Общественное сознание возникает и развивается на основе общественного бытия. Материалистическое обоснование этой зависимости опровергло идеалистическое решение вопроса о соотношении между общественным сознанием и его объективной реальной, основой. Наряду с идеалистическим толкованием этого вопроса встречается и метафизическая трактовка, объявляющая духовную жизнь общества, а с ней и общественное сознание пассивным отражением материальной деятельности людей. Эта точка зрения была характерна для взглядов вульгарных материалистов и экономистов. Она остро критиковалась Ф. Энгельсом и В. И. Лениным на рубеже XIX и XX веков. Однако эта точка зрения до сих пор бытует у буржуазных идеологов, ведущих борьбу против теоретических основ мировоззрения рабочего класса и стремящихся фальсифицировать марксизм-ленинизм.
В любом взаимодействии участвующие в нем стороны выступают причиной и следствием, активным и пассивным факторами. Определяющим в конечном счете оказывается влияние материального на духовное, однако и духовное активно воздействует на материальное и на различные формы своего проявления. «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие,— писал Ф. Энгельс по данному поводу,— основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь»1.
|
|
Положение об относительной самостоятельности общественного сознания важно для всего диалектико-материалистического мировоззрения. Без признания относительной самостоятельности общественного сознания нельзя объяснить его активное воздействие на действительность и обосновать активную роль марксистско-ленинской идеологии во всех областях общественной жизни. Если бы общественное сознание не обладало относительной самостоятельностью, то нельзя было бы объяснить сложного развития духовной жизни, получалось бы, что и все изменения в духовной жизни происходят лишь в той мере, в какой изменяется общественное бытие.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.
Различные формы проявления духовной жизни общества не только воздействуют на материальные общественные отношения, они также воздействуют друг на друга. Так, политическое сознание влияет на правовое, нравственное, художественное и т. д., а эти последние, в свою очередь, воздействуют друг на друга и на политическое сознание. Политика, право, философия и т. д. представляют собой не абстрактные сущности, а формы конкретной общественной деятельности людей. Поэтому воздействие друг на друга различных форм общественного сознания следует понимать как систему, в которой взаимодействуют люди, связанные с определенными общественными отношениями.
|
|
Политическое сознание в классовом обществе более ярко выражает экономические отношения, чем моральное или эстетическое, поэтому политическое сознание играет доминирующую роль среди всех форм общественного сознания. В письме к К. Шмидту Ф. Энгельс описывает взаимодействие элементов духовной жизни общества при определяющем влиянии экономического фактора: «Преобладание экономического развития в конечном счете также и над этими областями для меня неоспоримо, но оно имеет место в рамках условий, которые предписываются самой данной областью: в философии, например, воздействием экономических влияний (которые опять-таки оказывают действие по большей части только в своем политическом и т. п. выражении) на имеющийся налицо философский материал, доставленный предшественниками. Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения»1.
Общественное сознание обладает относительной самостоятёль-ностью, стимулирующей его активную роль в развитии общества.
С возникновением организованного рабочего движения резко возросла его борьба за изменение социальных условий жизни, сопровождавшаяся повышением сознательности трудящихся: сознание масс стало важнейшим условием в борьбе за построение нового общества. Как известно, исторический процесс до появления сознательного рабочего движения, вооруженного передовой теорией, практически совершался стихийно, то есть общественные законы реализовались в деятельности людей, направленной на ограниченные цели в рамках эксплуататорского общества, подчиненного стихии рыночных отношений. Сущность самих процессов и их результаты оставались скрытыми для людей. Социалистическое общество возникает и развивается лишь в результате сознательных действий
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 420.
обходимо абстрагироваться от всего индивидуального, случайного, особенного. Индивидуальное сознание существует — если обратиться к ленинскому замечанию о соотношении отдельного и общего — не иначе как в связи, ведущей к общественному сознанию. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат элементы общественного сознания, вместе с тем отдельное сознание (сознание индивида) никогда не может полностью войти в общественное сознание. Последнее по сравнению с индивидуальным имеет определяющий характер, оно по разнообразным каналам доходит до индивида и в большей или меньшей степени влияет на его сознание.
Связь между индивидуальным и общественным сознанием имеет конкретно-исторический характер, определяемый господствующими общественными отношениями. В современном капиталистическом обществе господствующий класс.располагает могущественным аппаратом воздействия на сознание масс. С развитием стран социалистического содружества и ростом антимонополистических сил в самих капиталистических странах у многих людей происходит процесс переосмысления действительности, изменение их индивидуального сознания. В условиях неантагонистического общества нет пределов для развития сознательного, гармонического человека, его индивидуальное сознание стремится к максимальному соответствию с общественным сознанием, адекватно отображающим социальное развитие. Вместе с тем различия между индивидуальным и общественным сознанием не исчезают, индивидуальное сознание приобретает здесь качественно новый, более высокий уровень.