Большинство консультантов, заинтересованных в работе с пожилыми людьми, нуждаются в дополнительном профессиональном обучении по этой специальности (Myers, 1990b; Schlossberg, 1990;Sinick, 1979). Многие просто не понимают возрастной специфики пожилых и по этой причине не работают с ними. Это может быть особенно справедливо в отношении новых явлений, связанных с этим возрастом, например, таких как воспитание внуков (Pinson-Milburn, Fabian, Schlossberg & Pyle, 1996). В подобных ситуациях могут потребоваться комплексные (многоуровневые) услуги консультирования, например прямая программа помощи (прямое вмешательство), такая как программа обучения новым навыкам и копинг-стра-тегиям. Кроме того, могут потребоваться непрямые поддерживающие вмешательства, такие как группы поддержки дедушек и бабушек, группы поддержки семьи и спонсирование таких мероприятий, как школьный «День дедушек и бабушек».
Другая причина того, что пожилые люди не получают достаточного внимания от специалистов в области психического здоровья, – это «инвестиционный синдром», описанный Коланджело и Пулвино (Colangelo & Pulvino, 1980). Согласно этим авторам, некоторые консультанты считают, что свое время и энергию лучше израсходовать на работу с более молодыми людьми, «которые могут в конечном счете принести пользу обществу» (р. 69). Профессионалы, поддерживающие эту установку, рассчитывают на будущие прибыли от молодых людей либо просто дезинформированы относительно возможностей изменения состояния пожилых людей.
|
|
Третья причина того, что люди старшего поколения не могут получить должного внимания от специалистов в области психического здоровья, – иррациональный страх старости и психологическое дистанцирование от пожилых людей, вызванное этим страхом (Neugarten, 1971).
Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых (Сох & Waller, 1991). Старость является уникальной стадией жизни и сопровождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми проявляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными.
Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей (Colangelo & Pulvino, 1980; Ponzo, 1978; Sinick, 1980). Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе. Часто старики действуют как старики только потому, что окружающие поощряют и поддерживают такое поведение. Хансен и Пратер (Hansen & Prather, 1980) подчеркивают, что американское общество «приравнивает старение к устареванию и в соответствии с этим расставляет свои приоритеты» (р. 74). Следовательно, консультант обязан заниматься просветительством, выступать в качестве адвоката, настаивать на изменениях в установках общества, чтобы преодолеть деструктивные возрастные ограничения и стереотипы. «Мы должны создать общество, поощряющее человека к тому, чтобы перестать играть стереотипную возрастную роль и начать быть просто самим собой» (Ponzo, 1978, р. 143-144).
|
|
В дополнение к пропаганде уважительного отношения к пожилым людям и помимо усилий, направленных на изменения в системах, консультанты могут помогать пожилым решать их специфические каждодневные проблемы. Томайн (Tomiue, 1986) утверждает, что услуги консультирования для пожилых людей принесут наибольшую пользу, если они будут необременительными и практичными, например будут направлены на обучение или решение какой-либо проблемы, Например, Хичкок (Hitchcock, 1984) проанализировал успешные программы оказания помощи пожилым в получении занятости. Наиболее успешной программой оказался клуб для заинтересованных в получении работы пожилых людей, на регулярных встречах которого участники обменивались информацией на тему занятости. Для стариков с болезнью Альцгеймера благоприятным на ранних стадиях заболевания оказывается применение консультирования, основанного на теории Роджерса и практических приложениях Каркхуффа (Carkhuff) Групповое консультирование, основанное на экзистенциальном подходе Ялома (Yalom), может быть продуктивным в помощи членам семьи больного в их попытках справиться с прогрессирующей болезнью (LaBarge, 1981). Структурированный процесс обзора жизни также доказал полезность в работе с пожилыми (Beaver, 1991; Westcott, 1983Ы Эта методика помогает им интегрировать прошлое и готовить себя к будущему. Краткосрочные рационально-эмотивные упражнения успешно использовались при работе с отдельными пожилыми людьми в целях развития рационального мышления и уменьшения беспокойства, связанного со старением (Keller, Corake & Brooking, 1975).
Среди пожилых людей в возрасте 65 лет ц старше наиболее популярны следующие группы (Gladding, 1999).
· Группы, ориентированные на реальность, которые помогают запутавшимся людям ориентироваться в жизненной ситуации, принять ее, занять конструктивную позицию.
· Группы ремотивационной терапии, помогающие пожилым клиентам стать более включенными в настоящее и будущее.
· Группы воспоминаний, которые анализируют жизненные события, чтобы noмочь своим членам становиться более интегрированными как личность..
· Психотерапевтические группы, которые направлены на приспособление к специфическим проблемам старения, таким как потери близких людей.
· Специфические тематические группы, которые концентрируются на конкретных областях, представляющих интерес для пожилых, например здоровье или искусство.
· Группы, ориентированные нарешение проблем, предлагаемых клиентами; такие группы сосредоточиваются на конкретных переходных проблемах членов группы, таких как госпитализация или столкновение с родственниками со стороны жены или мужа.
Работая с пожилыми людьми, консультанты часто становятся учениками жизни, а старые люди становятся их учителями (Kemp, 1984). Когда будет создана установка на открытость, клиенты, скорее всего, займутся решением наиболее важных вопросов в своей жизни, а консультанты будут более склонны узнавать различные стороны жизни и смогут лучше оказывать помощь в процессе консультирования.