Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире конца XX столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психологическое тестирование.
В настоящее время тестирование достаточно широко используется в различных сферах общественной практики. Это обстоятельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельности. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже случившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.
|
|
Главная задача психологических тестов состоит в измерении различий между людьми или между реакциями одного человека в разных условиях. Считается, что первоначально тесты были созданы для выявления умственно отсталых индивидов. В итоге они получили распространение в клинике при
дифференцировании типа нервной системы человека, обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств.
Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированное™ различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подступах к школе — во время приема в первый класс. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, проблемы межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — все это лишь несколько примеров из области использования тестов в образовании.
Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия или организации по рабочим местам — одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие рядом видов деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.
|
|
Практика психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист затрагивает очень многие аспекты жизни человека. Предметом беседы с клиентом могут становиться и его эмоциональные состояния, различные стороны межличностных отношений и трудности в принятии решений. Все чаще люди обращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых проце-
дур: от популярных, нередко шуточных опросников до специфически структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики.
В каждой из областей общественной практики существуют специфические условия применения психодиагностические задачи и методы. Все это предполагает наличие у пользователя определенного объема соответствующих занятий. В настоящее время издано уже несколько фундаментальных руководств по психодиагностике. По этой причине мы не будем затрагивать данную тему и отсылаем интересующегося читателя к соответствующей литературе.
Различные методики психодиагностики, в том числе и сугубо профессиональные, уже опубликованы большими тиражами. Процесс этот остановить вряд ли возможно. Однако во многих публикациях тексты опросников, тестовые нормы и ключи приводятся с ошибками. Вследствие этого одной из задач является издание неискаженных текстов опросников и других атрибутов тестового исследования. Именно данные соображения и побудили составителей принять участие в подготовке предлагаемого издания.
Ст. препод. каф. психологии СГУ А.А. Карелин