В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всесторонней комплексной коррекции нарушений. В связи с этим особое внимание уделяется подвижным играм во внеурочное время, занятиям ритмической гимнастикой и участию в спортивных праздниках.
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталостью и дефектами слуха заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.
Занятия ритмической гимнастикой проводятся под музыку, часто перед зеркалом. Выполнение упражнений перед зеркалами позволяет детям отслеживать правильность выполнения упражнений, таким образом облегчается усвоение новых движений. Для детей с тотальной глухотой синхронное выполнении упражнений способствует развитию чувства ритма, улучшению координационных способностей. Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития.
Участие в спортивных праздниках помогает детям решать коммуникативные проблемы. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, проявляют самостоятельность, т.е. в процессе общения идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение.
Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий позволяет эмоционально разнообразить быт детей, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физический способностей. Положительные изменения происходят в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенного синтеза, элементарных математических представлений, существенно улучшаются показатели физической подготовленности. В наиболее отстающем звене – координационных способностях – существенные положительные изменения отмечаются в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения, усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти.
3. Врачебный контроль в АФК является ведущим, т.к. дает комплексную оценку функционального достояния физического развития, организации и методики проведения занятий урочного типа (уроки физкультуры, тренировки, занятия в группахобщефизической подготовки), физкультурно-оздоровительных, спортивно массовых мероприятий, профилактики травматизма,гигиенических требований к месту занятий и спортинвентарю.
Задачи врачебного контроля
1.Определение показаний ограничений и противопоказаний к физнагрузкам у конкретного пациента.
2.Оценка влияния инвалидизирующих факторов на состояние организма пациента.
3. Изучение морфофункциональных, патофизиологических процессов и перестроек развивающихся в организме человека в результате травмы или заболевания.
ВК состоит из разделов
1.Врачебное свидетельство.
2.Врач.Педаг.Наблюд. в процессе занятий.
3.Санитарно-просветительская работа.
4.Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массово-оздоровительных мероприятий.
Специфическая задача:
Оценка влияния инвалидизирующих факторов на состояние организма,а так же показателей жизнедеятельности под влиянием занятий фк.
Абсолютные противопоказания занятиям АФК:
1.острые инфекционные заболевания, острые гнойно-воспалительные процессы, лихорадящие состояния, хронические заболевания в состоянии обострения;
2.сердечно-сосудистые заболевания: ИБС с выраженными нарушениями коронарного кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный и атеросклеротический кардиосклероз с хронической коронарной недостаточностью, аневризма сердца или аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, выраженное нарушение ритма и проводимости, тяжелая степень ССС недостаточности, аневризма сердца и аорты,гипертоническая болезнь 2 и 3 стадии;
3.ХНЗЛ легких с дыхательной недостаточностью 2-3 степени, хроническое легочное сердце, тяжелая форма бронхиальной астмы;
4. угроза кровотечений кавернозный туберкулез, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к кровотечению, угроза тромбоэмболии;
5.заболевания крови (в том числе анемия);
6.последствия перенесенной ЧМТ со склонностью кзначительному повышению внутричерепного давления и угроза возникновения эпилептических припадков;
7. последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения с выраженным нарушением функций (парезы, параличи, гиперкинезы), нарушения спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе);
8.рассеянный склероз с умеренными и выраженными двигательными и координационными нарушениями;
7.злокачественные новообразования;
8.цирроз печени, желчекаменная болезнь с почечной коликой;
9. мочекаменная болезнь с частыми приступами, хронический нефрит с ХПН, хронический панкреатит;
10.хронический гепатит любой этиологии;
10.сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ангиопатией, ретинопатией, нефропатией;
11.эпилепсия с частыми судорожными припадками;
12.психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниакальные состояния, острые психозы и прочие);
13.близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне, состояние после отслойки сетчатки, глаукома;
14.ДЦП с резко выраженным мышечным тонусом,усиливающимся при физической активности.
Билет № 12
1. АФВ: цель, задачи, средства, методические особенности обучения и организация занятий.
2. Методические особенности использования игр на физкультурно-оздоровительных занятиях для умственно-отсталых детей.
3. Методы оценки общей работоспособности.