднепровских земледельцев». Аграрные календари появились у славян во времена неолита, т.е. в VII — IV тысячелетиях до н. э. В этот период формировались славянские аграрные культы, в частности культ Солнца, а также складывался календарь, привязанный к астрономическим точкам тропического года. Начиная с неолита земледельцы стали ориентироваться на Солнце как фактор, влияющий на их практическую деятельность и задающий ритм их бытия. В этот период была обнаружена сезонность в природе, выявлены оптимальные сроки сельскохозяйственных работ, установлена связь всего агрономического цикла с годовым движением Солнца.
Еще одна реконструкция славянского солнечного календаря отражает, возможно, следующий этап его развития. В нем как единица счета времени выступал год, который делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Дополнительные пять или шесть дней выделялись в особую предпраздничную неделю перед новым годом. Такой календарь был календарем земледельцев, для которых большое значение имело согласование календарных единиц и смены сезонов. Подтверждением гипотезы об использовании славянами подобного солнечного календаря служат некоторые археологические материалы, в частности рисунки на глиняной чаше, найденной в с. Лепесовке на Украине и относящейся к Черняховской культуре II —IV вв.
|
|
О том, что календарь славян был тесно связан со сменами сезонов, свидетельствуют названия месяцев, сохранившиеся в рукописных памятниках старославянской письменности. В названиях месяцев, приведенных в Остромировом евангелии 1056— 1057 гг. и используемых в современных славянских языках, закреплены давние фенологические наблюдения над состоянием природы: просинец (январь), сечень или лютый (февраль), сухий (март), березозол (апрель), травень (май), изок (июнь), червень или серпень (июль), зарев (август), рюень (сентябрь), листопад (октябрь), гру- день (ноябрь или декабрь). Обратившись к анализу славянских названий месяцев, Б. Д. Греков пришел к выводу о том, что содержащий их календарь возник еще в родовом строе при господстве огневой, подсечной системы земледелия.
Приняв христианство из Византии, восточные славяне познакомились с вариантом солнечного календаря — юлианским календарем с византийскими эрами, относившими Сотворение мира к 1 марта 5508 г. до н.э. или к 1 сентября 5509 г. до н.э. В Древней Руси было принято мартовское новолетие, и оно оставалось таковым по XIV в. включительно.
При такой ситуации встал вопрос о соотношении лет древнерусского мартовского и византийского сентябрьского года. Поскольку 1 марта и 1 сентября делят год пополам, поэтому возможны два годовых соотношения. Во-первых, мартовский год мог начинаться на полгода позже сентябрьского (быть «моложе» сентябрьского) года. Во-вторых, мартовский год мог начинаться на полгода раньше сентябрьского года и быть «старше» сентябрьского года. Этот «старший» год получил в отечественной исторической хронологии наименование ультрамартовского года. Впервые вопрос об уль- трамартовском годе поставил Н. В.Степанов, а в дальнейшем
Н.Г. Бережков на летописном материале показал, что этот год применялся в период феодальной раздробленности наряду с мартовским годом до начала XIV в. Использование обоих мартовских стилей в летописях привело к тому, что иногда эти источники дают противоречивую информацию о датах одних и тех же событий, когда они датируются с разницей в один год.
Чтобы правильно перевести на современный календарь даты событий, указанных в разных стилях, следует воспользоваться табл. 8.
Правила работы с табл. 8. Таблица предназначена для перевода дат по мартовскому, сентябрьскому или ультрамартов- скому стилю византийской эры на январский год н.э. Искомый январский год н.э. обозначен в таблице как X, а дата византийской эры — N.
Количество вычитаемых лет зависит от двух показателей: во-первых, месяца, начинающего год византийской эры; во-вторых, месяца события.
Мартовское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем включительно, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N - 5508); если событие приходится на январь — февраль, то вычитаем 5507 лет (т.е. Х = N-5507).
Таблица 8. Соотношение мартовского, сентябрьского и ультрамартовского года с январским годом нашей эры
Январские годы | Ультрамартовский год | ||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | |||
Сентябрьский год | |||
Мартовский год | |||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | |||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | |||
Сентябрьское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между сентябрем и декабрем включительно, то вычитаем 5509 лет (т.е. X = N - 5509);
|
|
если событие приходится на период времени между январем и августом включительно, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N - 5508).
Ультрамартовское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем включительно, вычитаем 5509 лет (т.е. X = N - 5509);
если событие приходится на январь — февраль, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N-5508).
Переводная христианская литература познакомила древнерусских людей и с другими системами счета времени, которые иногда применялись на Руси. Например, обнаружено, что изредка древнерусские авторы в своих сочинениях использовали римский счет дней по календам, нонам и идам (см. табл. 3).
Некоторые древнерусские летописцы были знакомы со счетом лет индиктионами — периодами, состоявшими из 15 лет. Каждый год византийской эры имел свой порядковый номер в цикле и назывался индиктом. Счисление индиктами официально было введено в 312 г. римским императором Константином Великим. Отсчет лет начинался с 23 сентября, однако в 462 г. начало индикта и начало календарного года были перенесены на 1 сентября. Этот счет предназначался для фискальных и хозяйственных нужд и не имел аналога в виде какого-либо астрономического явления.
Из Византии счет индиктионами распространился в Западной Европе, где просуществовал до начала XIX в. В XV в. в Великом княжестве Литовском этот счет был единственным при датировании документов, исходивших из великокняжеской канцелярии. Древнерусские летописцы иногда рядом с указанием года в летосчислении от Сотворения мира дополнительно обозначали и его индикт.
Дополнительные указания на индикты помогают историку в проверке дат, приведенных в летосчислении от Сотворения мира. Однако если в тексте индикт не сопровождался какими-либо другими системами счета времени, то перевести его на современную шкалу невозможно, поскольку при счете лет индиктами не учитывались прошедшие полные циклы. В таком случае возможна приблизительная датировка, принимающая во внимание совокупность различных датирующих примет — сообщений самого источника, почерка, писчего материала, терминологии и др.
|
|
Соответствие индиктов годам, приведенным в летосчислении от Сотворения мира или Рождества Христова, показывает табл. 9.
Правила пользования табл. 9. Отыскать в верхней части таблицы справа или слева, в зависимости от того, по какой эре — от Сотворения мира или Рождества Христова — приведен в историческом источнике год, цифры его тысяч и сотен. В середине таблицы найти десятки и единицы того же года. На пересечении, с одной стороны, вертикальной линии от тысяч и сотен, а с другой — горизонтальной линии от десятков и единиц того же года будет находиться искомый индикт.
Таблица 9. Индикты
От Сотворения мира | Тысячи и сотни лет | От Рождества Христова | ||||||||||
Индикты | Десятки и единицы годов | Индикты | ||||||||||
При переводе даты следует иметь в виду:
Индикты меняются 1 сентября.
Каждый январский год имеет два индикта:
а) с 1 января по 31 августа индикт табличный;
б) с I сентября по 31 декабря индикт больше табличного на 1.
Каждый мартовский год имеет два индикта:
а) с 1 марта по 31 августа индикт табличный;
б) с 1 сентября по 28 (или 29) февраля индикт больше табличного на 1.
С начала XIV в. новолетия стали унифицироваться и приходиться на 1 марта, а на рубеже XIV—XV вв. в летописях появилось сентябрьское новогодие. С конца XV в. сентябрьский год остается единственным и в летописных сочинениях, делопроизводственной документации и других письменных источниках.
Важным этапом реформирования календаря в России был 7208 год. от Сотворения мира (т.е. 1699), когда Петр I издал указ, согласно которому приближавшийся день 1 января объявлялся началом нового года и счет лет в России переводился в летосчисление от Рождества Христова. Таким образом, начавшийся 1 сентября 7208 год в летосчислении от Сотворения мира продолжался в России только четыре месяца.
Чуть более чем через столетие в России вновь был поставлен вопрос о календарной реформе. Теперь реформа должна была обеспечить переход с юлианского календаря на григорианский календарь, широко распространенный в странах Западной Европы, с которыми Россия вступала в разнообразные контакты. Этот переход на григорианский календарь, равно как и на метрическую систему мер, предполагался в 1914 г., однако ему помешала Первая мировая война.
Подготовленную ранее реформу Советская республика провела в жизнь декретом от 24 января 1918 г. В законе предписывалось «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.». В декрете также требовалось «до 1 июля с[его] г[ода] писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю». Как видим, реформа была осуществлена таким же способом, как и в 1582 г., но из счета дней было изъято не 10, а уже 13 дней, которые накопились к началу XX в. как разница между астрономическим солнцестоянием и датой этого явления по юлианскому календарю.
В настоящее время светское общество живет по григорианскому календарю, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.