История календаря у восточных славян

Архаичные пласты славянского календаря, который складывался в период этнокультурного единства славян и который в дальней­шем послужил основой для развития местных славянских кален­дарей, современными учеными датируются палеолитом и связы­ваются с формированием астрального культа, в центре которого находился Млечный Путь. Протяженность отрезка от появления на небе Млечного Пути до его исчезновения на короткое время определялась этими, по-видимому, первыми астрономическими вехами счета времени. Однако внутри этого периода, скорее всего, велся счет времени более короткими единицами. Со временем пе­риод, подвергавшийся календарному отсчету, удлинялся.

Этот вариант так называемого неполного календаря был извес­тен многим древним обществам, где позднее использовался лунно-солнечный или солнечный календарь (см., например, древне­римский и египетский календари). Особенностью неполного ка­лендаря являлось наличие бескалендарного периода, благодаря которому календарный счет ежегодно должен начинаться заново. Сохранившиеся древние записи календарной информации, среди которых можно назвать славянский календарь, нанесенный на поверхности глиняного кувшина IV в. н.э. и найденный в селе Ро­машки Киевской области, относятся, скорее всего, к таким не­полным вариантам. Согласно реконструкции Б.А. Рыбакова, ро- машковский календарь, охватывающий период с 1 апреля до 7 августа, позволял рассчитывать все фазы развития ярового хлеба, который возделывали в этой природной зоне, главные природные явления и дни языческих праздников.

Б.А. Рыбаков пришел к выводу, что календарь из с. Ромашки является сельскохозяйственным календарем и в нем «отразился тысячелетний опыт приднепровских земледельцев». Аграрные ка­лендари появились у славян во времена неолита, т.е. в VII — IV тысячелетиях до н. э. В этот период формировались славянские аграрные культы, в частности культ Солнца, а также складывался календарь, привязанный к астрономическим точкам тропическо­го года. Начиная с неолита земледельцы стали ориентироваться на Солнце как фактор, влияющий на их практическую деятельность и задающий ритм их бытия. В этот период была обнаружена сезон­ность в природе, выявлены оптимальные сроки сельскохозяйствен­ных работ, установлена связь всего агрономического цикла с годо­вым движением Солнца.

Еще одна реконструкция славянского солнечного календаря от­ражает, возможно, следующий этап его развития. В нем как единица счета времени выступал год, который делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Дополнительные пять или шесть дней выделялись в особую предпраздничную неделю перед новым годом. Такой ка­лендарь был календарем земледельцев, для которых большое значе­ние имело согласование календарных единиц и смены сезонов. Под­тверждением гипотезы об использовании славянами подобного сол­нечного календаря служат некоторые археологические материалы, в частности рисунки на глиняной чаше, найденной в с. Лепесовке на Украине и относящейся к Черняховской культуре II —IV вв.

О том, что календарь славян был тесно связан со сменами сезо­нов, свидетельствуют названия месяцев, сохранившиеся в руко­писных памятниках старославянской письменности. В названиях месяцев, приведенных в Остромировом евангелии 1056— 1057 гг. и используемых в современных славянских языках, закреплены дав­ние фенологические наблюдения над состоянием природы: про­синец (январь), сечень или лютый (февраль), сухий (март), бере­зозол (апрель), травень (май), изок (июнь), червень или серпень (июль), зарев (август), рюень (сентябрь), листопад (октябрь), гру- день (ноябрь или декабрь). Обратившись к анализу славянских на­званий месяцев, Б. Д. Греков пришел к выводу о том, что содер­жащий их календарь возник еще в родовом строе при господстве огневой, подсечной системы земледелия.

Приняв христианство из Византии, восточные славяне позна­комились с вариантом солнечного календаря — юлианским ка­лендарем с византийскими эрами, относившими Сотворение мира к 1 марта 5508 г. до н.э. или к 1 сентября 5509 г. до н.э. В Древней Руси было принято мартовское новолетие, и оно оставалось тако­вым по XIV в. включительно.

При такой ситуации встал вопрос о соотношении лет древне­русского мартовского и византийского сентябрьского года. Посколь­ку 1 марта и 1 сентября делят год пополам, поэтому возможны два годовых соотношения. Во-первых, мартовский год мог начинаться на полгода позже сентябрьского (быть «моложе» сентябрьского) года. Во-вторых, мартовский год мог начинаться на полгода рань­ше сентябрьского года и быть «старше» сентябрьского года. Этот «старший» год получил в отечественной исторической хроноло­гии наименование ультрамартовского года. Впервые вопрос об уль- трамартовском годе поставил Н. В.Степанов, а в дальнейшем

Н.Г. Бережков на летописном материале показал, что этот год применялся в период феодальной раздробленности наряду с мар­товским годом до начала XIV в. Использование обоих мартовских стилей в летописях привело к тому, что иногда эти источники дают противоречивую информацию о датах одних и тех же собы­тий, когда они датируются с разницей в один год.

Чтобы правильно перевести на современный календарь даты со­бытий, указанных в разных стилях, следует воспользоваться табл. 8.

Правила работы с табл. 8. Таблица предназначена для перевода дат по мартовскому, сентябрьскому или ультрамартов- скому стилю византийской эры на январский год н.э. Искомый январский год н.э. обозначен в таблице как X, а дата византийской эры — N.

Количество вычитаемых лет зависит от двух показателей: во-первых, месяца, начинающего год византийской эры; во-вторых, месяца события.

