Философская антропология

Трактовка человека в западноевропейской антропологии опирается на проявление сущностной специфики человека в неких неповторимых свойствах, оторванных от социально-исторических условий. В результате резюмирования всех биофилософских исследований немецким философом и антропологом Максом Шелером (1874-1928г.г.)

поставлены вопросы «метафизической перспективы в рассмотрении человека, отношения человеческой телесности, историчности и конечности к основной характеристике духовного измерения – открытости миру»1.В своей антропологии Шелер классифицирует исторически уже сложившиеся концепции человека: языческую и натуралистически–виталистические, из которых, соответственно, выводится языческая и натуралистически–виталистическая идея человека. Все составляющие человеческой сущности выведены из базовых качеств человеческого духа; основными составляющими названы способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру. Формально-механистическое толкование теории человека, которое анализирует Шелер на основе учений от Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара до Ламетри, сводит суть духовно-психических явлений в организме к законам физикалистской2 механики. Виталистическое понимание в натуралистической концепции выводит целостное понимание человека и его духа непосредственно из категории жизни. Дух и мыслительные процессы объясняются как производные жизненных влечений. К этому же склоняются и американские философы-прагматики: Ч.С. Пирс, У. Джеймс, Ф.К. Шиллер, Д.Дьюи. Дух отождествляется ими со способностью к выбору и интеллектом.В результате Шелером выделены три вида натуралистически–виталистической идеи человека в зависимости от первичности либо системы инстинктивных влечений, либо системы волевых влечений к власти и значимости (у Н. Макиавелли, Т. Гиббса, Ф. Ницше, А. Адлера), либо вытесненное и сублимированное либидо (как З. Фрейд)3. Упомянутые теории несостоятельны, потому что выводят из сил влечения как деятельность человека, так и его духовность.

Перевес значения духовно-интеллектуальной сферы по отношению к другим сферам организма в шелеровской модели человека очевиден. Становление человека происходит благодаря осознанию мира самосознанием и опредмечиванию собственной психофизической природы. Сущность человека как открытой миру системы понимается как структурное единство сознания мира, самосознания и сознания бога.Человек мыслится как конечное существо, духовно открытая сущностная структура, обладающая способностью к бесконечному расширению своих границ. Взаимодействие человека и мира преодолимо через человеческие чувства.

Структура человеческого существа по Шелеру строится как взаимодействие сферы телесных чувств, души, духа и личности. Как энергетически самостоятельные компоненты (субстанции) представлены «дух» и «порыв», полем взаимодействия которых как противоположных начал является человек, выделяющий себя из животного мира. Дух есть высшая, идеальная эмоционально-ценностная форма бытия личности, а «порыв» – сконцентрированные в личности естественно-природные силы. М. Шелер первым указывает на признак спонтанности чувственных актов (любви как части вездедействующей силы и т.п.), который имеет управляющее значение их творческой природой[1]. Но совокупность человеческих чувств (как состояний) понимается как аналог космоса. Они имеют упорядоченную структуру, независимую от психики и существования человека как вида. Отрыв сферы эмоций от сферы чувств, от телесности препятствует теоретическому оформлению целостной модели человека.2. Наиболее ярко это отразилось в работе «Положение человека в космосе» (1927г.). Несмотря на то, М. Шелер приходит к выводу, что единой идеи человека нет, новый опыт философской антропологии дан им на самой широкой философской основе. Двусмысленность понятия «человек» соответствует его отношению к естественной систематике[2] и к метафизическому бытию. Таким образом, человек представлен как регрессивное существо.«Компекс Homo sapiens», выделенный М. Шелером — это пять параметров, присущие человеческому существу: 1) чувства, 2) инстинкты и инстинктивное поведение, имеющее признаки осмысленности, 3) ассоциативная память, 4) практический интеллект и 5) самосознание и способность опредмечивать собственные психические состояния.

Немецкий философ Хельмут Плеснер (1892-1985г.г. ), пытается обосновать философскую антропологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. В его работах раскрывается круг проблем, которыми занимается философская антропология, отвечая на вопрос: “Что такое человек?” Философская антропология, по его мнению, это учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Это дисциплина, которая соединяет в себе объективно-научное и ценностное рассмотрение человека и мира. Философская антропология стремится очертить область человеческого бытия, индивидуальность и творческие возможности человека. Плеснер рассматривал человека как существо, занимающее центральное место в мире. Он выступал как против отрицания биологического в человеке, так и против непомерного возвеличивания биологизаторских тенденций в отношении человека. Человек заключает в себе синтез биофизических аспектов его сущности и духовных сторон, которые вскрываются науками о культуре. Поведение человека и разнообразные средства и формы, в которых оно проявляется, представляют ту сферу, в которой выражается сущность человека. Основное значение в этом поведении он придает телу человека, проявления которого выражаются в эксцентричных актах. В них он видит выражение отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Для человека и его поведения большое значение имеет философия, которая рисует самому человеку картину его положения в мире, раскрывает все те вопросы, которые стоят перед ним и которые он должен постоянно решать. Все это Плеснер изложил в работе «Ступени органического и человек», «Введение в философскую антропологию» (1928г.).Предоставив собственную концепцию человека, он анализирует ее исторические корни в психоанализе, философии жизни, феноменологии и медицине.Плеснер предлагает в качестве методологии широкий натурфилософский подход и положение о разновидности духа, души и телесной природы1.


1 Шелер М. Избранные произведения. Пер с нем./Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филиппова Л.Ф. Под ред. Денежкина А.В. И.: Гнозис, 1991. С.103.

2 Физикализм — философский взгляд, сводящий понимание вещей и их обозначение посредством методов и понятий физики.

3 Там же. С.182-184.

[1] Следует иметь ввиду свойство неопределенности, присущее психическим процессам.

2 см.: Scheler M. Vom Umsturz der Werte.Bd.1, Leipzig, 1919.- S.277.

[2] Отношение к царству животных указывает на особые морфологические признаки подгруппы рода позвоночных и класса млекопитающих.

1 Плеснер Х. Ступени органического и человек.// Проблема человека в западной философии: Переводы/Сост. П.С. Гуревич, общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. С.96-151.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: