1. Традиционные богословия
1955 Ott, 460-473 (о браке)
2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 2:848-854
Часть III. Учение а человеке
Другие работы
{Знаком* отмечены работы авторов, в целом согласных с точкой зрения, изложенной в этой главе; знаком в отмечены работы авторов, не согласных с такой точкой зрения.]
*Bacchiocchi, Samuele. Women in the Church. Berrien Springs, Mich.: Biblical Perspectives, 1987.
eBilezikian, Gilbert. Beyond Sex Roles: What the Bible Says About a Woman's Place in Church and Family. 2d ed. Grand Rapids: Baker, 1985.
*Clark, Stephen B. Man and Woman in Christ: An Examination of the Roles of Men and Women in Light of Scripture and the Social Sciences. Ann Arbor: Servant, 1980.
Ciouse, Bonnidell, and Robert G. Clouse, eds. Women in Ministry: Four Views. Downers Grove, 111.: TnterVarsity Press, 1989.
Colwell, J. E. "Anthropology". In NDT, pp. 28-30.
Conn, H. M. "Feminist Theology". In NDT, pp. 255-258.
*Cottrell, Jack. Feminism and the Bible; An Introduction to Feminism for Christians. Joplin, Mo.: College Press, 1992.
sEvans, Mary J. Women in the Bible: An Overview of Ail the Crucial Passages on Women's Roles. Downers Grove, III.: InterVarsity Press, 1983.
*Foh, Susan. Women and the Word of God: A Response to Biblical Feminism. Phillipsburg, IS. J.: Presbyterian and Reformed, 1980.
eGundry, Patricia. Heirs Together. Grand Rapids: Zondervan, 1980.
eGundry, Patricia. Woman Be Free.' The Clear Message of Scripture. Grand Rapids: Zondervan, 1988.
*House, H. Wayne. The Role of Women in Ministry Today. Nashville: Thomas Nelson, 1990.
*Hurley, James. Man and Women in Biblical Perspective. Leicester: Inter-Varsity Press, and Grand Rapids: Zondervan, 1981.
*Jepsen, Dee. Women: Beyond Equal Rights. Waco, Tex.: WoTd, 1984.
eJewett, Paul K. Man As Male and Female. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.
sKassian, Mary A, Women, Creation and the Fall. Westchester, 111.: Crossway, 1990.
*Kassian, Mary A. The Feminist Gospel: The Movement to Unite Feminism With the Church. Wheaton, III.: Crossway, 1992.
•Knight, George W, III. The Role Relationship of Man and Women: New Testament Teaching. Chicago: Moody, 1985.
^Mickelsen, Alvera, ed. Women, Authority, and the Bible. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
*Neuer, Werner. Man and Woman in Christian Perspective. Trans, by Gordon \№nham. Westchester, II!.: Crossway, 1991.
*Piper, John. What's the Difference? Manhood and Womanhood Defined According to the Bible. Westchester, 111.: Crossway, 1990.
* Piper, John, and Wayne Grudcm, eds. Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism. Westcliester, 111.: Crossway, 1991.
eSpencer, Aida Besancon. Beyond the Curse: Women Called to Ministry. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1985.
Глава 21. Человек: мужчина и женщина
°Tucker, Ruth A., and Walter Liefeld. Daughters of the Church: Women in Ministry from New Testament Times to the Present. Grand Rapids: Zondervan, 1987.
BVan Leeuwen, Mary Stewart. Gender and Grace: Love, Work and Parenting in a Changing World. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1990.
Отрывок для запоминания
Кол. 3:18,19:
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
ГЛАВА 22
Сущность человеческой природы
Что в Писании означают слова «душа» и «дух»? Не об одном ли и том же идет речь?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
А. Введение: трихотомизм, дихотомизм и монизм
Сколько составляющих в природе человека? Все согласны с тем, что у нас есть физические тела. Большинство людей {как христиане, так и нехристиане) чувствуют, что в них присутствует также и нематериальная часть — «душа», которая продолжает жить после смерти тела.
Однако в остальном согласия нет. Многие люди верят, что кроме «тела» и «души» в нас присутствует и третья составляющая, «духе, который находится с Богом в наиболее непосредственных отношениях. Точка зрения, которая заключается в том, что человек состоит из трех составляющих (тела, души и духа) называется трихотомизмом1. Прежде этот взгляд был очень популярен среди преподавателей Библии евангельского исповедания, но сейчас в его защиту выступают очень немногие исследователи. По мнению большинства трихо-томистов, душа человека включает в себя интеллект, эмоции и волю. Они считают, что все люди наделены такой душой и что различные элементы души могут служить либо Богу, либо греху. Они считают, что (^человека — это некая высшая способность, которую приобретает человек, становясь христианином (см.: Рим. 8:10: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»). Таким образом, дух человека — это та его составляющая, которая самым непосредственным образом поклоняется и молится Богу (см.: Ин. 4:24; Флп. 3:3).
Есть и такое мнение, что «дух» — это не отдельная составляющая человеческого существа, а другое название «души» и что в Писании оба эти термина употребляются без различий в значении для описания нематериальной составляющей человека, которая продолжаетжить после смерти тела. Точка зрения, которая закл ючается в том, что человек состоит из двух составляющих (тело и душа/дух), называется дихотомизмом. Те, кто придерживается этой точки зрения, согласны, что в Писании слово «дух» (евр. ГРП, греч. пиеща) чаще
1 В защиту трихотомизма см. работу: Franz Delitzsch, A System of Biblical Psycholog trans. R. E. Wallis, 2d ed. (Grand Rapids: Baker, 1966).
Глава 22. Сущность человеческой природы
■533
употребляется в связи с нашими взаимоотношениями с Богом, но такое употребление (говорят они) непоследовательно, а слово «душа» употребляется в тех же значениях, что и слово «дух».
Есть и еще один взгляд, который не поддерживают евангельские богословы. Он заключается в том, что человек вообще не может существовать вне физического тела, и потому после смерти тела невозможно существование какой бы то ни было «души» (последователи этой точки зрения допускают воскресение всей личности в некоторый момент будущего). Мнение, что человек состоит лишь из одного элемента и что тело — это и есть личность, называется монизмом2. С точки зрения монистов, слова «душа» и «дух» — это просто другие названия «человека», или «жизни». Этот взгляд не был принят большинством евангельских богословов по той причине, что большое количество текстов Писания говорит о том, что дух, или душа, человека продолжает жить послетого, как тело умирает (см.: Быт. 35:18; Пс. 31:5;Лк. 23:43,46; Деян. 7:59; Флп. 1:23,24; 2 Кор. 5:8; Евр. 12:23; Отк. 6:9; 20:4 и гл. 41, о промежуточном состоянии).
Но два остальных взгляда продолжают свое существование в евангельском мире и сегодня. Хотя в истории церкви большш [ство христиан придерживались дихотомизма, у трихотомизма в наши дни также много сторонников3.
Эта глава написана с позиции дихотомизма; мы убеждены, что вчеловеке присутствует две составляющие: тело и душа (или дух), однако мы рассмот? рим также и аргументы в защиту трихотомизма.