Мартовское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем включительно, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N - 5508); если собы­тие приходится на январь — февраль, то вычитаем 5507 лет (т.е. Х = N-5507).


Таблица 8. Соотношение мартовского, сентябрьского и ультрамартовского года с январским годом нашей эры

Январские годы   Ультрамартовский год  
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь  
   
Сентябрьский год  
  Мартовский год  
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь  
   
 
   
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь  
   

Сентябрьское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между сентябрем и декабрем включительно, то вычитаем 5509 лет (т.е. X = N - 5509);

если событие приходится на период времени между январем и августом включительно, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N - 5508).

Ультрамартовское начало года византийской эры. Если событие приходится на период времени между мартом и декабрем включительно, вычитаем 5509 лет (т.е. X = N - 5509);

если событие приходится на январь — февраль, то вычитаем 5508 лет (т.е. X = N-5508).

Переводная христианская литература познакомила древнерус­ских людей и с другими системами счета времени, которые иног­да применялись на Руси. Например, обнаружено, что изредка древ­нерусские авторы в своих сочинениях использовали римский счет дней по календам, нонам и идам (см. табл. 3).

Некоторые древнерусские летописцы были знакомы со счетом лет индиктионами — периодами, состоявшими из 15 лет. Каждый год византийской эры имел свой порядковый номер в цикле и назывался индиктом. Счисление индиктами официально было вве­дено в 312 г. римским императором Константином Великим. От­счет лет начинался с 23 сентября, однако в 462 г. начало индикта и начало календарного года были перенесены на 1 сентября. Этот счет предназначался для фискальных и хозяйственных нужд и не имел аналога в виде какого-либо астрономического явления.

Из Византии счет индиктионами распространился в Западной Европе, где просуществовал до начала XIX в. В XV в. в Великом княжестве Литовском этот счет был единственным при датирова­нии документов, исходивших из великокняжеской канцелярии. Древнерусские летописцы иногда рядом с указанием года в лето­счислении от Сотворения мира дополнительно обозначали и его индикт.

Дополнительные указания на индикты помогают историку в проверке дат, приведенных в летосчислении от Сотворения мира. Однако если в тексте индикт не сопровождался какими-либо дру­гими системами счета времени, то перевести его на современную шкалу невозможно, поскольку при счете лет индиктами не учиты­вались прошедшие полные циклы. В таком случае возможна при­близительная датировка, принимающая во внимание совокупность различных датирующих примет — сообщений самого источника, почерка, писчего материала, терминологии и др.

Соответствие индиктов годам, приведенным в летосчислении от Сотворения мира или Рождества Христова, показывает табл. 9.

Правила пользования табл. 9. Отыскать в верхней час­ти таблицы справа или слева, в зависимости от того, по какой эре — от Сотворения мира или Рождества Христова — приведен в историческом источнике год, цифры его тысяч и сотен. В середине таблицы найти десятки и единицы того же года. На пересечении, с одной стороны, вертикальной линии от тысяч и сотен, а с дру­гой — горизонтальной линии от десятков и единиц того же года будет находиться искомый индикт.

Таблица 9. Индикты

      От Сотворения мира Тысячи и сотни лет От Рождества Христова      
Индикты Десятки и единицы годов Индикты
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

При переводе даты следует иметь в виду:

Индикты меняются 1 сентября.

Каждый январский год имеет два индикта:

а) с 1 января по 31 августа индикт табличный;

б) с I сентября по 31 декабря индикт больше табличного на 1.

Каждый мартовский год имеет два индикта:

а) с 1 марта по 31 августа индикт табличный;

б) с 1 сентября по 28 (или 29) февраля индикт больше таблич­ного на 1.

С начала XIV в. новолетия стали унифицироваться и приходить­ся на 1 марта, а на рубеже XIV—XV вв. в летописях появилось сентябрьское новогодие. С конца XV в. сентябрьский год остается единственным и в летописных сочинениях, делопроизводствен­ной документации и других письменных источниках.

Важным этапом реформирования календаря в России был 7208 год. от Сотворения мира (т.е. 1699), когда Петр I издал указ, согласно которому приближавшийся день 1 января объявлялся началом нового года и счет лет в России переводился в летосчис­ление от Рождества Христова. Таким образом, начавшийся 1 сен­тября 7208 год в летосчислении от Сотворения мира продолжался в России только четыре месяца.

Чуть более чем через столетие в России вновь был поставлен вопрос о календарной реформе. Теперь реформа должна была обес­печить переход с юлианского календаря на григорианский кален­дарь, широко распространенный в странах Западной Европы, с которыми Россия вступала в разнообразные контакты. Этот пере­ход на григорианский календарь, равно как и на метрическую си­стему мер, предполагался в 1914 г., однако ему помешала Первая мировая война.

Подготовленную ранее реформу Советская республика провела в жизнь декретом от 24 января 1918 г. В законе предписывалось «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.». В декрете также тре­бовалось «до 1 июля с[его] г[ода] писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавше­му календарю». Как видим, реформа была осуществлена таким же способом, как и в 1582 г., но из счета дней было изъято не 10, а уже 13 дней, которые накопились к началу XX в. как разница меж­ду астрономическим солнцестоянием и датой этого явления по юлианскому календарю.

В настоящее время светское общество живет по григорианскому календарю, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: