За годы работы консультантом я наблюдал широкий диапазон семейных ситуаций, от самых нежных, основанных на доверии и потребности друг в друге, до самых нездоровых и разрушительных — раздираемых тягой к насилию, вредными пристрастиями, грубостью и презрением к окружающим. Впрочем, первых среди моих клиентов гораздо больше — это семьи, для которых небезразлична судьба близкого человека. «Проблемные» семьи обычно не имеют ресурсов для оказания помощи, хотя на это и бывают способны некоторые их представители. Я был поражен творческим потенциалом и решимостью таких людей. Например, сестра одного культиста однажды связалась со мной только для того, чтобы сообщить о безрадостной участи других своих братьев: один — в тюрьме, другой — буйный пьяница, третьего изнурила тяжелая нервная болезнь. Несмотря на все эти дополнительные проблемы, она продолжала настаивать на своей помощи тому, кто оказался в культе.
Хотел бы я посмотреть на «совершенную» семью или по крайней мере на того, кто видел такую! История каждой семьи эмоционально нагружена, несет в себе какую-нибудь тайну, тщательно скрываемую от посторонних, и т. д. Это — неотъемлемый атрибут повседневной жизни. Например, папа или мама слишком много времени тратили на работу. Мама вмешивалась не в свое дело и была навязчивой, папа был слишком рассеянным и сдержанным, или наоборот. Возможно, имели место болезнь, развод, преждевременная смерть близких, психологическая или физическая травма, внезапная смена обстановки. Независимо от того, какие проблемы возникали в прошлом, члены семьи, относящиеся друг к другу с участием, могут при необходимости оказать необходимую помощь. Я всегда настроен очень оптимис-
172 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
тично, когда есть любящие, заинтересованные люди, готовые предпринять такие усилия, и знаю, что они добьются успеха, помогая своим близким.
Причастность к культу, как известно, имеет драматические последствия не только для самого адепта, но и для каждого члена семьи. Близкие могут потерять сон, стать более раздражительными, могут даже утратить веру в свои силы и испытывать постоянную тревогу, стыд, чувство вины. Подход стратегического взаимодействия предполагает вовлечение всей семьи как системы. Хотя причина появления семьи на консультировании всегда воплощена в конкретном человеке (семейные тераписты обозначают его как «идентифицированного клиента»), проблемы найдутся у каждого. Например, в семьях, возникших в результате повторного брака, часто возникают взаимные претензии у бывших жен и мужей и их детей. Проблемы такого рода формируют неустойчивый психологический климат и сильно влияют на последующий процесс.
Участие в культе может длиться годами. Без необходимой поддержки и помощи семьи оказываются расколотыми и теряют способность справиться с нерешенными проблемами, которые выходят на поверхность именно в критический момент. Родители, родные братья и сестры, родственники и друзья часто не готовы к тому, чтобы справиться с силой и глубиной своих чувств и стремлений. Люди могут впасть в угнетенное, подавленное состояние и в результате работать против самих себя, сводя на нет все благие намерения и надежды. Иногда какой-нибудь член команды может страдать от слабого чувства собственного достоинства, неистребимой дурной привычки или пережитого в прошлом потрясения. В ходе реализации ПСВ сначала необходимо помочь каждому члену команды позаботиться о решении собственных проблем. Не боясь банальностей, которые, как правило, и отражают наиболее верные суждения, повторюсь, что мы не можем по-настоящему помогать другим, пока не научимся помогать себе. Семья и друзья видят, что близкий им человек поп&ч в беду, но при этом нередко не понимают, что зачастую они сами нуждаются в специализированной помощи.
Бесчисленное множество семей непреднамеренно заложили основы восприимчивости близкого человека к культовому манипулированию. Классический пример — суровая, властная родительская фигура (обычно это отец, хотя и не обязательно). Такой человек воплощает поведенческий стиль, типичный для лидера культа, отличающегося диктаторскими замашками, высокомерного и бесцеремонного; видя-
Глава 6. Подготовка участников команды + 173
щего мир в «черно-белом» цвете и не признающего компромиссов, ограничивающего проявления свободы со стороны окружающих, эксплуатирующего чувства вины и страха, сгремщцегрся поставить людей в зависимость от себя. По иронии судьбы, лидер культа поначалу привлекает ребенка именно тем, что кажется очень «не похожим» на родителей, в то время как на самом деле действует по тем же шаблонам, а фактически оказывается куда хуже.
Иногда культовой вербовке предшествует какое-то важное событие или ряд событий. Мне вспоминается один весьма сложный случай. За несколько месяцев до вербовки молодой женщины в культ Муна ее мать перенесла нервное расстройство. Отец был совершенно подавлен случившимся с его женой и страдал от бремени забот о трех детях, неожиданно свалившегося на его плечи. Случилось так, что однажды ночью эту молодую женщину изнасиловали. Она пришла к отцу за помощью, но недостаток духовных сил обусловил грубую реакцию с его стороны. Он рассердился на дочь и принялся обвинять ее в том, что она это специально выдумала, чтобы добиться его внимания. К сожалению, все обстояло иначе, женщина действительно перенесла жестокое нападение и нуждалась в опеке. Не_получив ничего в ответ на свою откровенность и продолжая переживать по поводу нервного расстройства матери, она стала в высшей степени уязвимой мишенью для культовых вербовщиков. Хотя это крайний пример, он демонстрирует необходимость понимать и решать сначала проблемы, лежащие в основе. Я не мог приступать с ней к выяснению истиннргоположе-ния вещей в культе Муна до тех пор, пока подспудная травма, полученная еще ее докультовым «я», не была выявлена и выражена словами. Ее отец признал свою ошибку и попросил у нее прощения. Только после этого мы смогли наконец обратиться к проблемам культового контроля сознания.
Вступая в контакт с членами культа, вы обнаружите, что они заняли оборонительную позицию. Они даже будут нападать на вас, не дожидаясь каких-либо действий с вашей стороны, будут обличать реальные или выдуманные недостатки, присущие вам или какому-нибудь другому члену команды стратегического взаимодействия. Культист может спросить у родителя: «Почему я должен говорить с терапистом? Ты никогда не пытался справиться со своим пьянством». Или член культа может указать на брата или сестру, которые несчастливы в браке, но ничего не делают для того, чтобы выйти из своего губительного положения. В таких ситуациях членам семьи лучше; признать нали-
174 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
чие пробле мы и попытаться преодолеть е е. Это не только поможет добиться взаимопонимания, но продемонстрирует культисту, что любое изменение возможно. Моделирова ние и демонс трация измене-ний — это на самом деле ключевая особенность ПСВ.
Я рекомендую каждому подумать о тех моментах в своей жизни, когда_он_чувствовал, что все пошло напе р екосяк: и отношения с людьми, и ситуация на работе, и представления о том, что есть хорошо, а что' — плохо. Вспомните, как вы пробовали исправить положение. Возможно, вам удавалось сделать это, как только у вас появля лась нужная и нформа ция о себе и поддержка со стор оны.
Чувство, что ты попал в плохую колею,— универсальный опыт, но плохо, если оно становится постоянным. В свои тридцать лет Гарри Трумэн бьи банкротом; в шестьдесят — Президентом Соединенных Штатов. Дональд Трамп, один из самых преуспевающих бизнесменов в американской истории, восстановил свое состояние после того, как чуть не стал банкротом, и, заняв высочайшее положение в обществе, написал бестселлер под названием «Искусство возвращения»1.
Изучение подобных примеров вдохновляет, потому что они демонстрируют важную базисную модель:
+ сначала человек может даже не понимать, что существует проблема;
+ позднее он понимает, что с ним творится неладное;
+ он ищет дополнительные ресурсы и информацию со стороны;
+ он получает новую перспективу;
+ онпреодолеваеттрудности,получаяпомощьиследуяновому образу действия.
Как я уже сказал, методы контроля сознания сами по себе не являются ни хорошими, ни дурными. В культовой практике они применяются для манипулирования людьми и их эксплуатации. «Локус контроля» отчуждается от человека и фокусируется заново на некоей авторитетной фигуре. В подходе стратегического взаимодействия методы типа блокировки мышления могут парадоксальным образом способствовать пробуждению у культиста чувства собственного достоинства, прекращению паники, исчезновению тревоги и формированию уверенности в самом себе. Если методы четко определены и реализуются с определенной последовательностью, то «локус контроля» вновь перемещается внутрь данного человека.
1 Bonher Kate and Trump Donald. The / jt of the Comeback. Times Books. 1997.
Глава 6. Подготовка участников команды + 175
Этичные, квалифицированные консультанты могут учить, направлять и воспитывать. Их цель состоит в том, чтобы помочь людям жить плодотворной жизнью, способствующей максимальной самореализации. Подлинный специалист не стремится к постоянному терапевтическому воздействию на клиента. На самом деле он помогает определить терапевтические цели и подталкивает человека к их достижению. В некоторых случаях подойдет консультирование у специалиста по брачным отношениям. В других — программы личностной реабилитации (поддержки) или сеансы индивидуальной психотерапии. Важно, чтобы в ходе стратегического взаимодействия каждый человек ощущал позитивные сдвиги в состоянии своего душевного здоровья. ПСВ предлагает всем, кто участвует в процессе его реализации, осознать следующие моменты: + отношения человека с окружающими; + становление этих отношений в детстве; + что человек думает о самом себе; + как он сравнивает себя с другими; + как он обращается с другими; + как другие обращаются с ним.
В ходе стратегического взаимодействия возникает бесчисленное множество проблем. Когда каждый член команды приступает к решению собственных проблем, он не только прибавляет сил себе и команде, но и подает пример культисту. Помните, что наша основная цель — рост и совершенствование каждого, а не только члена культа.