Название стилей/субстилей | Пол | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Проблемно-ориентированный копинг (ПОК) | М | 31-52 | 53-65 | 66-79 |
Ж | 24-52 | 53-64 | 65-80 | |
Эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) | М | 16-35 | 36-48 | 49-64 |
Ж | 20-37 | 38-51 | 52-76 | |
Копинг, ориентированный на избегание (КОИ) | М | 17-34 | 35-45 | 46-64 |
Ж | 20-38 | 39-49 | 50-69 | |
Субшкала «Отвлечение» | М | 8-14 | 15-22 | 23-32 |
Ж | 8-16 | 17-22 | 23-32 | |
Субшкала «Социальное отвлечение» | М | 5-12 | 13-17 | 18-25 |
Обработка результатов
При обработке полученныхданных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы:
—вариант «никогда» — 0 баллов;
—вариант«редко» — 1 балл;
—вариант «иногда» — 2 балла;
—вариант «часто» — 3 балла.
После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале.
Для интерпретации результатов используются тестовые нормы, приведенные втабл. 2.
Личко
Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номерам утверждений в тексте опросника. Тестирование проводится индивидуально или с группой, включает в себя два исследования и требует на каждое исследование от 30 до 60 минут: Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование лиц более раннего возраста (с 11-12 лет), принципиальных ограничений для этого нет, но достоверность результатов все же снижается. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недоста^-точностью либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.
|
|
В первом исследовании испытуемый знакомится с инструкцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выбирает наиболее подходящий ответ или несколько ответов. Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выбирать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.
Сразу же после тестирования необходимо проверить ответные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить выборы до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше шести, то испытуемый должен попытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть рассмотрены как достоверные.
|
|
Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудности работы с опросником, либо о негативном отношении к исследованию. Во втором случае, если сокращение количества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.
Инструкция к первому исследованию. Перед Вами текст опросника, разбитого на 25 разделов. Каждый раздел содержит от 10 до 19 утверждений. Вам следует в каждом разделе выбрать наиболее подходящее для Вас утверждение и отметить соответствующий номер на листе ответов. Если в каком-либо разделе Вам подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать 2-3 выбора, но не более. В разных разделах можно делать неодинаковое число выборов. Если ни один из выборов в каком-то разделе Вам не подходит, разрешается не делать выбора. В этом случае на листе ответов отмечается номер 0.
Инструкция ко второму исследованию. Вам надо повторно просмотреть все разделы и выбрать в каждом утверждение, которое наиболее для Вас НЕ подходит. Разрешается делать несколько выборов в каждом разделе, но не более трех. Номера соответствующих выборов отмечаются в листе ответов для 2-го исследования. Разрешается не делать выбора в отдельных разделах. В этом случае в листе ответов отмечается номер 0.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Первичная обработка результатов осуществляется с помощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обозначения типов и дополнительных показателей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соответствующего типа показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по нескольким типам.
Получаемые таким образом баллы фиксируются на графике подсчета баллов (форма 9) символом «X». Далее осуществляются оценка и уточнение графика, определение дополнительных и вспомогательных показателей. Уточнение графика производится начислением дополнительных баллов по шкале ОШ («объективная шкала»). Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнаруживается наличие каких-либо из следующих показателей:
ПОКАЗАТЕЛИ ПО ГРАФИКУ ОШ: Г=0 или 1 Ц≥6 А≥4 П=0 или 1 Н=0 или 1 К=0 К=1 Д≥6 Т>Д В=5 В≥6 Е≥6 d≥5 О≥6 М<Ф (у мальчиков) У≥-6 У≥+6 1 ошибка в выборах 2 ошибки и более | НАЧИСЛЯЕМЫЕ БАЛЛЫ: П,С Л К Н П ШШ, И Ш Н пп, ц Э Э,Э Ш, И Ш с С, Ш, И с и э ээ |
Конформность. Если К=0 или 1 — низкая конформность, даже нонконформизм; К=2, 3 —умеренная конформность; К=4, 5 — средняя конформность; К=6 и более — высокая конформность.
Негативное отношение к исследованию. Об этом свидетельствует величина 0=7 и более. Надежность диагностики типа при этом существенно снижается.
Возможная склонность к диссимуляции. Здесь этот показатель трактуется как стремление не раскрывать черт своего характера и действительного отношения к проблемам. Если Д больше, чем Т, на 4 балла и более, это значительно снижает точность диагностики типов и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Высокий Д (6 и более) наиболее часто встречается у типа Н.
Повышенная откровенность. Об этом свидетельствует превышение показателя Т над Д. Чаще встречается у типа Ц и особенно П.
Возможность органической природы психопатии и акцентуации характера. Основывается на значении В: если оно равно 5 или более, то вероятность органического генезиса очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность тем не менее не отрицается.
Выраженность реакции эмансипации в самооценке. Оценивается величина показателя Е: при Е=0 или 1 — реакция эмансипации слабая; при Е=2 или 3 — умеренная; при Е=4 или 5— выраженная; при Е=6 и более — очень сильная. Выраженная реакция эмансипации не свойственна типам С и П — в этом случае эти типы не диагностируются независимо от количества баллов по объективной шкале (ОШ). Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не отражает часто резкую ее выраженность в поведении.
|
|
Психологическая склонность к делинквентности. Определяется только у подростков мужского пола при значении показателя с!=4 и более. Исключением является тип Ш, у которого этот показатель часто высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого d обычно низок, но при этом склонность к делинквентности, как правило, высока.
Выраженность черт мужественности-женственности в системе отношений. Если разность М — Ф положительная, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательная— женственности. Преобладанием у подростков-девочек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, преобладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и акцентуациях по типу И, Ш, С.
Психологическая склонность к алкоголизации. Определяется без графика. Подсчитывается алгебраическая сумма баллов в шестой теме («Отношение к спиртным напиткам») по 1-му и 2-му исследованию. При V отрицательном — склонность к алкоголизации отсутствует; при У=0 или +1 — результат неопределенный; при У=+2 и выше — предполагается склонность к алкоголизации; при У=+6 и выше — результат говорит скорее о склонности выставить напоказ свое алкогольное поведение.
Высокий риск депрессии. Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы — по одному за
каждое событие из следующих: 1) Г--2 и меньше, 2) С=7 и больше, 3) Н=2 и меньше, 4) Т>Д, 5) М<Ф (только для подростков-мальчиков). Затем из полученного числа вычитается по одному баллу за каждое событие из следующих: 1) Г=7 и больше, 2) Н=7 и больше, 3) М=7 и больше, 4) есть диссимуляция личного отношения. При Дп отрицательном — высокий риск депрессии отвергается; при Дп=0 или +1—результат неопределенный; при Дп=+2 и выше—существует высокий риск депрессии.
|
|
Диагностика типов психопатии и акцентуации характера производится с помощью последовательно применяемых правил.
Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.
МДЧ составляет для типа Г —7 баллов, для типа А —5, для остальных — 6.
Правило 1, Если МДЧ достигается или превышает только для одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указанных в правилах 2 и 3).
Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются.
Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в самооценке, то типы С и П не диагностируются.
Правило 4- Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагностируется.
Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказывается, что МДЧ достигнуто в отношении еще двух типов, то:
а) в случае нижеперечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип:
ГЦ, ГН, ГИ;
ЛА, ЛС, ЛИ, ЛН;
АС, АП, АИ;
СП, СШ;
ШЭ, ШИ, ШН;
ЭИ, ЭН;
ИН Исключение составляет случай в правиле 6;
б) в случае остальных сочетаний диагностируется тот тип, в пользу которого получено наибольшее превышение в баллах над его МДЧ;
в) если в отношении двух несовместимых типов достигнуто оди наковое превышение над МДЧ, то для исключения одного из типов руководствуются следующим принципом доминирования:
г+л=г | ц+н=н | л+п=п | С+Э=Э |
Г+А=А | Ц+А^А | л+ш=ш | С+И=И |
Г+С=Г | Ц+С=С | л+э=э | с+н=н |
Г+П=П | Ц+П=П | А+Ш=Ш | п+э=э |
Г+Ш=Ш | Ц+Ш=Ш | А+Э=Э | п+и=и |
Г+Э=Э | Ц+Э=Э | А+Н=Н | п+н=н |
ц+и=и
Правило 6. Если в пользу какого-либо типа достигнуто превышение над МДЧ, большее, чем у других типов, и разница в превышении МДЧ составляет больше 4, то другие типы не диагностируются, даже если сочетание совместимо.
Правило 7. Если МДЧ достигнуто в отношении трех и более типов и по правилам 2, 3, 4 и 6 их не удается сократить до двух, то отбираются два типа, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах и далее выполняется правило 5.
Правило 8. Во всех остальных случаях при необходимости сделать выбор между несколькими типами, в отношении которых достигнуто одинаковое превышение над МДЧ, диагностируется 1-3 типа, которые в соответствии с правилом 5 совместимы с наибольшим числом из остальных сравниваемых.
РИСК СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ (ШКАЛЫ Ю. В. ПОПОВА, Н. Я. ИВАНОВА)
Оценка риска социальной дезадаптации возможна, если определен один из типов Г, Л, С, Ш, Э, И, Н. Если диагностирован смешанный тип, ориентироваться следует на тот тип, в отношении которого набрано большее количество баллов. Если же количество баллов одинаковое, пользуются шкалой любого из них.
Для определения риска социальной дезадаптации следует пользоваться следующими списками признаков для диагностирования типа:
делены показатели, психологом может быть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует^ отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом подростка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.
При составлении заключения кроме указания диагностированного типа акцентуаций можно использовать описательные поведенческие характеристики типов акцентуаций, представленные в разделе 9.2.
ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ:
Гипертимный Г≥11, Э≥7, Н≥8, Д≥5, Е≥5, Г + Н≥19
Лабильный Л≥12, Ш≥7, Н≥7, Е≥4, d≥4
Сенситивный С≥11, Э≥6, ≥3, Дп амбивалентность*
Шизоидный Л≥6, Ш≥12,d ≥5
Эпилептоидный Ш≥7 И≥8, Н≥8, Е≥5, d≥5
Истероидный А≥5, П≥8, ИМЗ, Н≥7, d≥6
Неустойчивый Ц≥6, Н≥10, В≥5, А+С+П≥7
Дп амбивалентность — наличие и положительных и отрицательных баллов по шкале депрессии.
Наличие хотя бы одного признака говорит о риске дезадаптации. Если признаков 2 и более — риск очень высокий.
Возможность формирования психопатии определяется следующим образом:
ТИП АКЦЕНТУАЦИЙ: ПРИЗНАКИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИИ:
Гипертимный Н≥10, К=0, Е≥6
Лабильный А≥*6, Ш≥7, К=0, Д≥6
Сенситивный С≥12
Шизоидный Г≤1, Л≤1, Ш≥13, У≥+4
Эпилептоидный Г=0, Ц≥8, К≤1, d ≥6, две ошибки в выборах*
и более при условии, что Э≥10
Истероидный А≥5, О≥6, Е≥6
Неустойчивый Н≥12, К≤1, В≥5, У≤ -6
*Ошибка в выборе означает, что один и тот же номер выбирается и в первом и во втором исследовании.
При оценке возможности формирования психопатии необходимо 11 руководствоваться следующими правилами:
Правило 1. Отсутствие указанных признаков не может свидетельствовать против клинического диагноза психопатии, так как в 30% случаев, клинически верифицированных как психопатии, эти признаки могут отсутствовать.
Правило 2. Наличие указанных признаков у подростков с нарушениями поведения может расцениваться как один из доводов в пользу диагноза психопатии при клинической оценке, но не как решающий диагностический фактор.
Правило 3. Обнаружение указанных признаков при массовом обследовании не может служить прямым указанием для подозрений в отношении психопатии. Однако такие подростки нуждаются в более тщательном и детальном психологическом обследовании.
После того как определен тип акцентуации характера и определены показатели, психологом может оыть сделано заключение. Перед тем как делать заключение, желательно сопоставить результаты тестирования по ПДО и аналитические данные, полученные от близко знающих подростка лиц. Особенно важно получить сведения по следующим вопросам: обычный фон и динамика настроения подростка, поведение в ситуациях взаимодействия со сверстниками, взрослыми (особо следует отмечать реакции эмансипации, группирования, конформность и т.п.), самооценка, ситуации, являющиеся уязвимым местом подррстка, стремления и интересы подростка, склонность к различным подростковым и детским реакциям, сексуальное поведение и др. Анамнестические сведения желательно излагать в лаконичной форме и включать в них лишь информативные для диагностики типов признаки. Случаи явного несовпадения результатов тестирования с анамнезом свидетельствуют о недостоверности этих результатов.
При составлении заключения кроме указания диагностированного типа акцентуаций можно использовать описательные поведенческие характеристики типов акцентуаций,
ТЕКСТ И КЛЮЧИ К ОПРОСНИКУ ПДО
I. САМОЧУВСТВИЕ
1 У меня почти всегда плохое самочувствие А —
2 Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил ГММ d
3 Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо Ц —
4 Мое самочувствие часто меняется иногда по нескольку раз в день П —-
5 У меня почти всегда что-нибудь болит АА —
6 Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений и беспокойств — —
7 Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей — —
8 Я легко переношу боль и физические страдания Ц —
9 Мое самочувствие вполне удовлетворительно ННД —
10 У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски —С
11 Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие — —
12 Я очень плохо переношу боль и физические страдания — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
П. НАСТРОЕНИЕ
1 Как правило, настроение у меня очень хорошее ГН—
2 Мое настроение легко меняется по незначительным причинам П Г
3 У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства
за близких, неуверенности в себе — —
4 Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь — —
5 У меня почти всегда плохое настроение — —
6 Мое плохое настроение — результат плохого самочувствия ЦА —
7 Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного Ш —
8 У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим — —
9 У меня бывают уныние и грусть, но могут быть ожесточенность и гнев — —
10 Маленькие неприятности сильно огорчают меня С Л d
11 Периоды очень хорошего настроения сменяют у меня периоды плохого настроения Т —
12 Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
III. СОН И СНОВИДЕНИЯ
1 Я сплю хорошо, а сновидениям значения не придаю ГНММ —
2 Сон у меня богат яркими сновидениями — Э
3 Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать К —
4 Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем Ad В
5 Я сплю мало, но встаю бодрым, сны вижу редко — Ц
6 Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения Ц —
7 У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно-тоскливые сновидения А —
8 Бессонница у меня наступает периодически без особых причин — —
9 Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час — —
10 Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть Л А —
11 Я часто вижу разные сны — то радостные, то неприятные — —
12 По ночам у меня бывают приступы страха — —
13 Мне часто снится, что меня обижают — —
14 Я могу свободно регулировать свой сон — А О Ни одно из определений ко мне не подходит О О
IV. ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА
1 Мне трудно проснуться в назначенный час Э Л
2 Просыпаюсь с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу —К
3 В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины
с утра угнетен и уныл Т —
4 Я легко просыпаюсь, когда мне нужно Ц —
5 Утро для меня — самое тяжелое время су ток — —
6 Часто мне не хочется просыпаться Ф -
7 Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне — ЛМ
8 Периодами я чувствую себя бодрым, периодами разбитым А —
9 Утром я встаю бодрым и энергичным НН —
10 С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером — —
11 Нередко бывало, что, проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной d —
12 Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать Ц —
13 Проснувшись, я люблю- Полежать в посте ли и помечтать
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
V. АППЕТИТ И ОТНОШЕНИЕ К ЕДЕ
1 Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных вещах никогда не мешали мне есть Ш —
2 Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется Т —
3 Я ем очень мало, иногда долго ничего не ем А ЦЭМ —
4 Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя и через силу — —
5 Я люблю лакомства и деликатесы ЛЛП —
6 Нередко я стесняюсь есть при посторонних СТ —
7 У меня хороший аппетит, но я не обжора М —
8 Есть кушанья, которые вызывают у меня тошноту и рвоту — —
9 Я предпочитаю есть немного, но очень вкусное — —
10 У меня плохой аппетит — —
11 Я люблю сытно поесть Н —
12 Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде — —
13 Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность — —
14 Мне легко можно испортить аппетит — —
15 Еда меня интересует прежде всего как средство поддержать здоровье — —
16 Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал — И
17 Я плохо переношу голод — быстро слабею Ц —
18 Я знаю, что такое чувство голода, но не - знаю, что такое аппетит — —
19 Еда не доставляет мне большого удовольствия — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
VI. ОТНОШЕНИЕ К СПИРТНЫМ НАПИТКАМ
1 Мое желание выпить зависит от настроения + 2 Ц
2 Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться
3 Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет М+1 —
4 Люблю выпить в веселой, хорошей компании ГГ+2 С—
5 Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение 1+2
6 Спиртное не вызывает у меня веселого настроения —1+1
7 К спиртному я испытываю отвращение С—3 ЦЛ+2
8 Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги +1 Ф
9 Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии П —
10 Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам СШП-3 +1
11 Спиртные напитки меня пугают — И
12 Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир —Цс1
13 Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию А Л
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О ЭО
VII. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1 Половое влечение меня мало беспокоит ННД М
2 Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение — Ц
3 Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочароваться в жизни
4 Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия
5 В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю — НН
6 При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем
7 У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать — KB
8 Моя застенчивость мне очень сильно мешает — ИИ
9 Измены бы я никогда не простил
10 Я считаю, что половое влечение нельзя М - сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе
11 Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание — ЛС
12 Я люблю анализировать свое отношение - к половым проблемам, свое собственное влечение
13 Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними ТТТ ГЛ
14 Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения ЛИ —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
VIII. ОТНОШЕНИЕ К ОДЕЖДЕ
1 Люблю костюмы яркие и броские — АВ
2 Считаю, что всегда надо быть прилично одетым, потому что «встречают по одежде» — —
3 Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой — —
4 Люблю одежду модную или необычную, которая невольно привлекает взоры ИИ К
5 Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось АС —
6 Люблю одеться так, чтобы было к лицу КФ —
7 Не люблю слишком модничать, считаю, надо одеваться, как все — —
8 Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке — —
9 Об одежде я мало думаю — —
10 Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм — —
11 Предпочитаю темные и серые тона — —
12 Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
IX. ОТНОШЕНИЕ К.ДЕНЬГАМ
1 Нехватка денег меня раздражает — М
2 Деньги меня совершенно не интересуют Ц ЭЙД.
3 Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда - денег не хватает — —
4 Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю,
что к сроку отдать мне будет трудно ИМ
5 Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг — —
6 Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить ЛА И
7 Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы — —
8 Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить — —
9 Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком — —
10 Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг — —
11 Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег — —
12 Я никогда и никому не позволяю ущемлять меня в деньгах — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
X. ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ
1 Очень боюсь остаться без родителей П -
2 Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь на них в сердце обиды — —
3 Люблю и привязан, но бывает, сильно обижаюсь и даже сержусь ЛЛВ —
4 В одни периоды мне кажется, что меня - слишком опекали, в другие укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения — —
5 Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни Е К
6 Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью — —
7 Очень люблю (любил) одного из родителей — —
8 Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют ЕФФ —
9 Очень люблю мать и боюсь, что с ней что - нибудь случится ПП
10 Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей М —
11 Они меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю Е ГЛПЭ
12 Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими ШЕ —
13 Я считаю себя виноватым перед ними 3d —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О
XI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ
1 Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды Д —
2 Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует — —
3 Для меня важен не один друг, а дружный, хороший коллектив ГЦ d
4 Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, успокоить, все лить в меня уверенность К —
5 О друзьях, с кем пришлось расстаться, я - долго не скучаю и быстро нахожу новых — —
6 Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей —И
7 Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем бы мне хотелось СС —
8 Я легко завязываю дружбу, но часто - разочаровываюсь и охладеваю — —
9 Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне — —
10 Я сам выбираю себе друга и решительно - бросаю его, если разочаровываюсь в нем — —
11 Я не могу найти себе друга по душе — —
12 У меня нет никакого желания иметь друга — Д
13 Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества — —
14 Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями Л —
15 Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним А —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XII. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ
1 Я окружен глупцами, невеждами и завистниками — —
2 Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня —ЭФ
3 В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят — —
4 Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих — —
5 Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого ММ —
6 Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока — —
7 Легко схожусь с людьми в любой обстановке Г С —
8 Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе — —
9 Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам — —
10 Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь В С
11 Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих — —
12 Людское общество меня быстро утомляет и раздражает — —
13 От окружающих я стараюсь держаться подальше — П
14 Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими — —
15 Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом — —
16 Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня d
17 Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня как на никчемного и ненужного человека — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XIII. ОТНОШЕНИЕ К НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ
1 Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла ЭЭ Г
2 Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию—ЭЭ
3 Я избегаю новых знакомств — —
4 Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу — —
5 Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди — —
6 Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав — —
7 Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним — —
8 Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык Ц ПГ
9 Я охотно и легко завожу новые знакомства ГЦ С
10 Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется — —
11 В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств — —
12 Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым СС —
О Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XIV. ОТНОШЕНИЕ К ОДИНОЧЕСТВУ
1 Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива Н ШШ
2 В одиночестве я чувствую себя спокойно СШШ —
3 Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей ГЭН СПТТТТТТТТТ
4 Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество ЛА —
5 В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником — ЭИВ
6 В одиночестве я скучаю по людям, а cреди людей быстро устаю и ищу одиночества d —
7 Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному — —
8 Я не боюсь одиночества ТТТ —
9 Я боюсь одиночества, и тем не менее - так получается, что нередко оказываюсь
в одиночестве — —
10 Я люблю одиночество — —
11 Одиночество я переношу легко, если толь ко оно не связано с неприятностями Л —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
1 Я мечтаю о счастливом будущем, но боюсь неприятностей и неудач — —
2 Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным — —
3 Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим М —
4 В будущем меня прежде всего беспокоит - мое здоровье — —
5 Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы ГГ —
6 Не люблю много раздумывать о своем будущем — —
7 Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее мне кажется мрачным П —
8 Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания Э —
9 Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем — —
10 Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях, во всех дета лях стараюсь их осуществить П —
11 Я уверен, что в будущем докажу свою правоту d —
12 Я живу одними мыслями, и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее — —
13 Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами — мрачным — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XVI. ОТНОШЕНИЕ К НОВОМУ
1 Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать — —
2 Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит — —
3 Я люблю перемены в жизни — новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг — —
4 У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их — —
5 Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так,
как все Ш —
6 Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает — —
7 Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный твердый порядок — ИД
8 Я боюсь перемен в жизни: новая обcтановка меня пугает d —
9 Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее ЛЭ —
10 Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам ПШШЭ
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XVII. ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ
1 Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи ШВ ППЭ
2 Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки — ЭЭ
3 Неудачи приводят меня в отчаяние Э В
4 Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных — —
5 Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно И —
6 Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть — —
7 Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным ЭЭ<1—
8 При неудачах мне хочется убежать куда - нибудь подальше и не возвращаться —Л
9 Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко — —
10 Неудачи меня угнетают, и я прежде всего виню себя IX Ц
11 Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание — —
12 При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний — —
13 Я думаю, что при неудачах нельзя отчаиваться К —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XVIII. ОТНОШЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ И РИСКУ
1 Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск Г СС
2 Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть С —
3 Мне не до приключений, а рискую я только если к этому принуждают обстоятельства СМ —
4 Я не люблю приключений и избегаю риска — —
5 Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни — ЭЭ
6 Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения
и риск мне становятся не по душе В —
7 Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю Ф —
8 Я специально не ищу приключений, но иду на риск, когда этого требует мое дело — —
9 Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль Г —
10 Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют — ЛН
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XIX. ОТНОШЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ
1 Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действии Ц —
2 Я не люблю быть первым в компаний, руководить и направлять других — —
3 Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится — —
4 Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку — —
5 Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам — —
6 Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает — —
7 Я люблю быть первым там, где меня любят; бороться за первенство я не люблю ПП —
8 Я не умею командовать другими ЛС —
