В таком случае, какова роль тех людей, которые имеют специальные знания в области древнееврейского языка (для Ветхого Завета) и греческого языка (для Нового Завета)? Несомненно, их роль очень важна, по крайней мере в четырех сферах:
1. Они могут ясноучить Писанию, сообщая его содержание другим и та
ким образом исполняя служение «учителей», о котором говорится в Новом
Завете (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11).
2. Они могут открывать новые аспекты учений Писания. Такое откры
тие редко (если вообще такое возможно) приводит к отрицанию основных уче
ний церкви, которых она придерживалась в течение веков. Однако эти иссле
дования открывают путь применения Писания к новым сферам жизни, по
могают ответить на те вопросы, которые возникают как у верующих, так и у
неверующих людей в каждый новый период истории, они непрерывно уточ
няют и конкретизируют понимание церковью конкретных стихов Библии,
вопросов учения или этики. Хотя Библия может показаться небольшой по
объему, по сравнению с огромной мировой литературой, она является бога
тейшей сокровищницей мудрости Божьей, которая превосходит по ценности
все прочие книги. Процесс соотнесения различных учений друге другом, их
синтез, их применение к жизни каждого нового поколения — это благодар
ный труд, который никогда не завершится в эту эпоху. Каждый ученый, глу
боко любящий Слово Божье, вскоре осознает, что в Писании гораздо больше
знаний, чем человек может воспринять за свою жизнь!
3. Они могут защищать учения Библии от нападок других ученых или
людей, получивших специальное образование. Обучение Слову Божьему иног
да связано с исправлением лжеучений. Человек должен не только «наставлять в
здравом учении», но также и «противящихся обличать» (Тит. 1:9; ср.: 2 Тим. 2:25:
■аС кротостью наставлять противников»; и Тит. 2:7,8). Иногда те, кто нападает
на библейское учение, — это люди, получившие специальное образование и
обладающие историческими, лингвистическими и философскими познани
ями. Они используют все это для того, чтобы нападать на учение Писания,
выдвигая крайне усложненные доводы. В подобных случаях верующие, обла
дающие сходными специальными навыками, могут использовать свое обра
зование для того, чтобы осмыслить эти доводы и ответить на них. Подобное
образование также очень полезно для ответа лжеучителям различных культов
и сект. Это не означает, что верующие без специального образования не могут
Часть I. Учение о Слове Божьем
дать отпор лжеучениям (так как большинство из них может быть опровергнуто верующим, ведущим молитвенную жизнь и читающим Библию). Это значит, что на какие-то сугубо спеииа1ьныс аргументы могут дать ответ только те люди, которые специально изучали данные сферы знания.
4. Они могут обогащать изучение Писания на благо церкви. Библейские исследователи чае'] о обладают образованием, которое позволяет им соотнести учение Писания с богатой историей Церкви и сделать толкование Писания более точным, а его смысл более живым, поскольку они обладают глубокими знаниями языков и культур, связанных с написанием Библии.
Эти чет ыре сферы применения действуют на благо всей церкви, и все верующие благодарны тем, кто делает эту работу. Однако такое служение не дает людям право решать за вею церковь, какое учение истинно, а какое — ложно и как именно следует поступить в затруднительной ситуации. Если бы такое право было сохранено за формально обученными библейскими учителями, то они стали бы правящей элитой церкви, и структура церковного управления, как оно описано в Новом Завете, распалась бы. Процесс принятия решений в церкви должен осуществляться служителями церкви, вне зависимости оттого, являются они учеными или нет (а при конгрегациопальной форме правлений не только служителями, но также и всеми теми, кто составляет церковь)6.
5.
в0Пр0СЫ дЛЯ самостоятельной работы '
1. Если учение о ясности Писания истинно, почему среди христиан столько разногласий по вопросам учения Библии? Исследуя разнообразные истолкования Писания, некоторые приходят к выводу, что люди могут заставить Библию говорить все, чего они сами хотят. Как вы считаете, что Иисус ответил бы на такое утверждение?
2. Что произошло бы с церковью, если бы большинство верующих перестали
читать Библию, а только слушали библейских учителей и читали книги о Биб
лии? Если бы вы считали, что только ученые могут правильно понимать Библию,
что стало бы с вашим личным чтением Библии? Возможно, нечто подобное уже
произошло в вашей жизни или в жизни ваших знакомых?
3. Как вы полагаете, действительно ли для каждого из текстов Писания есть
верное и неверное истолкование? Если бы вы считали, что Библия в целом неяс
на, то как бы изменился ваш ответ? Влияет ли убежденность в ясности Писания
на ту тшательность, с которым вы исследуете текст Писания? Влияет ли эта убеж
денность на то, как вы ищете в Писании библейский ответ на какое-либо затруд
нение, связанное с проблемой учения или моральной проблемой?
4. Если даже между профессорами семинарий нет согласия по некоторым
вопросам библейского учения, могут ли прочие христиане надеяться.на то, что
' Анализ вопроса о разнообразных формах церковного управления см. в гл. 46.
Глава 5. Ясность Писания
они придут к правильному разрешению этих вопросов? (Обоснуйте ваш ответ.) Как вы считаете: обычным людям в среде еврейского народа во времена Иисуса было трудно решить, кому верить — Иисусу или ученым, которые не соглашались с Ним? Считал ли Иисус, что они смогут сделать такой выбор?
5. Может ли пастор читать проповедь, основанную на Библии, так, чтобы
не создавалось впечатления, что только люди с семинарским образованием (по
добные ему самому) способны верно истолковывать Писание? Как вы считаете,
есть ли необходимость в том, чтобы в каких-то случаях, касающихся разногласий
по вопросам учении или этики, он основывал свои аргументы на значении гре
ческих или еврейских слов, которые сами члены церкви не в состоянии понять?
Есть ли у исследователя возможность использовать подобные специальные зна
ния перед широкой публикой?
6. Руководители церкви во времена Мартина Лютера считали, что нужно ис
пользовать Библию на латинском языке, чтобы простые люди не могли ее читать
и неверно истолковывать. Дайте оценку этому аргументу'. Как вы считаете, поче
му Мартин Лютер так стремился перевести Библию на немецкий язык? Почему
руководители церкви в прошлые века преследовали и даже убивали тех людей,
которые — подобно Уильяму Тиндалу в Англии — переводили Библию на язык
своего народа? Почему перевод Библии на другие языки является столь важной
составляющей миссионерской работы?
7. Можно ли на основе учения о ясности Писания сделать вывод, что Новый
Завет может быть понят людьми, которые не имели доступа к Ветхому Завету?
Специальные термины
герменевтика экзегетика „.
Mi ivisVV
ясность ясность Писания
Библиография
Соответствующие разделы.;.^,ijv.i-a в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается),:,i) (;?:,-.;;
2. Арминианские (уэслианские или методистские) ■'' ■'"■" '
1875-1876 Pope, 1:223-230 -Г1[,)ifc _.ЫйП -^qr4 h-i'n"' '-\
1983 Carter, 2:747-767 :М h>:-,^1ъ] ^ ^V'r.'^/b:
4«»..-ii<tttt |
-:'ж1 |
м Mr.t |
3. Баптистские -Vj<* 1'-""'V'"'J'-'"
1767 Gill, 30-32
1976-1983 Henry, 4:272-367
1983-1985 Erickson, 253-256
Часть I. Учение о Слове Божьем
4. Диспенсационалистские
1947 Chafer, 1:105-119 " i5 л-•■
1986 Ryrie, 110-118 "
5. Лютеранские
1917-1924 Pieper, 1:319-330,359-370
■* 1934 Mueller, 138-141
;c'v;.fi. Реформатские (или пресвитерианские)
"-f.'iit 1861 Heppe, 33-41
твоя эт |
■■вне ■ 1871-1873 Hodge, 1:183-190
1938 Berkhof, /«(га., 167
Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях
■,М |
(Вопрос напрямую не рассматриваетсн.)
Другие работы
В этом разделе я привел несколько работ, помогающих развивать навыки истолкования библейских текстов, в том числе три ценные работы, написанные авторами, не принадлежащими к евангельским круга'м (J. Вагг и Е. D. Hirsch).
Barr, James. The Semantics of Biblical Language. London: Oxford University Press, 1961.
Berkhof, Louis. Principles of Biblical Interpretation. Grand Rapids: Baker, 1950.
Carson, D. A. Exegetica! Fallacies. Grand Rapids: Baker, 1984.
Dockery, David S. Biblical Interpretation Then and Now: Contemporary Herme-neutics in the Light of the Early Church. Grand Rapids: Baker, 1992.
Fee, Gordon D., and Douglas Stuart. How to Read the Bible for All Its Worth. Grand Rapids: Zondervan, 1982.
Hirsch, E. D., Jr. The Aims of Interpretation. Chicago: University of Chicago Press, 1976.
Hirsch, E. D., Jr. Validity of Interpretaiion. New Haven and London: Yale University Press, 1967.
Hubbard, Robert L., William W. Klein, and Craig L. Blomberg. Introduction to Biblical Interpretation. Waco, Tex.: Word Books, 1993.
Inch, Morris A., and С Hassel Bullock, eds. The Literature and Meaning of Scripture. Grand Rapids: Baker, 1981.
Kaiser, Walter C, Jr. Toward an Exegelical Theology. Grand Rapids: Baker, 1982.
Marshall, 1. Howard, ed. New Testament Interpretation: Essays on Principles and Methods. Grand Rapids: Eerdmans, 1977.
McCown, Wayne, and James Ear! Massey, eds. Interpreting God's Word for Today: An Inquiry Into Hermeneutics From a Biblical Theological Perspective. Wesleyan Theological Perspectives, vol. 2. Anderson, Ind.: Warner Press, 1982.
McKnight, Scot, ed. Introducing New Testament Interpretation. Grand Rapids: Baker, 1990.
Глава 5. Ясность Писания
McKnight, Scot, ed. Interpreting the Synoptic Gospels. Grand Rapids: Baker, 1988.
Mickelsen, A. Berkeley. Interpreting the Bible. Grand Rapids: Eerdmans, 1963.
Osbome, Grant R. The Hermeneulical Spiral: A Comprehensive Introduction to Biblical Interpretation. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1992.
Packer, J. I. "Infallible Scripture and the Role of Hermeneutics". In Scripture and Truth. Ed. by D. A. Carson and John Woodbridge. Grand Rapids: Zondervan, 1983, pp. 325-356.
Packer, J. I. "Scripture". In NDT, pp. 627-631.
Ramm, Bernard. Protestant Biblical Interpretation. 3d ed. Grand Rapids: Baker, 1970.
Schultz, Samuel J., and Morris A. Inch, eds. Interpreting the Word of God. Festschrift in Honor of Stephen Barabas. Chicago; Moody, 1976.
Silva, Moises. Biblical Words and Their Meanings. Grand Rapids: Zondervan, 1983,
Silva, Moises. Has the Church Misread the Bible? The History of Interpretation in the Light of Contemporary Issues. Grand Rapids: Zondervan, 1987.
Sire, James. Scripture Twisting: Twenty Ways the Cults Misread the Bible. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1980.
Sproul, R. C. Knowing Scripture. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1977.
Thiselton, Anthony C. New Horizons in Hermeneutics: The Theory and Practice of Transforming Biblical Reading. Grand Rapids: Zondervan, 1992.
Thiselton, Anthony C. The Two Horizons: New Testament Hermeneutics and Philosophical Description. Grand Rapids: Eerdmans, 1980.
Отрывок для запоминания
Втор. 6:6,7:
Ида будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая.
(xcii.aL'. 1)5й,Mg
r лвиг.ь: Необходимость Писания .л.пм
IV;-,sbc -- Jnf:i\j.inJo-fi^..
Для чего необходима Библия? "^ n-vy.w.\ V,.-
чг>)-:-1?! Что могут люди узнать о Боге без Библии? L TH:V]
■■■■■'■■ -г,, \.nv. ni. ■■ «.i»,^п.аг** f i лз/'^
-'. ■.nv.a\'-^.filedi-Я,fi'(r№M
A {:■-','■ <{'
ii:!■;■'. V
Нужна ли нам Библия, или кто-то, кто может рассказать нам о том, что говорит Библия о существовании Бога? Что мы грешники, нуждающиеся в спасении? Как обрести спасение? Как узнать волю Божью? На эти вопросы призвано ответить исследование на тему о необходимости Писания.