Понятие единичного и общего. Поскольку у каждого материального образования свой строго определенный круг вещей, с которыми оно находится во взаимодействии, в нем возникают такие изменения, которые в полной мере неповторимы у других, то есть оно приобретает такие свойства, которые характерны только для него и отсутствуют у других вещей. Эти свойства составляют единичное в вещи, материальном образовании. Единичное, таким образом, это то, что принадлежит только одной вещи.
Но будучи частью материи, одним из бесчисленного множества ее образований, каждая отдельная вещь подчиняется единым законам движения и развития материи и обладает множеством свойств,
повторяющихся у других вещей, материальных образований. Повторяющееся в вещи, то, что принадлежит многим вещам, составляет общее.
Общее и единичное, таким образом, представляют собой различные стороны, свойства отдельных материальных образований, вещей.
Решение проблемы единичного и общего в истории философии. В истории философии четко проявились две тенденции в решении проблемы взаимосвязи единичного и общего — реалистическая и номиналистическая.
|
|
Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного. Согласно одной весьма распространенной трактовке, оно идеально, духовно, существует в виде идеальных сущностей, общих понятий, согласно другой трактовке, также имеющей многовековую традицию, оно материально, существует в виде неизменной, все занимающей, тождественной себе массы или в виде группы предметов и т. п.
Что касается единичного, то оно, по мнению реалистов, или совсем не существует (такая точка зрения восходит к Платону, объявлявшему единичные чувственные вещи нереальным миром, тенями реально существующих сущностей — общих идей), или в своем существовании зависит от общего, порождается им и является чем-то второстепенным, временным, преходящим. Такую точку зрения проводил, например, средневековый философ Ансельм Кентер-берийский, по мнению которого вечно существуют лишь бог и творимые им духовные сущности. Единичные же вещи временны, они творятся богом путем создания соответствующих мыслей о них, которые являются прообразами вещей и основой их существования. Аналогичным образом решает этот вопрос и современный английский буржуазный философ А. Уайтхэд. Общие идеальные сущности он объявляет вечными объектами, существующими где-то вне пространства и времени. Единичные же вещи появляются у него в связи с переходом в пространственно-временной мир соответствующих идеальных сущностей и исчезают, как только эти сущности покинут чувственный мир и возвратятся в потусторонний, идеальный мир.
|
|
Номиналисты считают, что общее не существует реально, в объективной действительности. Реальным существованием обладает лишь единичное, индивидуальное. Общее же существует лишь в умах людей, в сознании. Оно не что иное, как имя, название ряда единичных объектов. Объявляя единственной реальностью единичное, номиналисты по-разному решали вопрос о форме его существования. Одни, например У. Оккам (1285 —1349), считали, что единичное существуете виде чувственных, материальных вещей, другиеформой существования единичного объявляли ощущения (Дж. Беркли), третьи доказывали, что единичное существует в виде индивидуальных духовных атомов — «монад» (Г. Лейбниц (1646—1716). Но-
5 Заказ 4508
миналистическая точка зрения представлена и в современной буржуазной философии (С. Чейз и др.).
Диалектика взаимосвязи единичного и общего. Только диалектический материализм преодолел недостатки, свойственные номиналистическим и реалистическим теориям в понимании взаимосвязи единичного и общего, и дал последовательно научное решение данного вопроса. Ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, не существуют как таковые. Самостоятельно существует отдельное (.отдельные предметы, процессы, явления). Общее же и единичное существуют лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Общее — это свойства и связи, присущие множеству материальных образований, явлений, единичное — это то, что свойственно лишь одному предмету, явлению.
Общее не имеет самостоятельного существования, а является стороной, моментом или сущностью отдельного ', которое представляет собой единство единичного и общего, оно всегда находится в неразрывной связи с единичным, так же как и единичное находится в неразрывной связи с общим. В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.» 2. Наряду с общим всякое отдельное имеет единичное, наряду с повторяющимися свойствами — неповторимые.
Далее, всякое отдельное, как отмечалось, не вечно, оно возникает, определенное время существует и затем превращается в другое отдельное, а это — в третье и т. д. без конца. В ходе подобных бесконечных переходов каждое отдельное материальное образование может превратиться в любое другое материальное образование. Например, согласно данным современной науки, каждый химический элемент при известных условиях может превратиться в любой другой химический элемент, каждая элементарная частица — в любую другую элементарную частицу, вещество — в поле, поле — в вещество и т. д. «Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами)...», оно «не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему» 3. Обладая способностью превратиться при соответствующих условиях в любое другое отдельное, оно в возможности содержит в себе (в своей природе) свойства всех этих других отдельных (материальных образований, явлений, процессов) и поэтому может рассматриваться как тождественное им, то есть общее.
Таким образом, всякое отдельное, рассматриваемое как узловой пункт бесконечного движения и развития материи, то есть взятое
1 См.: Ленин В. И. Поля. собр. соч., т 29, с. 318.
2 Там же.
3 Там же.
в его всеобщей связи с бесчисленным множеством других отдельных материальных образований, выступает как общее.
Итак, всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в одно и то же время и единичное и общее. Через свои неповторимые черты, свойства, оно выступает как единичное, но через стороны, повторяющиеся в других материальных образованиях, — как общее.
|
|
Будучи противоположными сторонами отдельного единичное и общее не просто существуют в отдельном, нб органически связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга: единичное становится общим, а общее — единичным. Все это нетрудно заметить при анализе процесса возникновения и исчезновения тех или иных свойств у материальных образований живой природы. Биологи, например, считают, что, встречая при расселении различные условия жизни, особи приобретают те или иные приспособительные свойства, которые по мере усиления тех или иных сторон превращаются в общие свойства, характеризующие вначале разновидность, а затем и вид в целом. И если взять особи одного и того же вида из разных мест, отличающихся или определенными чертами окружающей среды, или степенью проявления этих черт, то мы сможем обнаружить все ступени превращения того или иного свойства из единичного отклонения в общее свойство вида и, наоборот, из общего свойства в единичное.
Общее и особенное. Чтобы выявить единичное, необходимо сравнить рассматриваемый предмет со всеми другими предметами. Но практически это сделать невозможно. Поэтому на практике обычно сравнивают тот или иной предмет не со всеми другими предметами, а лишь с некоторыми, определенными предметами. В связи с этим появляется необходимость противопоставлять общее не единичному, а особенному. В самом деле, в ходе сравнения одного предмета с другими устанавливается их сходство и различие. Но то, что отличает сравниваемые предметы друг от друга, составляет особенное в них, то же, что указывает на их сходство, — общее.
Сравнивая единичное с особенным, нетрудно заметить, что единичное всегда выступает в роли особенного. Являясь свойствами, присущими только данному предмету, оно всегда будет отличать этот предмет от всех предметов, с которыми мы его будем сравнивать. Например, тот факт, что в нашей стране произошла Великая Октябрьская социалистическая революция именно 7 ноября и первым Председателем Совета Народных Комиссаров был В. И. Ленин, являясь единичным, характерным только для нашей страны, будет всегда отличать нашу страну от всех стран, с какими бы мы ее ни сравнивали. Поэтому этот факт всегда будет являться особенным для нашей страны.
|
|
Бели единичное всегда выступает в роли особенного, то общее по отношению к особенному ведет себя не всегда одинаково. В одних случаях оно выступает в роли особенного, в других — в своей собственной роли. Когда оно указывает на отличие сравниваемых вещей, явлений, оно выступает как особенное; когда же оно указывает на сходство сравниваемых предметов, оно выступает в своей собственной роли, то есть как общее. Например, тот факт, что в Социалистической Республике Вьетнам преобразование частнокапиталистической промышленности (предприятий национальной буржуазии) осуществляется постепенно, через создание смешанных, государственно-капиталистических предприятий, является общим, поскольку это имеет место и в других странах, в частности в Германской Демократической Республике. Но этот факт выступает в роли особенного, если мы будем сравнивать СРВ не с ГДР, а с Советским Союзом. Далее, то, что в СРВ диктатура пролетариата существует в форме народной демократии, является тоже общим моментом, поскольку диктатура пролетариата в такой форме существует и в ряде других социалистических стран, например в Болгарии, Румынии и т. д. Но этот же момент будет составлять особенное, если мы будем сравнивать СРВ не с Болгарией и Румынией, а с СССР, где диктатура пролетариата существовала в форме Советов.
Говоря о том, что общее может выступать в роли особенного, мы должны заметить, что это характерно не для всякого общего, а для общего, обладающего способностью отличать одни материальные образования от других. Например, не могут отличать одни материальные образования от других такие свойства и связи, которые присущи всем материальным образованиям (предметам, вещам, процессам). Так, наличие у каждой вещи соответствующей причины, вызвавшей ее к жизни, определенной формы и содержания, необходимых и случайных свойств и связей, сущности и т. д. не может выступать в роли особенного, поскольку все это характерно для любой вещи, для всех материальных образований. Этот вид общего представляет собой всеобщее. Охватывая все материальные образования, оно в любых отношениях выражает только сходство, тождество и не способно отличать одно из них от другого.
Таким образом, каждое отдельное (отдельное материальное образование, отдельный процесс, отдельное явление) представляет собой единство общего и особенного и обладает как сторонами, указывающими на сходство (тождество) его с другими отдельными материальными образованиями, процессами, явлениями, так и сторонами, отличающими его от них.
Материя, как известно, в процессе своего развития переходит от одной формы движения к другой, от низших стадий к высшим. Такое движение сопровождается переходом от материальных образований, обладающих менее богатым содержанием, к материальным
образованиям с более богатым содержанием. Обогащение происходит вследствие добавления к старому содержанию новых специфических свойств, возникающих в результате появления новых видов взаимодействий. Эти взаимодействия и составляют сущность новой, высшей формы движения материи.
Если теперь посмотреть на диалектику общего и особенного в свете этого движения материи, то нетрудно заметить, что общее и особенное здесь связаны уже не просто с различными сторонами или моментами материальных образований, но с различными формами движения материи, которые имеют место в этих материальных образованиях и которые соотносятся друг с другом как низшая и высшая формы. Каждая высшая форма движения материи содержит в себе в преобразованном виде низшую, а поэтому и имеет с ней много общего. Но эта общность иная, чем общность в рамках одной и той же формы движения материи, в рамках одной и той же стадии развития. Эта общность преломляется через специфику высших форм движения и может быть понята лишь как звено, связующее низшее с высшим, как преобразованный момент в содержании высшего.
Таким образом, в материальном образовании, представляющем низшую стадию развития, общее охватывает лишь те моменты содержания, которые так или иначе сохранились и присутствуют в содержании материального образования высшей стадии развития и лишь в преобразованном виде. В материальном же образовании, представляющем высшую стадию развития, данное общее схватывает лишь то, что роднит это образование с материальными образованиями, представляющими низшие стадии развития.
Несколько по-иному выглядит взаимосвязь общего и особенного в материальных образованиях, представляющих одну и ту же стадию развития. Здесь общим является как раз то, что составляет их сущность, то, что они приобрели, переходя на новую стадию развития. Например, общее между странами, находящимися на стадии капитализма, фиксирует как раз то, что появилось у них с вступлением на эту стадию развития. Это — господство капиталистической частной собственности на средства производства, способ производства, основанный на наемном труде и эксплуатации свободных от средств производства и средств существования рабочих, приход буржуазии к власти, установление ею своей диктатуры и т. д. Но все это в совокупности и составляет как раз сущность капиталистических стран, капиталистической общественно-экономической формации.