9 Я не люблю командовать людьми — ответственность меня пугает — И
10 Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет — —
11 Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следовали другие — —
12 Я охотно следую за авторитетными людьми — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XX. ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ И ВОЗРАЖЕНИЯМ
1 Я не слушаю возражений и критики и всегда думаю и делаю по-своему ШШЕ К
2 Слушая возражения и критику, я ищу до воды в свое оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать — —
3 Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую — —
4 Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне — —
5 Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, и не всегда могу сдержать свой гнев Е Л
6 Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в уныние — —
7 От критиков мне хочется убежать подальше HEd —
8 В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие — очень болезненно Т —
9 Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей А —
10 Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам Е ПП
11 Я стараюсь правильно реагировать на критику Ц d
12 Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы напакостить или самим выдвинуться Е И
13 Если меня критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я — нет
0 Ни одно из определений.ко мне не подходит ОЕ АО
XXI. ОТНОШЕНИЕ К ОПЕКЕ И НАСТАВЛЕНИЯМ
1 Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право ЦПМ —
2 Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья ЭЭ —
3 Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают ДЕ —
4 Я не нуждаюсь в наставлениях Е —
5 Я охотно слушаюсь того, кто меня любит — —
6 Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается ЦЛ —
7 Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а временами я ругаю се бя за то, что не слушал их раньше — —
8 Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном Е —
9 Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают — И
10 Я охотно слушаю те наставления, что мне - приятны, и не переношу тех, что мне не по душе — —
11 Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали ИИЕФФ
12 Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покровительства —И
13 Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот ЕФФФ М —
14 Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным ми ром ЕФФ —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О
XXII. ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ И ЗАКОНАМ
1 Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение Е К
2 Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы
можно обойти ГГЕ С
3 Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать — —
4 Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов d Г
5 Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют Е Л
6 Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю — —
себя за недисциплинированность
7 Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание нарочно их нарушать Е Ц
8 Правила и законы я всегда соблюдаю — ddd
9 Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила —И
10 Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и не строго соблюдал законы d —
11 Я стремлюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда удается ЛФ
12 Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит ОЕ О
XXIII. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДЕТСТВЕ
1 В детстве я был робким и плаксивым — —
2 Очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории Г —
3 В детстве я избегал шумных и подвижных игр — —
4 Я был как все дети и ничем не отличался от своих сверстников Д Ц —
5 Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным — —
6 Я с детства был самостоятельным и решительным — —
7 В детстве я был веселым и отчаянным Г С
8 В детстве я был обидчивым и чувствительным СС —
9 В детстве я был очень непоседливым и болтливым — —
10 В детстве я был таким же, как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успокоить и развеселить Л
11 С детства я стремился к аккуратности и порядку — ИИ
12 В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети —Л
13 В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками И —
14 В детстве я был капризным и раздражительным ЭЭ Л
15 В детстве я плохо спал и ел — —
0 Ни одно из определений ко мне не подходит 00
XXIV. ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
1 Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино ГЭИНН
2 Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли Э ЭЭН
3 В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить Ц —
4 Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать Ф -
5 Не любил школу, потому что все педагоги относились ко мне несправедливо — —
6 Школьные занятия меня очень сильно утомляли d —
7 Больше всего любил школьную самодеятельность — —
8 Любил школу, потому что там была веселая компания — —
9_ Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости —И
10 Очень не любил физкультуру — —
11 Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе — TTTTTTdd
12 Школьная обстановка меня очень тяготила — —
13 Старался аккуратно выполнять все задания Ц d
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О
XXV. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ
1 Мне не хватает холодной рассудительности М Г
2 Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость ТТ —
3 Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем А —
4 Я не виноват в том, что возбуждаю зависть у других — —
5 Мне не хватает усидчивости и терпения — —
6 Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей — ПП
7 Мне не хватает решительности — —
8 Я не вижу у себя больших недостатков ЭЙ А
9 В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества — —
10 Я слишком раздражителен — М
11 Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают d —
12 Я страдаю от того, что меня не понимают ШИ —
13 Я чрезмерно чувствителен и обидчив С М О
0 Ни одно из определений ко мне не подходит О О