Относительная самостоятельность общественного сознания

Общественное сознание возникает и развивается на основе общественного бытия. Материалистическое обоснование этой за­висимости опровергло идеалистическое решение вопроса о соотно­шении между общественным сознанием и его объективной ре­альной, основой. Наряду с идеалистическим толкованием этого вопроса встречается и метафизическая трактовка, объявляющая духовную жизнь общества, а с ней и общественное сознание пассивным отражением материальной деятельности людей. Эта точка зрения была характерна для взглядов вульгарных мате­риалистов и экономистов. Она остро критиковалась Ф. Энгель­сом и В. И. Лениным на рубеже XIX и XX веков. Однако эта точка зрения до сих пор бытует у буржуазных идеологов, ве­дущих борьбу против теоретических основ мировоззрения рабо­чего класса и стремящихся фальсифицировать марксизм-ле­нинизм.

В любом взаимодействии участвующие в нем стороны выступа­ют причиной и следствием, активным и пассивным факторами. Оп­ределяющим в конечном счете оказывается влияние материального на духовное, однако и духовное активно воздействует на матери­альное и на различные формы своего проявления. «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художествен­ное и т. д. развитие,— писал Ф. Энгельс по данному поводу,— ос­новано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит со­всем не так, что только экономическое положение является причи­ной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономи­ческой необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь»1.

Положение об относительной самостоятельности общественного сознания важно для всего диалектико-материалистического миро­воззрения. Без признания относительной самостоятельности обще­ственного сознания нельзя объяснить его активное воздействие на действительность и обосновать активную роль марксистско-ленин­ской идеологии во всех областях общественной жизни. Если бы общественное сознание не обладало относительной самостоятельно­стью, то нельзя было бы объяснить сложного развития духовной жизни, получалось бы, что и все изменения в духовной жизни про­исходят лишь в той мере, в какой изменяется общественное бытие.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.

Различные формы проявления духовной жизни общества не только воздействуют на материальные общественные отношения, они также воздействуют друг на друга. Так, политическое сознание влияет на правовое, нравственное, художественное и т. д., а эти последние, в свою очередь, воздействуют друг на друга и на полити­ческое сознание. Политика, право, философия и т. д. представляют собой не абстрактные сущности, а формы конкретной обществен­ной деятельности людей. Поэтому воздействие друг на друга раз­личных форм общественного сознания следует понимать как систе­му, в которой взаимодействуют люди, связанные с определенными общественными отношениями.

Политическое сознание в классовом обществе более ярко выра­жает экономические отношения, чем моральное или эстетическое, поэтому политическое сознание играет доминирующую роль среди всех форм общественного сознания. В письме к К. Шмидту Ф. Эн­гельс описывает взаимодействие элементов духовной жизни обще­ства при определяющем влиянии экономического фактора: «Преоб­ладание экономического развития в конечном счете также и над этими областями для меня неоспоримо, но оно имеет место в рамках условий, которые предписываются самой данной областью: в фило­софии, например, воздействием экономических влияний (которые опять-таки оказывают действие по большей части только в своем политическом и т. п. выражении) на имеющийся налицо философ­ский материал, доставленный предшественниками. Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного матери­ала, но даже и это она производит по большей части косвенным об­разом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения»1.

Общественное сознание обладает относительной самостоятёль-ностью, стимулирующей его активную роль в развитии общества.

С возникновением организованного рабочего движения резко возросла его борьба за изменение социальных условий жизни, со­провождавшаяся повышением сознательности трудящихся: созна­ние масс стало важнейшим условием в борьбе за построение нового общества. Как известно, исторический процесс до появления созна­тельного рабочего движения, вооруженного передовой теорией, практически совершался стихийно, то есть общественные законы реализовались в деятельности людей, направленной на ограничен­ные цели в рамках эксплуататорского общества, подчиненного сти­хии рыночных отношений. Сущность самих процессов и их резуль­таты оставались скрытыми для людей. Социалистическое общество возникает и развивается лишь в результате сознательных действий

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 420.

обходимо абстрагироваться от всего индивидуального, случайного, особенного. Индивидуальное сознание существует — если обра­титься к ленинскому замечанию о соотношении отдельного и общего — не иначе как в связи, ведущей к общественному соз­нанию. Все проявления индивидуального сознания, как бы слу­чайны и своеобразны они ни были, содержат элементы общест­венного сознания, вместе с тем отдельное сознание (сознание индивида) никогда не может полностью войти в общественное сознание. Последнее по сравнению с индивидуальным имеет опре­деляющий характер, оно по разнообразным каналам доходит до индивида и в большей или меньшей степени влияет на его сознание.

Связь между индивидуальным и общественным сознанием имеет конкретно-исторический характер, определяемый господст­вующими общественными отношениями. В современном капи­талистическом обществе господствующий класс.располагает мо­гущественным аппаратом воздействия на сознание масс. С разви­тием стран социалистического содружества и ростом антимоно­полистических сил в самих капиталистических странах у многих людей происходит процесс переосмысления действительности, изменение их индивидуального сознания. В условиях неанта­гонистического общества нет пределов для развития сознатель­ного, гармонического человека, его индивидуальное сознание стре­мится к максимальному соответствию с общественным созна­нием, адекватно отображающим социальное развитие. Вместе с тем различия между индивидуальным и общественным созна­нием не исчезают, индивидуальное сознание приобретает здесь качественно новый, более высокий уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: