1. Тан (618-907 гг. н.э., по имени правящей династии).
Скульптура:
- монументальные изображения Будды и его свиты в скальных монастырях Лунмэнь и Майцзишань, т.д.;
- погребальная пластика очень реалистична, с множеством деталей.
Живопись:
- создаются самые лучшие произведения, которые затем будут копироваться;
- жанры: «цветы-птицы», «горы-воды», парадные портреты, исторический жанр, бытовые сцены;
- художники: ГуКайчжи, Ван Вэй (они писали монохромно); Ли Сысюнь, Ли Чжаодао (пользовались множеством цветов).
Этот период стал основой для будущего искусства Китая.
2. Сун (960-1279гг. по имени правящей династии). Период-антипод Тан.
Скульптура:
- большая рафинированность (наибольшая отточенность деталей, приёмов);
- нет больших монастырских ансамблей;
- храмы строятся в городах.
Живопись:
- популярны пейзажи;
- многие подражают манере Ван Вэя;
- Го Си не только писал свитки, но и расписывал ширмы и предметы мебели. Сохранилось 12 подлинных свитков.
В период Сун происходят важные явления в искусстве:
|
|
- прошлые произведения записываются и заносятся в каталоги;
- появляются коллекции произведений искусства;
- археология;
- нормой становится бесконечное копирование старых образцов;
- появляется новое религиозное направление – неоконфуцианство (синтез даосизма, буддизма и конфуцианства);
- новые направления в живописи: «вэньженьхуа» («живопись учёных») – писали непрофессионально обученные чиновники, любители, для самих себя;
- ещё одно новое направление – «художники-учёные» - эти люди изучали правила и перспективу;
- появляется академическое направление живописи, к такой академии примкнёт и Го Си.
3. Последние периоды – Юань и Мин (13-18 века) В этот период происходит нашествие монголов на Китай.
Живопись:
- тема печали и одиночества;
- подражание прошлому;
- иллюстрированная книга.
ДПИ:
- рассвет в период Тан (изысканная посуда из фарфора, округлые сосуды в три цвета: зелёные с синими и жёлтыми пятнами не по трафарету, а так, чтобы появлялось ощущение случайности, также белая посуда);
- в 11-13 века на фарфоре появляются такие же рисунки, как и на свитках. Ценились сложные тональные переходы.
- металлопластика, резьба по камню и кости.
18 (Латохина) Скульптура Китая.
Вазы на экспорт для Европы. Техника из папье-маше "нэцке" (миниатюрная скульптура нэцке получила широкое распространение в 18-19 веках. нэцке-искусство городского сословия,массовое и демократичное. по сюжетам нэцке можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых изображали в миниатюре. Нэцке-брелоки, которые имели отверстие для шнурка, с помощью которого к нему приклеплялись нужные предметы)
|
|
19 (Вигорчук). Китайская средневековая живопись.
46. Китайская средневековая живопись. Техника, сюжеты, религиозно-нравственная основа.
- впервые появилась в средневековье;
- за основу брали шёлк и гидроскопичную бумагу;
- основа влажная;
- краски водорастворимые, в основном тушь;
- в основном монохромная живопись;
- два формата: горизонталь для исторического жанра, вертикаль – для изображения природы;
- «шаньшуй» - горы, воды, «хуаняо «– цветы, птицы, «женьухуа» - люди;
- свитки не развешивались по стенам, а помещались в футляр и затем в сейф;
- свитки использовались в особых случаях, например, для молитвы;
- чтобы написать свиток, художник должен был быть монахом – пройти особую подготовку, пост, омовение;
- перед тем, как расписывать свиток, художник одевал самую дорогую одежду;
- тушь желательно им самим изготовленная;
- стол, за которым он работал – маленький и низкий;
- никаких предварительных эскизов – монах был опытен, ведь чтобы ему доверили писать свиток, он учился 25 лет;
- на свитках ставили красные печати владельцев – чем их больше, тем ценнее считался свиток;
- если художник изображал на свитке бамбук, значит, он достиг совершенства (бамбук был обожествлён из-за того, что его часто использовали в различных сферах жизни: в строительстве, в казнях и т.д.);
-
Трактат по теории живописи Сё Хэ:
(им пользовались в течение всех средних веков, Сохэ предлагал деление живописи на шесть видов и выделил шесть правил качества)
1. «Цы» - «дыхание жизни» – особое духовное напряжение.
2. «Нюнь» - «метод кости» - отзвук, умение владеть структурой, линия – основа произведения.
3. «Сы» - «идея» - принцип правдоподобия;
4. «Цзынь» - вид, природа, точное знание цветовой гармонии.
5. «Пи» - «кисть» - знание законов композиции.
6. «Мо» - «тушь» - копирование древних произведений и умение их интерпретировать.
Буддизм оказал значительное влияние на сюжеты и образный строй культового искусства В искусстве значительно возросла роль человека; мир его чувств и переживаний получил новую эстетическую оценку и новое образное воплощение. Расширился и познавательный интерес к действительности. Сами традиции прошлого усложнились, обогатились, стали выразителями более сложных, чем прежде, тенденций.
Одно из ответвлений буддизма – «секта» («отделившиеся») – Шаолиньский монастырь – учение Чань (духовно-философское направление). Художники Чань особо ценили свитки, написанные в момент подсознательной вспышки. В свитках всегда размытый контур, метафоры, недосказанность. Художники Чань редко использовали цвет кроме чёрного, и чем сложнее были градации чёрного, чем тоньше переходы, тем талантливее считался художник. Пустоты на свитках ценились – они несли ту же энергию, что и заполненные чернилами места. Иногда пустота имела наиважнейшее значение. Например, на свитке «Байлунь» - «Белый дракон» - ничего не изображено, он полностью чистый.
Настенная живопись вэйского времени (4-6 вв):
- на стены накладывался слой глины, смешанной с волокнами пеньки и клеем;
- по сухому грунту лёгкими клеевыми красками;
- колорит: доминировали коричневые, красновато-коричневые, белые, зеленовато-голубые, серо-лиловые тона разных оттенков; часто встречающийся сейчас черный цвет, по-видимому, первоначально был оранжевым и разложился от времени;
- росписи несут два различнхй начала: религиозно-догматическое и светское;
- изображения божеств, духов, небесных музыкантов;
- одни и те же образы святых, повторенные в различных вариантах;
- росписи, украшающие потолки и стены отличались простором в проявлении фантазии художника.
|
|
- большие многофигурные росписи, иллюстрирующие буддийские легенды (например, роспись, излагающая буддийскую легенду о воплощении Будды в золотого оленя);
Доп. Инфо:
- го-хуа – традиционная китайская живопись;
- Го Си – выдающийся средневековый художник, автор 2-го трактата о живописи (после Сё Хэ) – «О высокой сути лесов, потоков».
- художники Ван Вэй, Ли Бо, Го Си.
- художники Гу Кай Чжи и Ван Вэй занимались монохромной живописью;
- художники Ли Сысюнь и Ли Чжаодао – множеством цветов;