Периодизация

1. Тан (618-907 гг. н.э., по имени правящей династии).

Скульптура:

- монументальные изображения Будды и его свиты в скальных монастырях Лунмэнь и Майцзишань, т.д.;

- погребальная пластика очень реалистична, с множеством деталей.

Живопись:

- создаются самые лучшие произведения, которые затем будут копироваться;

- жанры: «цветы-птицы», «горы-воды», парадные портреты, исторический жанр, бытовые сцены;

- художники: ГуКайчжи, Ван Вэй (они писали монохромно); Ли Сысюнь, Ли Чжаодао (пользовались множеством цветов).

Этот период стал основой для будущего искусства Китая.

2. Сун (960-1279гг. по имени правящей династии). Период-антипод Тан.

Скульптура:

- большая рафинированность (наибольшая отточенность деталей, приёмов);

- нет больших монастырских ансамблей;

- храмы строятся в городах.

Живопись:

- популярны пейзажи;

- многие подражают манере Ван Вэя;

- Го Си не только писал свитки, но и расписывал ширмы и предметы мебели. Сохранилось 12 подлинных свитков.

В период Сун происходят важные явления в искусстве:

- прошлые произведения записываются и заносятся в каталоги;

- появляются коллекции произведений искусства;

- археология;

- нормой становится бесконечное копирование старых образцов;

- появляется новое религиозное направление – неоконфуцианство (синтез даосизма, буддизма и конфуцианства);

- новые направления в живописи: «вэньженьхуа» («живопись учёных») – писали непрофессионально обученные чиновники, любители, для самих себя;

- ещё одно новое направление – «художники-учёные» - эти люди изучали правила и перспективу;

- появляется академическое направление живописи, к такой академии примкнёт и Го Си.

3. Последние периоды – Юань и Мин (13-18 века) В этот период происходит нашествие монголов на Китай.

Живопись:

- тема печали и одиночества;

- подражание прошлому;

- иллюстрированная книга.

ДПИ:

- рассвет в период Тан (изысканная посуда из фарфора, округлые сосуды в три цвета: зелёные с синими и жёлтыми пятнами не по трафарету, а так, чтобы появлялось ощущение случайности, также белая посуда);

- в 11-13 века на фарфоре появляются такие же рисунки, как и на свитках. Ценились сложные тональные переходы.

- металлопластика, резьба по камню и кости.

18 (Латохина) Скульптура Китая.

Вазы на экспорт для Европы. Техника из папье-маше "нэцке" (миниатюрная скульптура нэцке получила широкое распространение в 18-19 веках. нэцке-искусство городского сословия,массовое и демократичное. по сюжетам нэцке можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых изображали в миниатюре. Нэцке-брелоки, которые имели отверстие для шнурка, с помощью которого к нему приклеплялись нужные предметы)

19 (Вигорчук). Китайская средневековая живопись.

46. Китайская средневековая живопись. Техника, сюжеты, религиозно-нравственная основа.

- впервые появилась в средневековье;

- за основу брали шёлк и гидроскопичную бумагу;

- основа влажная;

- краски водорастворимые, в основном тушь;

- в основном монохромная живопись;

- два формата: горизонталь для исторического жанра, вертикаль – для изображения природы;

- «шаньшуй» - горы, воды, «хуаняо «– цветы, птицы, «женьухуа» - люди;

- свитки не развешивались по стенам, а помещались в футляр и затем в сейф;

- свитки использовались в особых случаях, например, для молитвы;

- чтобы написать свиток, художник должен был быть монахом – пройти особую подготовку, пост, омовение;

- перед тем, как расписывать свиток, художник одевал самую дорогую одежду;

- тушь желательно им самим изготовленная;

- стол, за которым он работал – маленький и низкий;

- никаких предварительных эскизов – монах был опытен, ведь чтобы ему доверили писать свиток, он учился 25 лет;

- на свитках ставили красные печати владельцев – чем их больше, тем ценнее считался свиток;

- если художник изображал на свитке бамбук, значит, он достиг совершенства (бамбук был обожествлён из-за того, что его часто использовали в различных сферах жизни: в строительстве, в казнях и т.д.);

-

Трактат по теории живописи Сё Хэ:

(им пользовались в течение всех средних веков, Сохэ предлагал деление живописи на шесть видов и выделил шесть правил качества)

1. «Цы» - «дыхание жизни» – особое духовное напряжение.

2. «Нюнь» - «метод кости» - отзвук, умение владеть структурой, линия – основа произведения.

3. «Сы» - «идея» - принцип правдоподобия;

4. «Цзынь» - вид, природа, точное знание цветовой гармонии.

5. «Пи» - «кисть» - знание законов композиции.

6. «Мо» - «тушь» - копирование древних произведений и умение их интерпретировать.

Буддизм оказал значительное влияние на сюжеты и образный строй культового искусства В искусстве значительно возросла роль человека; мир его чувств и переживаний получил новую эстетическую оценку и новое образное воплощение. Расширился и познавательный интерес к действительности. Сами традиции прошлого усложнились, обогатились, стали выразителями более сложных, чем прежде, тенденций.

Одно из ответвлений буддизма – «секта» («отделившиеся») – Шаолиньский монастырь – учение Чань (духовно-философское направление). Художники Чань особо ценили свитки, написанные в момент подсознательной вспышки. В свитках всегда размытый контур, метафоры, недосказанность. Художники Чань редко использовали цвет кроме чёрного, и чем сложнее были градации чёрного, чем тоньше переходы, тем талантливее считался художник. Пустоты на свитках ценились – они несли ту же энергию, что и заполненные чернилами места. Иногда пустота имела наиважнейшее значение. Например, на свитке «Байлунь» - «Белый дракон» - ничего не изображено, он полностью чистый.

Настенная живопись вэйского времени (4-6 вв):

- на стены накладывался слой глины, смешанной с волокнами пеньки и клеем;

- по сухому грунту лёгкими клеевыми красками;

- колорит: доминировали коричневые, красновато-коричневые, белые, зеленовато-голубые, серо-лиловые тона разных оттенков; часто встречающийся сейчас черный цвет, по-видимому, первоначально был оранжевым и разложился от времени;

- росписи несут два различнхй начала: религиозно-догматическое и светское;

- изображения божеств, духов, небесных музыкантов;

- одни и те же образы святых, повторенные в различных вариантах;

- росписи, украшающие потолки и стены отличались простором в проявлении фантазии художника.

- большие многофигурные росписи, иллюстрирующие буддийские легенды (например, роспись, излагающая буддийскую легенду о воплощении Будды в золотого оленя);

Доп. Инфо:

- го-хуа – традиционная китайская живопись;

- Го Си – выдающийся средневековый художник, автор 2-го трактата о живописи (после Сё Хэ) – «О высокой сути лесов, потоков».

- художники Ван Вэй, Ли Бо, Го Си.

- художники Гу Кай Чжи и Ван Вэй занимались монохромной живописью;

- художники Ли Сысюнь и Ли Чжаодао – множеством цветов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: