Государственная система стандартизации РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
научно-исследовательские организации по стандартизации;
технические комитеты по стандартизации;
разработчики стандартов.
Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в России. Основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Федерации серии ГОСТ Р 1.
Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г., принятый Госдумой 18.12.2002 г. Закон «О техническом регулировании» действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ: «Закон об обеспечении единства измерений», «Закон о защите прав потребителей», «Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов»
«О техническом регулировании» цели и принципы стандартизации, документы в области стандартизации, определяет участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг». Кроме данного закона отношения в области стандартизации регулируются подзаконными актами и постановлениями Правительства РФ, например - положения о Государственном комитете по стандартизации и метрологии, об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и др.
8 Международная стандартизация и ее роль в развитии международной торговли сотрудничества
Главными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению и необходимому уровню безопасности, устранение барьеров в торговле, содействие научно-техническому сотрудничеству.
Современный подход к стандартизации со стороны основных субъектов этой деятельности – государственных органов и производителей продукции и услуг - определяется тем, что стандартизация сегодня – это ключевое звено политики в области торговых отношений в мировом масштабе, стабилизирующий фактор обеспечения функционирования социально-экономической сферы жизнедеятельности общества, наконец, совокупность инструментов повышения конкурентоспособности национальных экономик. Сущность этого подхода состоит в разделении ответственности государства и ответственности производителя. Государство несет ответственность за такие глобальные категории, как безопасность промышленной продукции, защита здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды обитания, защита имущества. Производитель, в свою очередь, берет на себя ответственность за производство конкурентоспособной продукции.
Ежедневно на мировом рынке сотни миллионов потребителей приобретают продукцию или услуги, делая при этом свой выбор. Важнейшим критерием этого выбора является качество, ставшее в современном мире основной целью и сутью производства. Безусловно, качество — это и забота общества, которое использует для его достижения соответствующие механизмы, и прежде всего техническое регулирование. Однако, как уже отмечалось, такие регулирующие меры, как технические регламенты, обязательное подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор) за соблюдением технических регламентов и другие, формирующие ту составляющую качества, которая связана с безопасностью продукции для жизни, здоровья и имущества людей, а также для окружающей среды, находятся в ведении государства. Безопасность должна быть обеспечена по всей цепочке жизненного цикла продукции и законодательно является пропуском на рынок.
Современная стандартизация в техническом регулировании влияет на формирование качества в том его смысле, который заложен Международной организацией (ИСО) в определении качества в стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с этим определением, качество представляет собой совокупность как потребительских свойств продукции, так и тех ее параметров. Которые законодательно регулируются государством. В обоих случаях применение стандартов в РФ, странах ЕС и ряде других стран является делом добровольным, и решение о том, применять ли стандарт остается за изготовителем. Стандартизация участвует в формировании обеих составляющих качества, полностью сохраняя при этом принцип добровольности применения стандартов.
Стандарты, устанавливающие размерные ряды, обеспечивают размерную совместимость и ориентируют на нее огромную армию производителей самой разной продукции. Не зная, в контейнерах каких фирм будет перевозиться мебель, и не согласовывая с производителями контейнеров соответствующие параметры, изготовители мебели заранее уверены в совместимости этих параметров, поскольку здравый смысл и экономические соображения ориентируют их, производителей контейнеров, производителей платформ и др. на применение единого стандарта. Стандарты именно такой природы обеспечивают возможность, например, специалисту, вооруженному портативным компьютером, собранным во Франции, демонстрировать на японском проекторе слайды, выполненные на немецкой дискете с использованием малайзийских соединительных шнуров.
Стандарты, обеспечивающие совместимость, — это прежде всего потребность бизнеса, диктуемая глубоким разделением труда, широкой кооперацией и экономическими соображениями. Применение таких стандартов при их добровольности выступает как осознанная необходимость. Конечно же, изготовитель волен выпускать нестандартную мебель, что он и делает, когда есть индивидуальные заказы или спрос в иной форме. Но при ориентации на массового потребителя он, как правило, применяет стандарт.
Стандарт может выступать и как техническая поддержка для разработчиков новых изделий.
Рассмотрим пример проектирования сосуда высокого давления. Допустим, рассчитаны все прочностные характеристики сосуда, и необходимо подобрать конструктивные элементы. Наличие стандартов на трубы высокого давления, арматуру и другие элементы избавляет от необходимости «изобретать велосипед» — тратить время на инженерные расчеты и проработки и проводить дорогостоящие эксперименты для подтверждения их правильности. Стандартизация уже сделала это за разработчиков. Следовательно, стандарт является аккумулятором и передатчиком опыта и знаний, накопленных наукой и практикой.
При этом многократное применение стандарта является практической апробацией и подтверждением правильности заложенных в него инженерных решений и выводов. Таким образом, выбрав подходящее по параметрам стандартное изделие, можно быть уверенным в своей конструкции, избежав потерь времени и средств на собственные инженерные разработки.
В этом смысле стандартизация тесно связана с инновационными процессами. Правительство Германии, например, представило в 2004 г. Программу «Инновации и технологии будущего в сфере малого и среднего бизнеса», в которой важная роль отводится стандартизации.
Стандартизация позволяет решать вопросы идентификации, соотнося названия продукции, которыми оперирует потребитель в своем сознании, с необходимым набором потребительских параметров, являющихся признаками для идентификации этой продукции.
Известна, например, проблема, связанная с маслом. В течение долгого времени потребитель в нашей стране знал в основном три продукта: сливочное масло (из коровьего молока), растительное масло (из семян растений) и маргарин (либо из животного жира, либо с его участием). Имелись и соответствующие государственные стандарты. Но в последние годы рынок предлагает российскому потребителю большой выбор продуктов этой категории, имеющих разные названия и представляющих собой комбинации трех перечисленных выше продуктов в разных пропорциях и с разными пищевыми добавками. Эти новые продукты могут быть неплохими по вкусовым качествам и в принципе имеют право на существование, но они совсем непонятны потребителю с точки зрения их состава. Поэтому возникает риск употребления продукта, противопоказанного конкретному человеку, или риск фальсификации, когда, например, продукт, более близкий по составу к маргарину, называют бутербродным маслом. Принятие соответствующих стандартов дает возможность идентифицировать продукт, понять, что кроется за его наименованием, и создать условия потребителю для осознанного выбора, а также помогает бороться с фальсификацией. Так, ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока» содержит в числе других требования к соотношению эфиров жирных кислот молочного жира и включает специальный раздел, определяющий методы выявления фальсификации этого продукта жирами немолочного происхождения.
Что касается текстильной продукции, то можно привести следующие примеры.
В соответствии с требованием стандарта на ткани хлопчатобумажные одежные, показатель «поверхностная плотность» должен составлять не менее 300 т/и2, а показатель «стойкость к истиранию по плоскости» — не менее 2000 циклов. Если эти параметры не соответствуют указанным значениям, то изделие нельзя идентифицировать как «джинсы», а необходимо маркировать как «брюки хлопчатобумажные», чтобы не вводить в заблуждение приобретателя.
Полотенце
Чтобы изделие, маркированное как «полотенце», являлось действительно таковым, оно должно соответствовать требованию стандарта по показателю «капиллярность». Если ткань, из которой изготовлено изделие, не соответствует заложенным в стандарте нормам капиллярности, а проще сказать — плохо впитывает влагу, то такое изделие не может считаться полотенцем, так как оно не выполняет свое функциональное назначение.
Стандартизация играет активную роль в инновационном процессе, стимулируя общее развитие и подтягивание отстающих производств к уровню лидеров и способствуя тем самым общему подъему качества. Здесь стандартизация работает в содружестве с механизмом конкуренции. Она закрепляет наиболее прогрессивные параметры, обеспечивающие более высокую конкурентоспособность, а конкуренция подталкивает к их достижению и опережению. Можно привести такой пример. Создание оптических кабелей, безусловно, явилось технологическим прорывом в области передачи информации. Но их массовое промышленное производство стало возможным лишь с принятием стандарта на эту продукцию. Чтобы выдерживать конкуренцию, производители кабелей вынуждены были подтягиваться к этим стандартам, что существенно улучшило качество связи и подняло производство этой продукции на новый технологический уровень.
Стандартизация участвует в формировании качества не только непосредственно, устанавливая те или иные параметры продукции и услуг, но и опосредованно, стандартизируя, например, методы контроля и испытаний, терминологию и др.
Интегрально способствуя формированию необходимого уровня качества продукции и услуг, стандартизация участвует в решении общенациональных задач, таких, как повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности страны, экономия природных ресурсов и др. Так, по данным немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Европейского союза, в Германии экономический эффект от деятельности по стандартизации ежегодно составляет около 16 млрд евро, что соответствует 1% валового внутреннего продукта страны.
Эти задачи решаются на разных уровнях, поэтому и стандартизация может выступать как инструмент технического регулирования на международном, региональном, национальном, административно-территориальном и фирменном уровнях.
Международная стандартизация в настоящее время развивается высокими темпами. Это связано с процессом интеграции национальных экономик в единую экономическую систему. Применение международных стандартов в силу их независимости от политических особенностей отдельных стран позволяет использовать мировой потенциал технических достижений в практической деятельности как внутри стран, так и при взаимной торговле между ними.
Из международных организаций, занимающихся стандартизацией, следует упомянуть в первую очередь Международную организацию по стандартизации (ИСО) и Международную электротехническую комиссию (МЭК).
Из региональных организаций следует назвать организации Европейского союза — CEN, CENELEC, ETSI и другие, выпускающие европейские стандарты (EN), а также Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, выпускающий межгосударственные стандарты (ГОСТ) в рамках СНГ.
Национальная стандартизация осуществляется национальными организациями, выпускающими национальные стандарты (Германия — DIN, Франция — NF, Россия — ГОСТ Р и др.).
Административно-территориальная стандартизация осуществляется на уровне разных регионов страны для решения специфических задач, связанных с их географическими, экономическими, экологическими и другими особенностями. В свое время в СССР помимо государственных стандартов принимались республиканские. Современным законодательством России административно-территориальная стандартизация не предусмотрена.
Стандартизация на уровне организаций (фирм) решает задачи, связанные с производственным процессом и его результатами, осуществлением работ в разных направлениях деятельности данной организации. Документами такой стандартизации являются стандарты организаций (фирм).
Стандарты в зависимости от уровня стандартизации обладают определенным приоритетом. Например, в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) использование национальных нормативных документов с отступлением от международных стандартов целесообразно лишь в случае объективной необходимости и при условии доведения до сведения заинтересованных сторон обоснования такого отступления.
Основы стандартизации изложены в международном документе — Руководстве ИСО/МЭК 2:2004, согласно которому перед стандартизацией стоят следующие задачи:
• соответствие назначению (способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях);
• совместимость (пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований);
• взаимозаменяемость (пригодность одного изделия, процесса или услуги к использованию вместо другого изделия, процесса или услуги с целью выполнения одних и тех же требований);
• унификация (выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей);
• безопасность (отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба);
• охрана окружающей среды (защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов или услуг);
• защита продукции (предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных условий при ее использовании, транспортировке или хранении).
Для обеспечения единства требований к одним и тем же объектам в стандартизации предусмотрен механизм гармонизации стандартов, который позволяет применять стандарты, гармонизированные на международном или региональном уровнях, а также на многосторонней или двусторонней основе.
Гармонизированные стандарты — это стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные (принятые) разными органами по стандартизации. Они обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное признание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Гармонизированные стандарты по форме представления подразделяются на идентичные и унифицированные. Идентичные стандарты — это стандарты, которые идентичны по содержанию и форме представления, а унифицированные — идентичны только по содержанию.
В России проводится гармонизация национальных стандартов в основном со стандартами и другими документами международных организаций (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др.), а также с европейскими стандартами, принимаемыми CEN, CENELEC, ETSI.