Русские Сибири
Культура, обычаи, обряды...
Предисловие
Русская нация, самая многочисленная в России, явилась объединяющей силой уникального евразийского сообщества народов. Русское население Сибири сегодня, несомненно, воспринимается и расценивается как совершенно особая этнокультурная общность. Совместное проживание с другими сибирскими этносами обусловило достаточно оживленные межэтнические взаимосвязи и взаимовлияния, а длительная изоляция от российских культурных центров способствовала сохранению реликтовых элементов традиционной культуры.
Заселение Сибири датируется XVII в., когда сюда прибывали служилые люди, пешие и конные казаки, крестьяне. Старожильческое русское население срочно осело и укоренилось в Сибири, что нашло отражение в этническом самосознании сибиряков: они не помнят своих российских корней ("деды и прадеды исконно жили в Сибири"), но считают себя русскими. Естественно, что этнические процессы продолжались, в итоге чего образовались и получили дальнейшее развитие различные этнографические группы старожилов-сибиряков. После отмены крепостного права и, особенно, после столыпинских реформ в Сибирь хлынул поток россиян, которые заняли хронологически верхний по уровню "укорененности" слой. Их потомки старшего возраста составляют сегодня второе-третье поколение родившихся уже на сибирских землях. Но, считая себя сибиряками, они хорошо помнят, что родители их были "вятскими", "курскими", "тамбовскими". Многие пожилые люди, прежде всего, в сельской местности, говорят, что вятские всегда считались умелыми и находчивыми ("вятские - ребята хватские"), голосистых курских называли "курскими соловьями", про чистоплотных чалдонов говорили "чалдоны - крылечки скоблены"... Эти названия не только точны, но и этнографичны.
|
|
В предлагаемом читателю сборнике рассматриваются вопросы влияния мировоззренческих ценностей русского этнического сознания на восприятие иноэтнических культур в эпоху феодализма и в более позднее время. Большое внимание уделяется анализу конкретных явлений духовной и материальной культуры XVII - начала XX вв. - календарным и трудовым обычаям, обрядам, фольклору, традиционным постройкам. Этнографическая специфика сибирской культуры показана на примере не только сельского, но и городского населения. Впервые в научный оборот вводится значительная часть новых, нигде ранее не публиковавшихся, полевых и архивных материалов. Все приведенные данные снабжены указанием на этнокультурную и региональную принадлежность, что позволит использовать их при подготовке обобщающих трудов. Насколько удалось авторам решить поставленные ими задачи - судить читателям.