Отрывок для запоминания. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело

1 Кор. 12:12,13: ^ * ■£<■"•-.." ■ ■■■ ■ • / -

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

>

1. 'л1',



._.:i.-^-".-'"4K Г Л А В А 39 л, _J:::u^-____

гниой Неотступность святых (стойкость в христианской вере)

Могут пи истинные христиане потерять свое спасение? Как мы можем узнать, что воистину родились заново?

j,. пи;юзт \Л'У"}\,0'vv:


 

-tfbun % ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Мы уже рассмотрели многие аспекты полного спасения, которое заслу­жил для нас Христос и которое даруется нам через Святого Духа. Но как мы можем быть уверены в том, что останемся христианами в течение всей нашей жизни? Есть ли что-то такое, что будет удерживать нас около Христа, что бу­дет гарантией того, что мы останемся христианами до самой смерти и будем вечно жить с Богом на небесах? Или может случиться так, что мы отвернемся от Христа и утратим благословения нашего спасения? Тема неотступности святыхпосвященаэтой проблематике. Неотступность свитых означает, что see те, кто истинно родился вновь, будут удерживаемы силой Божьей и сохра­нены как христиане до самого конца их жизни и что только те, кто был неот­ступен до самого конца, истинно родились вновь.

В этом определении мы видим две части. Во-первых, для тех, кто истинно родился вновь, существует уверенность в том, что они не утратят веру, посколь­ку сила Божья сохранит их христианами до самой их смерти и они безусловно будут жить с Христом на небесах вечно. Во-вторых, неотступность христиа­нина — это одно из свидетельств того, что человек истинно родился вновь. Об этом следует помнить, чтобы те, кто никогда в действительности не был веру­ющим, не получали ложной уверенности.

Следует отметить, чтоевангельские христиане втечение долгого времени не могли прийти к согласию в этом вопросе. В рамках арминианской/уэслиан-ской традиции многие полагали, что даже воистину вновь родившийся чело­век может утратить свое спасение, тогда как реформаты утверждали, что та­кое невозможно для человека, который истинно родился заново1. Большин­ство баптистов согласились в этом с реформатами; однако баптисты часто употребляли термин «вечная безопасность» (безусловное спасение, раз и на­всегда) или «вечная безопасность верующего», а не «неотступность святых».

1 Учение о неотступности святых (Perseverance of the saints) в акрониме TULIP, ко-гарый часто используется как краткая формулировка «пяти осно во полагающих доктрин кальвинизма», представлено буквой «Р».


Часть V. Учение об искуплении

А. Все истинно родившиеся вновь будут неотступны до конца

В Писании есть много мест, которые учат нас, что те, кто истинно родил­ся вновь, кто является истинным христианином, будут стойкими в христиан­ской жизни до самой смерти, а затем отправятся к Христу на небеса. Иисус говорит:

Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в по­следний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в послед­ний день (Ин. 6:38—40, курсив мой — У. Г.).

Здесь Иисус говорит, что всякий, кто верует в Него, будет иметь вечную жизнь. Он говорит, что воскресит этого человека в последний день — что, в контексте веры в Сына и обладания вечной жизнью, ясно означает, что Иисус воскресит этого человека к вечной жизни с Ним {а не воскресит его для того, чтобы осудить и проклясть). Трудно не сделать вывод, что каждый, кто ис­тинно верует в Христа, останется христианином до самого дня окончательно­го воскресения, чтобы получить благословения жизни в присутствии Бога2. Более того, в этом тексте подчеркивается, что Иисус исполняет волю Отца; ничего не погубить «из того, что Он дал» (Ин. 6:39). Итак, те, кто дан Сыну Огиом, не погибнут. _....^^iH-ii^i.^HBiioii >>»«>. wMM.->f<\ >■.г

2 Грант Р. Озборн не дает другого объяснения утверждению Иисуса: «Я воскрешу его в последний день», когда рассматривает этот отрывок {см.: Grant R. Osborne, "Exegetical Noieson Calvinist Texts", in Grace Unlimited,pp. 170—171). Однако он говорит, что в данном контексте в ст. 35 подчеркивается тот факт, что вечная жизнь зависит от личности, кото­рая «приходит и верует» в Христа (р. 171), и что настоящее время, в котором употреблен глагол «верить» в этом отрывке, подразумевает не первоначальное решение веры, а ско­рее продолжительное состояние.

Я сожалею, что расхожусь в этом вопросе с моим другом и коллегой, но в ответ на это следует сказать следующее. Никто lie станет отрицать, что людям самим следует ве­ровать в Христа ради вечной жизни; столь же верно и то, что Иисус здесь говорит не о первоначальной вере, а о вере, которую человек имеет в течение определенного време­ни. Здесь не говорится, что «каждый, кто непрерывно верит до самой смерти, будет иметь вечную жизнь», а просто утверждается, что «тот, кто в настоящее время находится в со­стоянии веры в Христа», будет иметь вечную жизнь и Иисус воскресит его в последний день. В этом стихе говорится обо всех, кто в настоящее время находится в состоянии веры в Христа, и что все они будут воскрешены Христом в последний день. Никаких более подробных замечаний относительно данного конкретного стиха не содержится и во второй работе Озборна — "Soteriology in the Gospel of John", in The Grace ofGod, the Will of Man, p. 248.


Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)





i.ji В другом отрывке подчеркивается все та же истина, когда Иисус говорит:

" ' Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за ■'■ Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похи­тит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего (Ин. 10:27—29, курсив ■■

МОЙ — У. Г.).




Здесь Иисус говорит, что тем, кто следует за Ним — Его пастве, —даро­вана вечная жизнь. Далее Он говорит: «Никто не похитит их из руки Моей» (ст. 28). Некоторые возражают, что даже если никто и не может забрать хрис­тиан из руки Христа, мы сами можем уйти. Однако это похоже на игру слова­ми ученого-педанта — разве «никто» не включает в себя также и того, кто на­ходится в руке Христа? Более того, мы знаем, что наши собственные сердца не заслуживают доверия. Поэтому, если бы существовала возможность отпасть от Христа, этот отрывок едва ли давал бы нам суверенность, которая в нем содержится.

Однако самые важные слова здесь — «не погибнут вовек» (ст. 28). Гречес­кая конструкция (obfiri; плюс конъюнктив аориста) крайне выразительна и более отчетливо се можно было бы перевести так: «и они совершенно точно никогда не погибнут». Здесь подчеркивается, что те, кто является «овцами» Иисуса, те, кто идет за Ним, и те, кому Он даровал вечную жизнь, никогда не утратят спасения и не будут разлучены с Христом — они «не погибнут вовек»3.




3 Здесь словом «погибнуть» переведено греческое слово cwoXAvfii, и этот же самый термин Иоанн употребляет в Ин. 3:16: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Грант Озборн говорит, чтоИн. 10: 28 не следует толковать отдельно от учения о лозе и ветвях из Ин. 15:1—7 ("Exegetical Notes on Calvinist Texts", p. 172). Однако он не дает никакого альтернативного объяснения выражению «не погибнут вовек» и не приводит никаких аргументов в пользу того, что мы не должны понимать его в том смысле, что эти люди безусловно будут вечно жить с Богом на небесах. В своей следующей статье, «Soteriology in the Gospel of John», Озборн вновь упоминает Ин. ]0:28, но не приводит иного объяснения этого стиха, он лишь говорит, что здесь подчеркивается верховная власть Бога, а в других местах Евангелия от Иоанна делается акцент на ответе верой, который сочетается с верховной властью Бога. В этих статьях не содержится убедительного объяс­нения, почему мы должны понимать эти слова не в их обычном смысле; здесь говорит­ся, что тот, кто верует в Христа, безусловно, не отпадет от Него.

Конечно же, люди, верующие в учение о неотступности святых (такие, как я, напр.),
сказали бы, что способ, которым Бог удерживает нас, — это Его власть, только Он может
сделать так, чтобы мы продолжали веровать в Христа (см. ниже). Следовательно, гово­
рить о том, что Писание подчеркивает также и необходимость настойчивости в вере, —
этапе значит опровергать учение о неотступности святых, как его часто формулировали
реформатские богословы в различные периоды церковной истории. Иными словами,
можно верить в обе трактовки текстов, не делая вывода о том, что люди, которые истин­
но родились вновь, могут утратить свое спасение. ■. ".



Часть V. Учение об искуплении


Глава 39. Нет


i Существует много других мест, где говорится, что те, кто верует, имеют «вечную жизнь». Один из примеров — это Ин. 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (курсив мой — У. Г. Ср. также: Ин. 5:24; 6:4-7; 10:28; I Ин. 5:13). А если верующий действительно имеет вечную жизнь, то речь идет о жизни, которая длится вечное Богом. Это дар Божий, который обретается вместе со спасением (вечная жизнь противопоставлена проклятию и вечному осужде­нию в Ин. 3:16,17,36; 10:28). Арминиане возражают, что «вечная жизнь» — это лишь качество жизни, тип жизни во взаимоотношениях с Богом, которые человек может иметь, а затем утратить. Однако такое возражение не выглядит убедительным, если принять во внимание значение бесконечного времени, которое содержится в слове «вечный» (греч. а'шх/юд, «вечный, бесконечный»)4. Безусловно, это жизнь особого рода, однако акцент на слове «вечный» означа­ет, что эта жизнь противоположна смерти; это противоположность проклятия и отделения от Бога; это жизнь, которая длится вечно в присутствии Бога. И тот, кто верит в Сына, обладает этой «вечной жизнью» (Ин. 3:36).

Послания Павла и другие новозаветные послания также указывают на то, что истинно за! юво рожденные будут неотступны до конца. «Нет ныне ни­какого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1); итак, со сторо­ны Бога было бы несправедливо подвергать какому бы то ни было ввду вечно­го наказания тех, кто является христианином, — им нет никакого осуждения, поскольку полное наказание за их грехи уже было.

В Рим. 8:30 Павел подчеркивает четкую связь между вечными целями Бога, которые Он предопределил, и осуществлением этих целей в жизни; и показывает также, что это, в свою очередь, связано с окончательным вопло­щением этих целей в «прославлении», или даровании окончательного воскре­сения тем, кого Он привел к союзу с Христом: «А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Здесь Павел рассматривает будущее событие — прославление — с такой увереннос­тью в этом решении Бога, что говорит об этом как о чем-то уже происшедшем («тех и прославил»). Это верно для всех, кто был призван и оправдан — т. е. для тех, кто истинно стал христианином.

Еще одним свидетельством того, что Богсохраняетдля вечности тех, кто родился заново, является «печать», которой Бог нас запечатлевает. «Печать» — это Святой Дух внутри нас. Который действует так же, как данный нам Богом «залог» того, что мы получим обещанное нам наследство: «В Нем и вы, услы­шавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть з&тог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13,14, курсив мой — У. Г.). Слово, переведенное в этом отрывке как «залог» (греч. appafiaz*), — это юридический и коммерческий термин, который означает «очередной взнос


Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)





(при рассрочке); вклад, задаток; выплату; залог, заклад» и представляет со­бой «выплату, которая обязывает сторону, участвующую в соглашении, со­вершить дальнейшие выплаты»5. Когда Бог даровал нам Святой Дух, Кото­рый может обитать внутри нас, Он принял на Себя обязательство даровать и все последующие благословения вечной жизни и великую награду с Ним на небесах. Вот почему Павел говорит, что Святой Дух — это «залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф.!:14, курсив мой — У. Г.). Все, в ком есть Святой Дух, все, кто истинно родился вновь, получили неизменное обещание Бога и залог того, что они точно получат наследие вечной жизни на небесах. Верность Самого Бога есть ручательство того, что так оно и про­изойдет6.

Другое подтверждение того факта, что верующие будут неотступны до конца, находим в Послании Павла к Филиппинцам: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» {Флп. 1:6). Верно, что «вас» означает здесь множественное число, греч. цщ (здесь, возможно, ошибка, поскольку автор приводит не начальную фор­му этого предлога, а в греческом тексте он употреблен в форме [ev] bfiii/. — Примеч. пер.). Таким образом, Павел имеет в виду христиан филиппинской церкви в целом. И все же он обращается к конкретным верующим, которым и пишет свое послание, и говорит о том, что Божье деяние, которое начало дейст­вовать в них, будет продолжаться и завершится в день возвращения Христа7.

"•BAGD, р. 109.

'Озборн ("Exegetical Notes on Calvinist Texts", p.!81) отвечает, что в этом стихе Па­вел также говорит о личной ответственности, поскольку «христианам дано предостере­жение о том, чтобы они не „огорчали" Духа». Однако такое возражение не противоречит интерпретации разбираемого стиха, а просто дает ссылку на другие стихи, в которых говорится о личной ответственности, а с наличием подобной ответственности охотно со­гласится и реформатский богослов.

Богословы-арминиане часто полагают, что если говорится об ответственности чело­века и о необходимости быть настойчивым в вере, значит отрицается, что Бог безусловно оберегает и удерживает нас и что вечная жизнь нам гарантирована. Однако, часто рас­суждая подобным образом, они не приводят никакой другой убедительной интерпрета-щш текстов, цитируемых для подтверждения учения о неотступности святых, и никако­го объяснения, которое показало бы, почему нам не следует воспринимать эти слова как абсолютную гарантию того, что те, кто родился вновь, будут неотступны до конца. Чем утверждать, что отрывки, в которых говорится об ответственности человека, отрицают мысль о верховной защите Бога, кажется, лучше принять реформатскую позицию и со­гласиться, что верховная зашита Бога не исключает ответственности человека и гаран­тирует наличие веры, которая необходима для неотступности.

1 Озборн справедливо отвергает мысль о том, что здесь говорится лишь о том, что
церковь будет продолжать свое существование. Он говорит: «Павел имеет в виду, что
обетование распространяется на личность. Она будет оберегаться Богом в перспективе
окончательного спасения, однако это не отменяет неотступности » ("Exegetical Notes on
Calvinist Texts", p. 182).,.,............ „f^.


Часть V. Учение об искуплении

Петр говорит о своих читателях как о людях, «силою Божиею чрез веру со­блюдаемых ко спасению, готовому открыться б последнее время» (1 Пет. 1:5). Слово «соблюдаемые» (греч. фроирёсо) может означать «тех, кого стерегут и не да­ют сбежать», и «защищаемых от нападения»; возможно, здесь имеются в виду оба аспекта «соблюдения»: Бог оберегает верующих от побега из Его царства и защищает их от внешних нападений.

Причастие настоящего времени, которое употребляет Петр, придает вы­ражению смысл «вас постоянно и непрерывно соблюдают»8. Он подчеркива­ет тот факт, что происходит это силой Божьей. Но сила Божья не действует отдельно от веры тех, кого соблюдают, а напротив, через их веру. (Слово «вера», тгш"П£, в посланиях Петра обычно означает персональную активность лич­ности верующего; см.: 1 Пет. 1:7,9,21; 2 Пет. 1:1,5 и а Новом Завете в целом.) Сходные примеры, показывающие, как Бог действует «через» кого-либо или что-либо в посланиях Петра (1 Пет. 1:3,23; 2 Пет. 1:4 и, вероятно, также 1 Пет. 1:12; 2:14; 3:1), наводят на мысль о том, что персональная вера, или доверие к Богу верующего, — это средство, с помощью которого Бог хранит Свой народ. Та­ким образом, мы можем выразить значение этого стиха так: «Бог постоянно использует Свою силу, чтобы хранить Свой народ с помощью его веры». Из этого утверждения, похоже, следует вывод, что сила Бога придает энергию и постоянно поддерживает индиыздуальнуюличную веру9.

Бог соблюдает нас не ради какой-то временной цели, а ради спасения, которое готово открыться в последнее время. Слово «спасение» означает здесь не прошлое оправдание и не нынешнее освящение (используя категории бого­словия), а будущее обладание всеми благословениями нашего искупления — окончательное, полное исполнение нашего спасения (ср.: Рим. 13:11; 1 Пет. 2:2). Хотя оно и «готово», оно еще не «открыто» Богом всем людям до «последнего времени» — времени последнего суда.

Это последнее выражение делает трудным, если вообще возможным, рас­суждение о каких-либо пределах Божьего отношения к нам. Если соблюде­ние имеет своей целью сохранение верующих до тех пор, пока они не получат полного, небесного спасения, то вполне справедливо было бы заключить из этого, что Бог достигнет этой цели, т. е. верующие получат это окончательное спасение. В конечном, счете достижение ими спасения зависит от силы Бога.

8 Следующие три абзаца взяты из работы: W, Gradem. The First Epistle of Я?Гег(Leicester:
Inter-Varsity Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1988), pp. 58, 59.

9 Перевод Дж. Н. Д. Келли «в результате... веры» — крайне сомнительная интерпре­
тация широко распространенной конструкции 8ia с родич ельным падежом (несколько
примеров этой конструкции в значении «в результате», приведенные в BACD. p. ISO, IV,
можиспрактовать и иначе, асам Келли никаких примеров не приводит; см.: J. N. D. Kelly,
A Commentary on the Epistles of Peter and Jude, Black's New Testament Commentaries [London:
Black, 1969], p. 52).


Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



Как бы там ни было, сила Бога постоянно действует «через» их веру. Но хотят ли они, чтобы Бог соблюдал их? Знают ли они об этом? Если они продолжают верить в Бога через Христа, Бог действует и соблюдает их, и Его должно бла­годарить за это.

Акцент на том, что Бог соблюдает нас и это сочетается с нашей верой, образует естественный переход ко второй части учения о неотступности.

Б. Только те, кто неотступен до конца,
';'^!' г'!' истинно родились заново

В Писании многократно подчеркивается, что те, кто истинно родился за­ново, будут неотступ ны до конца и безусловно обретут веч ную жизнь с Богом на небесах, но есть и другие тексты, в которых говорится о настойчивости в вере в течение всей жизни. Это подтверждает сказанное Петром: Бог соблю­дает нас не отдельно от нашей веры, а лишь действуя через нашу веру, так что Он наделяет нас способностью продолжать верить в Него (см.: 1 Пет). Таким образом, те, кто продолжает верить в Христа, приобретают уверенность в том, что Бог действует в них и соблюдает их.

Один из примеров такого перехода можно найти в Ин. 8:31,32: «Тогда ска­зал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (курсив мой. — У. Г.). Иисус предупреждает здесь, что одним из свидетельств подлинной веры является пребывание в Его слове, т. е. состояние, в котором человек верит в то, что Он говорит и живет в послушании Богу. Иисус говорит также: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22), чем предостерега­ет людей, чтобы они не отошли от веры в период преследований.

Павел говорит колоссянам, что Христос примирил их с Богом, «чтобы представить... святыми и непорочными и неповинными пред Собою», и до­бавляет: «если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествованил, которое вы слышали» (Кол. 1:22,23, курсив мой. — У. Г.). Вполне естественно, что Павел и другие новозаветные авторы говорят так, поскольку обращаются к группам людей, которые считают себя христианами, но при этом они не могут знать истинное состояние сердца каж­дого человека. В Колоссах вполне могли быть такие люди, которые присоеди­нились к церкви и, вероятно, даже исповедовали веру в Христа, приняли кре­щение и стали членами церковной общины, однако при этом у них не было подлинной спасительной веры. Каким образом Павел мог бы отличить таких людей от подлинно верующих? Он не хотел дать этим людям ложную уверен­ность в том, что они спасены в вечности, тогда как на самом деле все было вовсе не так, если только они не пришли к подлинному покаянию и вере. Павел знает, что те, чья вера не истинна, впоследствии отпадут от общины.


т


 

Часть V. Учение об искуплении

Поэтому он говорит своим читателям, что в конечном счете они спасутся. «если только [пребывают] тверды и непоколебимы в вере» (Кол. 1:23). Те, кто остается тверд, тем самым показывают, что они подлинные верующие. Ате, кто не остается тверд в вере, тем самым демонстрируют, что в их сердце не было подлинной веры.

Та же самая мысль подчеркивается и в Евр. 3:14: «Ибо мы сделались при­частниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (курсив мой. — У. Г.). Этот стих открывает замечательный подход к учению о неотступности. Как нам узнать, что «мы сделались причастниками Христу»? Как нам узнать, что это воссоединение с Христом произошло в определенный момент прошлого?1" Один из путей узнать, что мы обрели подлинную веру в Христа — быть непоколебимыми в вере до конца нашей жизни.

Мы должны внимательно рассмотреть контекст Евр. 3:14. Нам следует помнить, что в П исании христианам даны и другие основания для увереннос­ти в своем спасении11. Поэтому мы не должны думать, что обрести уверен­ность в том, что мы принадлежим Христу, невозможно до тех пор, пока мы не умрем. Тем не менее твердость в вере — один из способов обрести ту уверен­ность, о которой говорит автор Послания к Евреям. Он упоминает об этом, чтобы предостеречь своих читателей и объяснить, что им не следует отходить от Христа (в той ситуации, о которой идет речь, подобное предостережение действительно требовалось). В начале этого раздела, буквально двумя стиха­ми выше, сказано: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердцалу-кавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12). Во всех отрывках, где говорится, что признаком подлинной веры является твердость веры в Христа до конца жизни, нет цели обеспокоить верующих и внушить им опасение, что в какой-то момент будущего они могут отпасть (также и мы не должны использовать эти отрывки в подобном смысле). Задача этих тек­стов — открыть тем, кто собирается отпасть или уже отпал, что их посту­пок ярко свидетельствует о том, что они никогда и не были спасены, что соб­ственно веры е них никогда и не было.

Иоанн ясно говорит о том, что человек, который отпадает от церкви и от веры в Христа, тем самым показывает, что его вера не была подлинной и что он никогда в действительности не был членом тела Христова. О тех, кто оста­вил общение с верующими, Иоанн говорит: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они быт наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19, курсив мой. — У. Г.). Это подтверж­дает, что они не родились заново истинно.

10 Автор Послания к Евреям использует перфектную форму уеубиацеу (то, что про­изошло в определенный момент прошлого, но результат продолжается в настоящем). 1' См. подразд. Г, с. 908-912.


, -


Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



[ в настоящем).


В. И у тех, кто в конечном счете отпадает, ■ ■>

_,,,.г.. п ,«,„.. могут быть внешние признаки обращения

Всегда ли очевидно, какие люди в церкви обладают действительной ве­рой, а какие — лишь интеллектуальной верой в истину Евангелия? Не все­гда легко это определить. И Писание неоднократно упоминает о том, что не-верующиеп общении с видимой церковью могут проявлять определенные при­знаки подлинно верующих людей. Например, Иуда, предавший Христа, должно быть, вел себя точно так же, как и другие ученики. в течение тех трех лет, что он был с Иисусом. Его поведение было столь убедительным, что, когда Иисус сказал, что один из учеников предаст Его, никто не оглянулся на Иуду и не заподозрил его, они «начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Госпо­ди?* (Мф. 26:22; ср.: Мк. 14: ] 9; Лк. 22:23; Ии. 13:22). Тем не менее сам Иисус знал, что в сердце Иуды не было подлинной веры, поскольку однажды Он сказал: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6:70). Иоанн написал в своем Евангелии: «Иисус от начала знал, кто суть неверу­ющие, и кто предаст Его» (Ин. 6:64). Носами ученики не знали этого.

Павел говорит и о «вкравшихся лжебратиях» (Гал. 2:4), и о том, что в сво­их странствиях он был «в опасностях между лжебратиями» (2 Кор. 11:26). Он говорит также, что служители сатаны «принимают вид служителей прав­ды» (2 Кор. 11:15). Это не означает, что все неверующие в церкви, которые, тем не менее, обнаруживают признаки истинного обращения, являются слу­жителями сатаны, тайно подрывающими работу церкви. Многие из них мо­гут находиться в процессе размышления о Благой вести и двигаться по на­правлению к настоящей вере. Другие, возможно, слышали неверное объясне­ние Евангелия, а третьи еще пе пришли к истинному убеждению. Но все же эти слова Павла действительно означают, что некоторые неверующие в церк­ви будут лжебратьями и лжесестрами, посланными для раздоров в общине, а другие будут просто неверующими, которые впоследствии придут к подлин­ной спасительной вере. Тем не менее и те и другие будут проявлять множество таких внешних признаков, которые сделают их похожими на истинно верую­щих людей.

Мы можем видеть это также в словах Иисуса о том, что произойдет на суяе:

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного, Многие ска­жут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы проро­чествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отой­дите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23, курсив мой. — У. Г.),


Часть V. Учение об искуплении


т




Хотя эти люди и пророчествовали, изгоняли бесов и «многие чудеса тво­рили» во имя Иисуса, но это еще не значит, что они являются христианами. Иисус говорит: «Я никогда не знал вас». Он не говорит: «НекогдаЯ знал вас, но теперь не знаю» и не говорит: «Некогда Я знал вас, но вы отпали от Меня», Он говорит: «Я никогда не знал вас». Они никогда не были подлинно верую­щими людьми.

Схожее учение содержится и в притче о сеятеле (Мк. 4). Иисус гово­рит: «Иное упало на каменистое место, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Мк. 4:5,6). Иисус объясняет, что семя, упавшее на каменистую почву, символизирует тех людей, которые, «когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе кор­ня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение на слово, тот­час соблазняются» (Мк. 4:16, М, курсив мой. — У. Г.). Тот факт, что они «не имеют в себе корня», показывает, что в этих растениях нет источника жизни; сходным образом и люди, которых они символизируют, не имеют в себе подлинной жизни. Они обладают внешними признаками обращения и вроде бы стали христианами, поскольку приняли слово «с радостью», однако, когда приходят трудные времена, их не видно, — их так называе­мое обращение не было подлинным и в их сердцах не было настоящей спа­сительной веры.

О том, как важно сохранять твердость в вере, говорится также в притче Иисуса о лозе, где христиане представлены как ветви (Ин. 15:1—7). Иисус говорит:

.,.,... Я еемь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, при­носящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. <...> Кто не пре­будет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви соби­рают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15:1,2,6).

Арминиане утверждают, что ветви, не приносящие плода, все же явля­ются ветвями Лозы, так как Иисус говорит: «Всякую у Меня ветвь, не при­носящую плода». Таким образом, по их мнению, ветви, которые собирают и бросают в огонь, символизируют истинных верующих, которые некогда были частью Лозы, но отпали и теперь подлежат вечному проклятию. Од­нако такой вывод вовсе не следует из этого учения Иисуса. Если Иисус хо­тел сказать, что рядом с Ним были истинные верующие и ложные, исполь­зуя при этом аналогию с лозой и ветвями, тогда, конечно, люди, в которых не было истинной жизни, — это те ветви, которые не приносят плода (эта аналогия идет после того, как Он использовал аналогию с семенами, кото­рые падают на каменистое место и «не имеют в себе корня»; Мк. 4:17). Здесь,



Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)


899



i


в Ин. 15, ветви, не приносящие плода, хотя в определенной мере и связаны с Иисусом и проявляют внешние признаки истинных ветвей, однако их на­стоящая природа проявляется в том, что они не приносят плода. Это видно также из того, что человек «не пребывает» во Христе (Ин. 15:6) и извергается вон, как хворост. Суть образа в том, что те, кто приносит плод, тем самым свидетельствуют, что они пребывают во Христе; ате, кто не приносит, — не пре­бывают в Нем.

И наконец, в Послании к Евреям есть два текста, которые также говорят о том, что те, кто в конечном счете отпадает от веры, могут демонстрировать много внешних признаков обращения и выглядеть во многих отношениях по­добно христианам. Первый отрывок, Евр. 6:4—6, часто использовался арми-нианами в качестве доказательства того, что верующие могут утратить свое спасение. Но при детальном изучении такая интерпретация не выглядит убе­дительной. Автор пишет:

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара не- ;(бесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших vg благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обнов­лять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и руга­ются Ему (Евр. 6:4-6).


Автор продолжает и приводит пример из сельского хозяйства:

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и проюраща-юшая злак, полезный тем, для которых и возделываете я, получает бла-,., гословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близ­ка к проклятию, которого конец — сожжение {Евр. 6:7,8). ^".?ськ. -к,,и;.:.s.

В этой метафоре те, кто получаст проклятие, сравниваются с землей, на которой нет полезных плодов, на этой земле растут одни л ишь тернии и волч­цы (чертополох). Если мы вспомним другие метафоры из Писания, в которых добрый плод — это признак истинной духовной жизни, а бесплодность — при-знаклжеверующих(напр.:Мф. 3:8-10; 7:15-20; 12:33-35), то мы поймем, что автор говорит о людях, которые не являются подлинными христианами (по плоду, который они приносят, — признак, наиболее заслуживающий доверия).

Некоторые исследователи говорят, что подробное описание того, что про­изошло с людьми, отпавшими от веры, означает, что они были подлинно ро­дившимися вновь. Однако это возражение окажется неубедительным, стоит только рассмотреть термины, которые здесь употреблены. Автор говорит, что они были «однажды просвещенными» (Евр. 6:4). Однако это просвещение означает, что они пришли к пониманию истин Евангелия, но не ответили на эти истины подлинной спасительной верой12.

То же самое справедл иво и для слова «однажды» в выражении «однажды просвещенные». В греческом тексте это слово Ька£„ которое употребляется,



Часть У. Учение об искушении


например, в Флп. 4:16 в отношении филиппинцев, которые посылали Павлу подарки «и раз и два», и в Евр. 9:7 — о схождении Духа «однажды в год». Та­ким образом, это слово не означает нечто, случившееся «однажды», которое не может повториться; речь просто идет о том, что однажды произошло, без уточнения, повторится это или нет'3.

Далее в тексте об этих людях говорится как о «вкусивших дара небесного» и «вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр. 6:4,5). Тлагол «вкусить» означает однократное действие, после которого человек может ре­шить: принимать ему или не принимать то, что он попробовал. То же самое греческое слово (yEvonai) употреблено в Мф. 27:34, где распинавшие Иисуса «дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить». Это слово также употребляется в переносном значении — «постигнуть что-либо»14. Если мы понимаем его в этом смысле (как это и следует сделать, поскольку в данном отрывке говорится не о пище в прямом смысле этого слова), то это означает, что люди «постигли» небесный дар (вероятно, они имели определен­ный опыт воздействия Святого Духа), узнали нечто о Слове Божьем и о силах будущего века. Это не означает, что они обладали (или не обладали) истинной

,*■■.

12 Слово «просвещенные» — это перевод греческого слова фопИ^ш, которое означает
обучение в принципе и не обязательно такое, которое приводит к спасению. — оно
употреблено в Ин. 1:9, где сказано, что «просвещается» каждый человек, приходящий
в мир; в 1 Кор. 4:5, где речь идет о просвещении на последнем суде; и в Еф. 1:18, где
просвещение сопровождает рост в христианской жизни. Это слово не «специальный тер­
мин», означающий, что те люди, о которых идет речь, были спасены.

Я написал гораздо более пространное исследование Евр. 6:4—6 с анализом дополни­тельного материала, с привлечением многих не упомянутых здесь сведений и других источников, см.: Wayne Grudem, "Perseverance of the Saints: A Case Study From Heb. 6:4—6 and the Other Warning Passages of Hebrews", in The Grace of God, the Bondage of the Will, vol. i, ed. Tom Schreiner and Bruce Ware (Grand Rapids: Baker, 1995).

13 Это не то же самое, что е$йта£— слово, которое в Новом Завете более регулярно
употребляется в отношении неповторяющихся событий (Рим. 6:10; Евр. 7:27; 9:12; 10:10).

14 BAGD, р. 157. Приведены также и другие примеры употребления глагола yebojiai
(«пробовать, вкушать»). См., напр.: Геродот 6.5, где говорится, что жители Милета «вку­
сили свободы*, однако здесь речь явно идет не о том, что им принадлежало. Цитируется
также Дион Хризостом, 32.72, где он говорит о жителях Александрии и о том времени,
когда они «вкусили войны» в столкновении с римскими войсками, которые просто изво­
дили их, но не приступали к полномасштабным боевым действиям. Иосиф Флавий в
«Иудейской войне», 2.158, говорит о богословских воззрениях ессесв, которые «весьма
привлекали всех, кто однажды вкусил их философии». Здесь Иосиф недвусмысленно
говорит о том, что тс, кто «однажды вкусил», еще не приняли философии ессесв в каче­
стве своей собственной, она просто сильно их привлекала. Также и в Евр. 6 те, кто «вку­
сил» дара небесного, глагола Божия и сил будущего века, могли или испытывать силь­
ное влечение к этим вещам, или не испытывать, но само по себе вкушение не означает,
что они обрели эти вещи как свои собственные. Напротив, следует сделать вывод, что
они не обрели то, что вкусили, как нечто их собственное, принадлежащее им.


Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



спасительной верой, вероятнее всего, они «постигли» ее и имели определен­ный опыт духовной силы15.

В тексте говорится далее, что эти люди сделались «причастниками Духа Святого» (Евр. 6:4). Вопрос заключается в точном значении слова \ikxoxoc,, которое здесь переведено как «причастник». Англоязычные читатели не все­гда осознают, что это слово имеет целый ряд значений и может означать очень близкое участие и привязанность, а может — и лишь некоторую не очень тес­ную связь с кем-либо. Например, контекст показывает, что в Евр. 3:14 стать «причастником» Христа означает состоять с Ним в очень близких спаситель­ных взаимоотношениях"". С другой стороны, слово цетоход может быть так­же употреблено в гораздо более общем смысле, просто чтобы обозначить кол­лег или приятелей. Мы читаем, что когда ученики вытащили сетью большое количество рыбы, так что сеть начала прорываться, то они «дали знак товари­щам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им» (Л к. 5:7). Здесь это слово просто обозначает тех, кто был приятелем или товарищем Петра и других учеников по ихфемеслу17. В Еф. 5:7 употребляется близкое слово {ovfiHEtoxoq, образованнре путем прибавления приставки от [«с»] со сло­вом \itxo%oc), когда Павел предостерегает христиан относительно греховных поступков неверующих и говорит: «Итак не будьте сообщниками их» (Еф. 5:7). Он не тревожится о том, что вся их природа будет измене! ia неверующими, его просто беспокоит, что они могут оказаться каким-либо образом связанными с ними и их свидетельство будет скомпрометировано, а в их жизни проявится определенное влияние этих людей.

Аналогичным образом и в Евр. 6:4-6 говорится олюдях, которые были топределенных отношениях» со Святым Духом, и потому Он оказывал на их жизнь некоторое влияние. Ноэтонеобязательноозначает.чтовихжизниимсла место спасительная работа Святого Духа или что они были рождены заново. Точно то же самое и в примере с товарищами-рыбаками в Л к. 5:7. Петр и другие

"Слово «вкусил» употреблено также в Евр. 2:9, где говорится, что Иисусу надлежало «вкусить смерть», т. е. постигнуть ее через опыт (и «вкусил» здесь— подходящий термин, так как Он не остался мертвым). То же самое могло быть справедливо и для тех, кто имел определенный опыт небесных даров, как может быть справедливо даже в отношении неверующих (ср.: Мф. 7:22; I Кор. 7:14; 2 Пет. 2:20—22). В Евр. 6:4,5 опыт силы Святого Духа, который имели эти люди, и их опыт Слова Божьего был, безусловно, подлинным опытом (так же как Иисус умер подлинно), однако само по себе это не доказывает, что у этих людей был опыт рожаепия свыше.

16 То же самое греческое слово ^Ёто^о^употребленои в Евр. 3:14, хотя в английском тексте RSV читаем: «We share in Christ».

"В Евр. 1:9 употреблено то же самое слово, хотя в RSVoho переведено «comradese, а в NIV и NASB — «companions». (В русской синодальной версии — «соучастники». — Примеч. пер.)...



Часть У, Учение об искуплении




ученики были с ними в определенных отношениях, и даже в определенной сте­пени испытывали их влияние, однако эти отношения не вносили никакого кардинального изменения в ах жизни. Само слово ^етэдодимеет целый спектр значений — от самой слабой связи до самой близкой и тесной, поскольку оно просто означает: «тот, кто участвует с кем-либо в каком-либо деле или сопро­вождает кого-либо в каком-либо виде деятельности». Судя по всему, это и про­изошло с людьми, о которых идет речь в Еяр. 6, которые были связаны с цер­ковью, а потому и с работой Святого Духа и, вне всякого сомнения, тем или иным образом испытали Его влияние в своей жизни18.

Наконец, текст говорит о том, что невозможно «обновлять покаянием» тех людей, которые имели подобный опыт и отпали. Многие утверждают, что если покаяние нуждается в обновлении, то это истинное покаяние. Во-первых, мы должны отдавать себе отчет в том, что «покаяние» (греч. цетса'ою) не обяза­тельно обозначает покаяние сердца к спасению. Например, в Евр. 5 2:17 этот термин употребляется там, где речь идет о перемене мыслей отца, которого

13 В других местах в Послании к Евреям (3:1 и 12:8) слово \ik%oxoc, означает более тесную связь, но даже в Евр. 12:8, безусловно, подразумевается, что кто-то может испы­тывать на себе дисциплинирующее воздействие, но не изменяться под его влиянием. В любом случае s нашем распоряжении недостаточно свидетельств, подтверждающих, что автор Послания к Евреям употреблял это слово как «специальный термин», который все­гда обозначает спасительный род отношений (напр., в Евр. 1:9 и 12:8 оно не имеет такого значения). В своем исследовании мы должны учитывать все оттенки значения этого сло­ва так, как оно используется в греческой литературе Нового Завета и в других памятни­ках, где встречается лексика, использованная новозаветными авторами.

В Септуагинте во многих случаях это слово обозначает просто товарищество, а не перерождающий или кардинально влияющий на жизнь опыт общения с Богом или со Святым Духом. Напр., в 1 Цар. 20:30 Саул обвиняет Ионафана в том, что он «подружил-ел* с Давидом. В Пс. 118:63 псалмопевец говорит, что он — «общник» всем боящимся Бога. В Еккл. 4:10 говорится о том, что двое лучше, чем один, поскольку если один упа­дет, то второй поднимет своего «товарища». В Прит. 28:24 в переводах Аквилы, Симмаха и Феодотия это слово употребляется, когда говорится о том, что человек, отрекшийся от отца или матери, — «сообщник» нечестивцев. Примеры несколько более тесной связи: Есф. 8:13; Прит. 29:10; Ос. 4:17; 3 Мак. 3:21.

Вывод из исследования значений слова \itxoxoc, таков: хотя оно и может быть упо­треблено для обозначения очень близких отношений со спасительными результатами в жизни человека, оно также может быть употреблено и просто для описания чьего-либо товарищества или участия. Таким образом, в Евр. 6:4—6 сам по себе термин не означает, что люди, о которых идет речь в этом отрывке, имели спасительное участие в Святом Духе или были рождены заново. Это слово означает, что они определенным образом были связаны со Святым Духом и в какой-то степени испытали на себе Его воздействие.

Пророчествующие, изгоняющие бесов И творящие чудеса во имя Иисуса {Мф. 7:22) — хороший пример людей, которые, без сомнения, имели определенное участие в действии Святого Духа, или стали «причастниками» Святого Духа в этом смысле, однако при этом они не были спасены, — Иисус говорит: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23).



Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



Исав, после того как продал свое первородство, просил о благословении; об этом состоянии говорится как о «раскаянии» (jiexia/oia). Это не было раская­нием к спасению, а просто желание вернуть право первородства. {Отметим также пример раскаяния Иуды, Мф. 27:3, — однако с употреблением другого греческого слова.)

Однокоренной глагол «раскаяться» (греч. fietavoew) иногда употребля­ется не для обозначения спасительного покаяния, а при описании сожаления о личных проступках. Например в Лк. 17:3,4: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: „каюсь", — про­сти ему». Из этого мы заключаем, что такое «раскаяние» просто означает со­жаление о совершенных поступках или грехах. Подлинное это спасительное покаяние или нет, сказать трудно; «покаяние ко спасению» не всегда разли­чимо. Автор Послания к Евреям не пытается уточнить, о каком покаянии идет речь: подлинном или нет. Он просто говорит, что если кто-либо сожалеет о грехе, приходит к пониманию Евангелия и получает эти разнообразные благослове­ния действия Святого Духа (без сомнения, в общении с церковью), а затем отпадает, то уже невозможно будет возродить в таком человеке чувство сожа­ления о грехе. Однако это вовсе не обязательно означает, что раскаяние было истинным спасительным покаянием.

Давайте попробуем понять: какой тип человека описан с помощью всех этих терминов? Без сомнения, это люди, которые были в тесном общении с церковью. Они испытывали определенное сожаление о грехах (покаяние). Они ясно понимали Евангелие (были просвещены). Они оценили преимущества христианской жизни и тех изменений, которые происходят в жизни человека после того, какон становится христианином, и они, аероятно, получали отве­ты на свои молитвы, ощущали силу Святого Духа в действии и даже исполь­зовали определенные духовные дары, как это описано в Мф. 7:22 (были «свя­заны с» работой Святого Духа, или стали «причастниками» Святого Духа, и вкусили небесного дара и силы будущего века). Они слышали истинную про­поведь Слова и оценили преимущества его учения («вкусили благого глагола Божия»).

Но, несмотря на все это, если они «отпали» и «распинают в себе Сына
Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:6), значит они сознательно отрекаются от
этих благословений и решительно обращаются против них. Пожалуй, все
мы встречали в наших церквах людей, которые (иногда по их собственно­
му признанию) долго были связаны с церковью, но не были вновь рожден­
ными христианами. Они размышляли о Евангелии в течение многих лет,
но продолжали сопротивляться зову Святого Духа в их жизни, вероятно,
из нежелания отречься от господства над собственной жизнью в пользу
Иисуса. _____:_,.......... __.............................. _..:.., -. ■:/■ "



Часть V. Учение об искуплении




И вот автор говорит нам, что если эти люди сознательно отвращаются от всех этих временных благословении, то невозможно будет пробудить в них ни ма­лейшего раскаяния или сожаления о грехе. Их сердца ожесточатся, а совесть умолкнет. Что еще можно сделать ради их спасения? Если мы скажем им, что Писание истинно, они ответят, что знают об этом, но решили отречься от него. Если мы скажем им, что Бог отвечает на молитвы и изменяет жизни, они отве­тят, что знают также и об этом, но не нуждаются в этом. Если мы скажем им, что Святой Дух мощно действует в жизни людей и что дар вечной жизни нео­писуемо благ, они ответят, что понимают это, но им это не нужно. Их знаком­ство со всем тем, что связано с Богом, и их опыт действия Святого Духа про­сто послужили к их ожесточению против обращения.

При этом автор Послания к Евреям знает, что в той общине, к которой он обращается, есть люди, которым угрожает именно такая опасность (см.: Евр, 2:3; 3:8,12,14,15; 4:1,7,11; 10:26,29,35,36,38,39; 12:3, 15-17). Он хочет предостеречь их и напомнить, что если они, проведя определенное время в церкви и получив опыт благословений Божьих, асе же отпадут, то им не обрести спасения. Это не означает, что, по мнению автора, истинные христиане могут отпасть, — Евр. 3:14 заставляет предположить обратное. Однако он хочет, чтобы они об­рели уверенность в спасении, сохранив твердость в вере, и потому говорит, что, если они отпадут, это будет свидетельствовать о том, что они никогда не были людьми Христовыми (см.: Евр. 3:6: «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца»).

Итак, автор сурово предостерегает об опасности, которая угрожает тем, кто хочет отказаться от христианского исповедания. Он использует сильные выражения, чтобы показать, как много может получить человек в своем опы­те временных благословений и всежснебытьспасеиным. Он призывает их быть внимательными, поскольку опыта временных благословений далеко не до­статочно. Поэтому он говорит не об истинном изменении сердца и не о добром плоде, а просто об опыте временных благословений, который был у этих лю­дей и благодаря которому они стали довольно хорошо разбираться в христи­анстве.

По этой причине он немедленно переходит от описания отпавших к сле­дующей аналогии, которая показывает, что отпавшие люди никогда не имели подлинного плода. Как мы объяснили выше, ст. 7, 8 говорят об этих людях как о «терниях и волчцах» — о таком «урожае», который произрастает на зем­ле, не имеющей в себе подлинной жизни, хотя она и получаст от Бога постоян­ные благословения (в терминах аналогии — несмотря на то что дождь часто изливается на эту землю). Здесь мы должны отметить, что отпавшие люди не сравниваются с полем, которое некогда приносило добрый плод, атсперь не приносит, они сравниваются с землей, которая никогда не приносила добро­го плода, а одни лишьтернии и волчцы. Земля может выглядеть благой до того,



Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



как на ней начинает что-то расти, и только плод позволяет доподлинно опре­делить, что эта худая земля.

Внушительное подтверждение такой интерпретации Евр. 6:4—8 находим в следующем стихе. Автор очень резко говорил о возможности отпасть, а те­перь вновь обращается к подавляющему большинству своих слушателей, ка­ковых овечитает истинными христианами. Он говорит: «Впрочем о вас, воз­любленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так» (Евр. 6:9, курсив мой. —У Г.). Однако возникает вопрос: влучшем состоянии, чем кто? Выражение «лучшее состояние» контрастирует с выражением «хорошее состояние», которое описано в ст. 4-6: автор убеж­ден, что большинство его слушателей имели опыт лучшего состояния, чем про­сто частичное и временное влияние Святого Духа и церкви, о которых гово­рится в ст. 4—6.

Автор упоминает об этом состоянии, говоря (дословно), что это «лучшие веши, также принадлежащие ко спасению» (грсч. кей exdfisva ccozripia)19. Эти «вещи» не просто временные благословения, о которых говорится в ст. 4—6, это лучшие вещи, вещи, которые оказывают не просто временное влияние, но «также принадлежащие спасению». Таким образом, греческое слово /cat, ко­торое не выражено непосредственно в RSV и NIV (однако в NASB оно переда­но точнее)20, дает ключ к пониманию всего отрывка. Если автор хотел ска­зать, что люди, о которых шла речь в ст.4—6, были подлинно спасенными, то весьма трудно понять, почему мы должны считать, что в ст. 9 он говорит, что убежден (или «надеется на...», как в русской синодальной версии. — Примеч. пер.) в лучших вещах для них, в вещах, которые принадлежат спасению, или имеют спасение, в дополнение к тем вещам, о которых речь шла выше. Та­ким образом он показывает, что люди «имеют спасение», если хотят этого

14 BAGD, р. 334, Ш, переводит причастие среднего залога от £%а> как «держаться, цепляться за что-либо» и приводит Евр. 6:9 как единственный новозаветный пример употребления этой формы в значении «внутренней принадлежности и близкой связи» (ср.; LSJ, р. 750, С: «хвататься, крепко держаться»). Однако если мы переводим сред­ний залог таким же образом, как действительный, то выражение будет иметь такое значение: «вещи, также имеющие спасение», и это никак не отразится на приведен­ных здесь доводах.

(Этот отрывок представляет определенные сложности для перевода на современ­ные языки. Английский вариант, на который опирается У. Грудем, звучит так: «We feel sure ofbeller things thai belong lo salvation». В русской синодальной Библии: «Мы надеем­ся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасении». Грудем считает, что союз ка1 здесь следует переводить «также» и предлагает собственную интерпретацию: «...В луч­ших вещах, также принадлежащих спасению», на которой и основывает все дальней­шее рассуждение. — Примеч. пер.)

2(1 NASB переводит: «And things, thai accompany salvation» («//те вещи, которые со­
путствуют спасению»). ■ ■ ■ =



Часть V. Учение об искуплении




(он избегает нагромождения предложений), и, кроме того, что люди, о кото­рых идет речь в ст. 4—6, не являются спасенными21.

Что же такое в точности эти «лучшие вещи»? В дополнение к спасению, упомянутому в ст. 9, это вещи, которые дают реальное свидетельство о спасе­нии — истинный плод (ст. 10), уверенность в надежде (ст. 11) и такую спаси­тельную веру, которая видна в тех, кто наследует обетования (ст. 12). Таким образом он обнадеживает подлинных верующих — тех, кто приносит плод, имеют любовь к другим христианам, надежду и подлинную веру, в которой они тверды в настоящее время и которые не могут отпасть. Он стремится об­надежить таких читателей (которые, несомненно, составляют большинство среди тех, к кому он обращается), но одновременно сурово предостерегает тех, кому грозит опасность отпасть.

Сходное учение содержится и в Евр. 10:26—31. Там автор говорит: «Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (ст. 26). Человек, который отвергает спасение Христа и «не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен» (ст. 29), заслужи­вает вечного наказания. Это также суровое предостережение отпадающим; но его не следует рассматривать как доказательство, что некто подлинно заново родившийся может утратить свое спасение. Когда автор говорит о крови за­вета, «которою освящен» такой человек, слово «освящен» означает просто «внешнее освящение, подобное освящению древних израильтян, по внешней связи с народом Божьим»22. В этом отрывке говорится не о подлинно спасен­ных, а о тех, кто испытал некоторое благотворное моральное влияние через контакт с церковью".

Еще в одном отрывке усматривали указание на то, что можно утратить спасение. В Отк. 3:5 записаны слова Иисуса: «Побеждающий облечется в бе-

21 Кто-то может возразить, что «лучшие вещи» являются противоположностью не вре­менных благословений, описанных в ст. 4—6, а проклятия, уготованного терниям и волч­цам, которые вот-вот будут сожжены и о которых идет речь в ст. 8. Однако маловероятно, чтобы антор обозначил отсутствие проклятия выражением «лучшие вещи». Сравнительная степень «лучший» {кре'юаоу} в Поедании к Евреям употребляется тринадцать раз, и она всегда появляется в сравнении чего-то лучшего с чем-то хорошим (лучший завет, лучшая жертва и т. д.); Также и здесь предполагается сравнение с хорошими вещами (такими, как благословения в ст. 4—6), а не с ужасной участью вечного проклятия из ст. 8.

11 А. Н. Strong, Systematic Theology, p. 884. Стронг приводит уместную параллель упо­требления глагола «освящать» в I Кор. 7:14, где говорится о неверующем муже, который «освящается» верующей женой {здесь употреблен тот же самый греческий глагол, 6yi6fo>). Внешнее ритуальное освящение также упомянуто в Евр. 9:13; ср.: Мф. 23:17,19.

2} В Исх. 24:7,8 говорится о крови завета, которая выделила народ Божий, хотя и не все были рождены вновь. В контексте Евр. 10 такой образ, параллельный ветхозавет­ному типу освящения, которое позволяло людям являться пред Богом для поклонения, — естественное основание всего рассуждения.



Глава 39. Неотступность святых (стойкость в христианской вере)



лыс одежды; и не изглажу имени его из книги жизни». Утверждают, что Иисус может изгладить имена некоторых людей из книги жизни, т. е. имена тех лю­дей, которые уже были записаны в нее и, следовательно, уже были спасены. Но Иисус как раз подчеркивает, что Он не сделает этого; не следует истол­ковывать это как то, что Он может сделать нечто такое в других случаях! Такая же греческая конструкция24 употреблена в эмфатическом отрицании в Ин. 10:28: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек». Это не означает, что среди овец Христовых есть некоторые, не слушающиеся Его голоса и не следующие за Ним, и что они могут погибнуть; здесь, напротив, говорится о том, что овцы, безусловно, не погибнут. И когда Бог говорит: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), здесь не подразумевается, что Он покинет и оставит других; здесь подчеркивается, что Он не оставит и не покинет Свой народ. Или, в еще более близком контексте, Мф. 12:32, Иисус говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Это не означает, что некоторые грехи будут прощены в будущем веке (как это утверждают католики в поддержку учения о чистилище)33. Это логическая ошибка: сказать, что нечто не произойдет в будущем веке, не значит, что это может произойти в будущем веке! Точно так же и в Отк. 3:5 просто дана твер­дая уверенность в том, что имена тех, кто облечен в белые одежды, тех, кто остался верен Христу, не будут изглажены из книги жизни26.

И наконец, еще одно место из Ветхого Завета иногда используется для доказательства, что спасение можно утратить. Это история о том, как Святой Дух отошел от царя Саула. Однако царь Саул не может служить примером чело­века, который утратил свое спасение, поскольку от Саула отступил Дух Госпо­день» (1 Цар. 16:14) непосредственно послетого, как Самуил помазал Давида на царство, и «почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (I Цар. 16:13). Таким образом, сообщение о том, что Дух Господень почил на Давиде, мы читаем в предложении, которое непосредственно предшествует сообщению о том, что Дух отошел от Саула. Такая тесная связь свидетельствует о том, что Писание здесь говорит не о полной утрате присутствия Святого Духа в жизни Саула. От Саула отошла та часть действия Святого Духа, которая усиливала

и Эмфатическое отрицание выражается конструкцией оЬ цц в сочетании с конъ­юнктивом аориста.

"См. анализ вопроса о чистилище в гл. 41.

26 Какая-то другая книга имеется в виду в Исх. 32:33, где Бог говорит Моисею: «Того, по согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей». Здесь говорится не о новозаветной екниге жизни». Это скорее связано с представлением о том, что Бог ведет запись тех, кто живет в Его народе; так, как это сделал бы земной царь. «Изгладить» чье-либо имя из такой книги означало бы, что человек умер. В свете такой образной системы лучше все­го считать, что в Исх. 32:33 говорится, что Бог заберет жизнь того, кто согрешает против Него (см. ст. 35). В этом отрывке речь идет не о вечной жизни.


90S


Часть V. Учение об искуплении



его как царя27. Однако это не означает, что Саул был проклят навечно. Из све­
дений, содержащихся в Ветхом Завете, очень трудно понять, каким челове­
ком был Саул: неперерожденным, который облад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: