Волк шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
. — Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке или корзиночка у ней в руках, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. Встречаю раз одну такую в лесу. Гляжу, стоит этакая фря и разворачивет свою идеологию во всем объеме. И решил я лицом официальным к ейной бабушке наведаться. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?
Николай Гоголь
Мрачен и безграничен наш лес в хмурую погоду. Редкая шапочка дойдет до его середины — разве уж самая красная. Ну а которая дойдет, та непременно повстречается там с Волком. — Волк, волк! Куда несешься ты по бескрайнему лесу? — Нет ответа. — Скучно на этом свете, господа.*
* Автор последнего текста Серафим Семикрылов. Журнал ха-ха-тун: http://www.egitara.ru/damir/magazin.htm)
18*
Белянин В. Психологическое литературоведение
Мы привели самые яркие примеры пародий в от
ношении не самого лучшего в художественном плане
текста. Но и это показательно. В пародии как бы унич
тожается индивидуальное отношение автора к окру
жающему миру, он превращается в «еще одно». По
скольку «знаки культуры могут быть отчуждены от
{ реальной душевной жизни человека» (Братусъ, 1988,
|
|
w с. 83), пародист имеет возможность вырвать их из лич-
| костного контекста переживаний и вставить в кон-
I текст иронического отношения к продукту творче-
!• ства.
На поверхностном уровне тексты пародии и ори
гинала во многом схожи, но на глубинном уровне они
различаются: если подлинный смысл написания худо
жественного текста в самовыражении, в описании лич-
I ностной картины мира, то смысл, стоящий за пароди-
I ей, — показать несуразность этой картины мира, вы-
1 смеять ее. Характерно, что именно такое представле-
ние задачи, такой фон интеллектуальной работы (Петухов, 1984) являются как бы беспредметными (см. исследования Вюрцбургской школы), они могут быть направлены на любой объект.