Что же касается особенного, свойственного материальным образованиям, относящимся к одной и той же стадии развития, то оно здесь не затрагивает сущности, а является лишь особой формой ее проявления, особым способом ее существования. Так, в рассматриваемом выше примере форма проявления диктатуры буржуазии в
той или иной стране является особенным. В самом деле, если мы сравним Англию с США, то мы заметим, что в Англии формой государства является монархия, в США же — республика. Аналогичным образом обстоит дело с общим и особенным в любых других материальных образованиях, представляющих одну и ту же стадию развития. Например, если мы посмотрим на особей, составляющих один и тот же биологический вид, мы заметим, что общее, свойственное всем им, в частности определенный тип обмена веществ, составляет их сущность. Особенное же, выступающее в виде бесчисленного множества различий, касающихся тех или иных сторон, свойств, представляет собой не что иное, как лишь особую форму проявления их сущности.
Практическое и познавательное значение диалектики единичного, особенного и общего. Каждое материальное образование есть единство общего и особенного. Чтобы составить себе правильное представление о том или ином объекте, необходимо выявить не только то, что у него является общим с другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от них. Например, желая уяснить суть государственной власти, существующей в настоящее время в нашей стране, необходимо выяснить как ее сходство, так и различие с государственной властью той или иной капиталистической страны, с властью, существовавшей в СССР в переходный период от капитализма к социализму, с властью, установленной в других социалистических странах. Только в этом случае мы сможем составить себе полное и правильное представление о характере рассматриваемой власти, о ее содержании и форме, о ее сущности и специфике проявления в конкретных условиях.
Далее, если каждому материальному образованию, каждой области действительности необходимо присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует исходить не только из общего, повторяющегося, но и из особенного, присущего только данной области, данному материальному образованию. Например, совершая социалистическую революцию, социалистические преобразования в той или иной области общественной жизни, необходимо исходить как из общих закономерностей, неизбежно проявляющихся во всех странах, совершающих переход к социализму, так и из особенных черт, условий, свойственных данной конкретной стране. «Наша партия неуклонно придерживается этой ленинской установки, которая сегодня со всей убедительностью подтверждена исторической практикой... Ведь ни в одной из ныне существующих социалистических стран формы, методы, пути социалистической революции не были механическим повторением чужого опыта. ГДР или Польша, Венгрия или Куба, Монголия или Югославия — словом, все социалистические страны осуществили революции по-своему, в формах, которые диктовались соотноше-
нием классовых сил внутри каждой из этих стран, национальным укладом и внешней обстановкой»1.
Поскольку каждое явление представляет собой единство общего и особенного, то и всякий опыт, накопленный в осуществлении того или иного практического действия, неизбежно должен включать в себя такие стороны, которые связаны с общими закономерностями, действующими в данной области явлений, а также такие, которые вызваны к жизни специфическими условиями проявления этих закономерностей. Поэтому при использовании всякого конкретного опыта в других условиях нельзя его применять механически, из него необходимо брать лишь то, что основывается на общем, повторяющемся. Этого не признают догматики и ревизионисты. Первые, как правило, абсолютизируют общее и игнорируют особенное, закрывают глаза на реальные изменения, происшедшие в той или иной области явлений, и продолжают держаться за старые схемы и положения, не понимают необходимости их творческого изменения в соответствии с особенностями новых условий. Ревизионисты, в частности сторонники так называемых концепций множественности моделей социализма, абсолютизируют особенное и игнорируют общее. Они утверждают, что поскольку каждая страна имеет свои национальные особенности, то она должна выбрать свой особый путь к социализму, совершенно не похожий на пути других стран, должна построить свое особое социалистическое общество.
Марксисты-ленинцы не отрицают разнообразия форм перехода от капитализма к социализму. Более того, они доказывают неизбежность этого, но в отличие от ревизионистов подчеркивают, что эти различные формы, пути должны иметь общую сущность, должны исходить из общих закономерностей, неизбежно повторяющихся во всех странах; различными могут быть лишь формы единого исторического процесса.