(А. Камю «Посторонний»)
Такой стиль, основанный, по словам Р. Барта, на «идее отсутствия», создает впечатление иллюзорности (дереализации) всего происходящего и адекватно опи-
Белянин В. Психологическое литературоведение
сывает мироощущение, возникающее при сумеречном состоянии сознания во время эпилепсии.
Подтверждением гипотезы о том, что экзистенциализм связан с той же эмоционально-смысловой доминантой, что и «темные» тексты, может служить факт, отмеченный переводчицей «Алисы в стране чудес», отнесенной нами к «темным» текстам, Н.М. Демуровой. Она приводит фрагмент текста и дает к нему следующий комментарий: «Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я... кто же я в таком случае? Это так сложно...» «М. Хит, — пишет в комментариях Н.М. Демурова, — усматривает здесь первый из ряда кризисов, переживаемых личностью Алисы («кризисы идентичности»), которым мог бы позавидовать любой экзистенциалист».
Интересно, что даже при описании внешне динамичных событий возможно использование «белого стиля»:
|
|
Он прыгнул, покатился вниз, и ему не сразу удалось остановиться и подняться обратно. Он казался неутомимым, словно был не из плоти и крови, будто Игрок, который как пешку, передвигал его по доске, одновременно вдыхал в него жизнь.
(У. Фолкнер «Перси Гримм»)
Схожими в этом плане представляются по стилю и такие тексты, как «Взгляни на дом свой, ангел» Т. Вульфа и «Привычное дело» В. Белова.
Среди других особенностей построения «темных» текстов важно отметить чередование в номинации, в назывании героев: не всегда понятно, кто из них говорит, читателю трудно уловить, кто сейчас действует.
В целом по ходу развития сюжета «темного» текста герои часто терпят коммуникативные провалы и сами вводят в заблуждение тех, кто претендует на то, что все знает. В «темных» текстах герой часто не понимает окружающих.
Важной характеристикой стиля «темного» текста] является, как мы уже отмечали, его сниженность и ис- i пользование просторечных и разговорных форм.
Глава 2. Отражение черт личности в текстах
Так, лирический герой Вл. Высоцкого — человек с упрощенным взглядом на мир, его речь полна отклонений от литературной нормы: