Именно господство патерналистской модели в отечественной медицине отражает тот период в развитии медицинского права, который С. Г. Стеценко называет «юридической регламентацией здравоохранения в советский период (1917-1991 гг.)», а мы бы назвали социалистическим. И вплоть до начала девяностых годов XX в. все правовые акты в области охраны здоровья закрепляли патернализм государства по отношению к личности.
Здесь наблюдалось удивительное единство морального и правового регулирования медицинской деятельности. С одной стороны, государство брало на себя ответственность за полное обеспечение любой медицинской помощью любого гражданина. С другой, представитель государства по оказанию этой помощи — медицинский работник — должен был являть собой образец нравственности, бескорыстия и бессребреничества.
Тот этап развития отечественной медицины и здравоохранения, который принято называть «после октября 17-го года», достаточно хорошо помнится, он уже описан и обговорен всесторонне, поэтому отметим лишь некоторые принципиальные моменты.
|
|
Академик Ю. М. Лопухин, председатель Этического комитета РАМН, отмечает: «Следует отметить два крупных достижения этого времени: 1) создание стройной системы лечебно-профилактических учреждений в стране и 2) декларирование абсолютно гуманного, по сути идеального принципа, согласно которому медицинская помощь должна быть бесплатной, доступной и квалифицированной. Заметим, однако, что последний принцип превратился довольно скоро в прекраснодушный лозунг. Уже к 30-м годам наша медицина стала элитарной с оптимальным медицинским обеспечением в основном партийно-бюрократической верхушки общества» (Лопухин Ю. М., 2000).
Здесь нужно сделать одну оговорку. В принципе прогресс (не просто развитие, а именно прогресс) любых сложных систем осуществляется через выделение ведущей группы элементов, на которую «работает» вся система, но именно эта группа элементов несет нагрузку по совершенствованию системы, подтягивает постепенно остальные элементы до своего уровня, постоянно опережая их. В каждом обществе существуют элиты, их существование социально оправдано и необходимо. Следовательно, обслуживающие их социальные институты также приобретают элитистские черты. Что позволяет остальным структурным компонентам общества развиваться по направлению к определенной цели или идеалу. Возможно, это смелое высказывание, но мы полагаем, что со-
временный высокий уровень кардиологии в нашей стране обусловлен, в частности, тем, что партийная элита страдала в массе своей сердечно-сосудистыми заболеваниями. И то, что академик Чазов делал когда-то для избранных, со временем становилось достоянием всех. Подтверждение тому — существующие в,.стране кардиоцентры.
|
|
Другое дело —моральное обоснование такого положения дел Когда этот объективный процесс стараются скрыть за лозунгами и выдать желаемое за действительное, теряется вера.в нравственные принципы медицины вообще. Кроме того, начинается расхождение правового статуса и моральной оценки действительного положения дел в медицине. Думается, именно это имел в виду академик Ю. Лопухин.
Но годы развития медицины в период Советского Союза интересны для нас с другой стороны. Во-первых, родилась отечественная медицинская деонтология — прообраз медицинской этики, которая, в свою очередь, стала прообразом биоэтики. В 1944 г. вышла книга известного онколога Н. Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (переиздавалась 5 раз). В ней содержатся основные принципы долженствования в медицине. Надо отметить, что этика, помимо деонтологии, имеет вторую сторону — аксиологию. Если первая составляющая — это нормы и принципы, то вторая — это оценки. Современное этическое консультирование построено на оценочной деятельности, предписания являются следствием из нее. Но становление происходило, естественно, по телеологическому принципу — сначала формулировались предписания, которые должны выполняться в медицине. Второй этап — оценка реальной деятельности на основе должного, а третий этап — выработка новых предписаний на основе полученных оценок.
Однако и в первом деонтологичееком руководстве содержались идеи, которые сейчас успешно существуют в биоэтике. Так, в уже упоминавшейся работе Н. Петрова был фактически сформулирован принцип информированного согласия. Звучал он следующим образом: «...информация больного о его болезни должна быть приспособлена к его пониманию, но ее можно и нужно изложить в доступной и понятной форме как для высокообразованного больного, как для больного, не знающего медицину, так и для больного — врача».
Развитие медицинской этики при Советской власти шло достаточно неровно. Здесь сказывалась не только монополизация моральных проблем компартией, которая выступала как олицетворение нравственного идеала (как Бог в христианстве) и, следователь-
но, все этические принципы в медицине должны были быть подчинены задекларированным общегосударственным принципам. Здесь сказывалась еще и конъюнктура внутримедицинская, а чаще всего •— просто неграмотность чиновников от медицины.
Так, например, нарком здравоохранения Н. А. Семашко выступал против сохранения врачебной тайны как буржуазного пережитка. И ее не сохраняли. В листках временной нетрудоспособности писали диагноз, который становился достоянием руководства по месту работы заболевшего, его родственников, друзей и врагов.
Развивалось иждивенческое отношение к медицине со стороны пациентов, поскольку бесплатный характер медицинской помощи никак не подкреплялся какими бы то ни было обязательствами пациента. Сейчас мы говорим о защите прав пациента, а в годы советского здравоохранения впору было говорить о защите прав врача. Болезнями прикрывали преступления, отлынивали от работы, «зарабатывали» заключения ВТЭК об инвалидности и т. п. С другой стороны, имелись нарушения этического характера и в самой медицине. Распространилось принудительное лечение, особенно в психиатрии и венерологии. Существовали, несмотря на провозглашенный принцип бесплатного лечения, различные формы нелегальной оплаты медицинских услуг. На фоне дефицита лекарств процветало взяточничество в фармацевтике.
После «хрущевской оттепели» обнаружившийся интерес к моральным проблемам в медицине не исчез, наоборот, он принял уже институциональные формы. В этом прежде всего заслуга академика Б. В. Петровского (все-таки личность в России — это самая мощная социальная сила). Он стал инициатором введения курса медицинской деонтологии в вузах, организовал проведение двух всесоюзных конференций по деонтологии (70-е годы) и выпуск двухтомной коллективной монографии «Деонтология в медицине». А в 1971 г. была принята «Присяга врача Советского Союза», которая была основана на положениях клятвы Гиппократа, но конкретно-исторична и ориентирована на фундаментальные ценности данного общественного строя.
|
|
В XX в. непосредственный нравственный смысл приобрели научные исследования в медицине. И хотя в советское время не принято было полемизировать по поводу этического смысла результатов научных исследований, тем не менее, смысл этот был и в разной форме актуализировался для массового сознания, оказывая непосредственное влияние на развитие практической медицины.
Начиная еще с Сеченова и Павлова, отечественная физиология демонстрировала поразительные успехи. Впоследствии Мечников, а затем Анохин, продолжая эти традиции, создали принципиально новый образ-человека (не организма, а именно человека) в медицине. Российской физиологии был присущ ярко выраженный антропологический характер, поэтому ни один из указанных ученых и их учеников не обошел вниманием нравственные интенции своих исследований. Вообще каждый действительно крупный исследователь в отечественной медицине старался дать этическую интерпретацию своих выводов и открытий. Интересен в этом отношении пример Амосова (хотя теперь его вроде бы считают ученым украинским...), не говоря уже о Зильбере, чей замечательный трехтомник («Этика и закон в МКС» и др.), безусловно, является новым словом в отечественной биоэтике.
В то же время правовая регламентация научных достижений в медицине в тот период практически отсутствовала. Можно возразить, что сама постановка вопроса о принуждении в науке бессмысленна, а правовая регуляция — это именно принуждение. Но это явно не относится к правилам практического использования достижений науки, которые могут принести вред не только отдельным людям, но и государству в целом. И здесь оно не может не попытаться защитить себя и своих граждан.
|
|
Однако нам представляется, что причина в другом. Интенсивный рост научного знания в медицине породил первоначально проблему нравственного регулирования. И только претерпев своеобразную этическую рефлексию, правила научной деятельности смогли стать объектом правового регулирования, и то в самых общих чертах. Но произошло это уже на следующем этапе развития медицинского права, медицинской морали и здравоохранения в целом — в период формирования и становления Российской Федерации как суверенного государства (1991 г. — настоящее время).
Современный период развития отечественной медицины — болезненный, смутный, но необходимый, связан с поисками совместимости с мировым здравоохранением при сохранении основных достижений здравоохранения отечественного. При этом складывающаяся в России система правового обеспечения медицинской деятельности и соблюдения прав пациента опирается на основные положения различных международных документов. В первую очередь к ним относятся следующие нормативные документы, ориентирующие исследовательскую и практическую деятельность:
— рекомендации Совета Министров Совета Европы относительно пациента как активного участника лечения (1980);
— Амстердамская декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (ВОЗ, 1994);
— Копенгагенская декларация (ВОЗ, 1994);
— Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» Совета Европы (1996);
— Люблянская хартия по реформированию здравоохранения в Европе (ВОЗ, 1996);
— Стратегия ВОЗ «Здоровье для всех в 21-м веке» (1998).
Появление новых форм медицинского обслуживания (частная медицина, страховая медицина) при неопределенности законодательной базы, естественно, должны были оживить интерес к этическим проблемам. Но первоначально этого не произошло, потому что, как всегда в России, преобладали крайности. Появился аргумент, согласно которому в период экономического кризиса, от которого больше всего страдает медицина и образование, не до морали. Получалось, что где нет денег, там нет и морали. Ссылки на прямую зависимость степени криминализации общества от степени его обнищания должны были, по мнению авторов этой идеи, служить ее весомым доказательством.
Однако итоги экономического кризиса приводят только к одному выводу: в связи с угрозой, реальной для человеческого потенциала России, необходимо законодательно ввести гуманитарную экспертизу всех экономических проектов — как правительственных, так и коммерческих. Первое место здесь должны, естественно, занимать программы охраны здоровья, а неотъемлемой составной частью гуманитарной экспертизы, как известно, является экспертиза этическая. Следовательно, именно кризисное положение в экономике не снимает, а, наоборот, усиливает социальную роль этической регуляции (кодексов, комитетов, консультантов).
Также несостоятельна ссылка на снижение роли морали как регулятора общественного и индивидуального поведения в условиях правовой неопределенности, связанной с переходом к новой системе законообеспечения страны. На самом деле, чем больше нерегулируемое законом поле, тем жестче должна быть моральная регуляция. Отсутствие и того и другого есть только в животном мире, не в человеческом. Ослабление моральной регуляции тормозит развитие правовой базы. Ведь законом становится то, что первоначально было моральной нормой. А поскольку таких норм в медицине накопилось достаточно, в новой, пореформенной России стала складываться на их основе система законов в области охраны
здоровья. Сразу надо сказать, что в этом направлении достигнут значительный прогресс по сравнению с недавним советским законодательством. Кроме того, законодательное оформление правовой регламентации легитимизирует ее, что особенно важно в период реформы здравоохранения, а также правовой реформы.
Систематизация медицинского права происходит, таким образом, в двух плоскостях, в зависимости от основной идеи, положенной в основу этой систематизации.
Во-первых, система медицинского права является квинтэссенцией системы биомедицинской этики. Этот процесс описывается в терминах соотношения права и морали, его методологической основой является концепция диалектического единства естественного и позитивного права.
Во-вторых, эта система складывается вокруг целевой установки, не без основания приписываемой самому феномену медицинского права — вокруг идеи защиты прав пациентов.
В России право граждан на охрану здоровья закреплено как в этических кодексах, так и в нормативных правовых актах различных отраслей права. Каждый человек при обращении в учреждения здравоохранения за медицинской помощью с целью лечения, заболевания, за рекомендациями по укреплению здоровья и т. д. становится пациентом, приобретая соответствующие этому статусу права и обязанности;
Конституционной основой реализации прав пациента является ряд закрепленных в Конституции Российской Федерации, принятой 12.12.93, прав и свобод человека и гражданина. Это прежде всего право на охрану здоровья, медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и других поступлений (ст. 41). Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинской помощи и финансирование федеральных Программ охраны и укрепления здоровья населения. Закрепленное в Конституции право на личную и семейную тайну, на тайну переговоров и иных сообщений (ст. 23) представляет собой конституционную основу реализации права пациента на конфиденциальность сведений о его обращении за медицинской помощью, о состоянии ег^о-здоро-вья, а также иной информации, которую он сообщает врачу о себе при осмотре и в ходе лечения, то есть — права на врачебную тайну.
В ст. 21 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на охрану его чести и достоинства, в части второй данной статьи указывается, что «никто не может быть без добровольного согла-
сия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Данное положение имеет прямое отношение к реализации сразу нескольких прав пациента. В сочетании с положениями о личной неприкосновенности (ст. 22) и о свободе мнений и убеждений, и отказа от них (ст. 29) это положение создает конституционную основу;права пациента,на информированное согласие на медицинское вмешательство и права пациента на отказ от медицинского вмешательства.
Исходя из соответствующих конституционных положений, в ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинетесхличности, личная неприкосновенность и иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага определяются как неотчуждаемые и непередаваемые другим людям.
Постатейно основные правовые нормы Гражданского кодекса, имеющие отношение к реализации прав пациента, могут быть представлены следующим образом. Ст. 8 — определение оснований возникновения гражданских прав и обязанностей; ст, 11 — защита гражданских прав в административном порядке, в суде, в арбитражном и третейском суде; ст. 12 — перечень способов защиты гражданских прав, осуществляемой судом, без обращения в суд и посредством самозащиты; ст. 15 — правила и порядок возмещения убытков; ст. 208 — определение требований, на которые не, распространяется исковая давность; ст. 307 — понятие «обязательства» и основания его возникновения; ст. 393 — обязанности должника по возмещению убытков; ст. 401— определение оснований ответственности за нарушение обязательств; ст. 1072 — возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность; ст. 1084 — возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданиНэ при исполнении договорных либо иных обязательств, в том числе при исполнении обязанностей^военнрй службы, службы в милиций и т. д.; ст. 1085 — определение, объема и характера возмещения вреда, причиненного здоровью; ст. 1095, 1096, 1097 — основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостат-, ков товара, работы или услуги; определение лиц, ответственных за причинение вреда данного вида, и сроков его возмещения.
В ряде статей Гражданского кодекса представлена правовая регуляция компенсации морального вреда, порядок компенсации и условия наступления ответственности причинителя данного вида вреда. В ст. 1100 определены основания компенсации морального вреда; закреплена правовая" норма осуществления компенсации морального вреда независимо от вины причинителя в случае при-; чинения вреда жизни или здоровью гражданина, в результате распространения порочащих честь и достоинство сведений и иных,,,
,...., • 24
предусмотренных законом случаях. В ст. 1101 следующим образом представлены способ и размеры компенсации морального вреда: «1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. 2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего».
Определение судами размера компенсации морального вреда в юридической практике является одним из самых сложных вопросов. С учетом обстоятельств дела размер компенсации морального вреда может оказаться много выше размера вреда имущественного.
Правоприменительные нормы, имеющие прямое отношение к процедурам реализации прав пациента, следующим.образом представлены в Гражданском процессуальном (исполнительном) кодексе.
Граждане Российской Федерации вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса. Ст. 4 Гражданского процессуального кодекса устанавливает основания для возбуждения в суде гражданского дела (в качестве такого основания рассматривается заявление независимого лица, прокурора или организации, учреждения); ст. 49, 50 определяют, что является доказательством при рассмотрении гражданского дела, а также вменяют в обязанность сторон судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются; ст. 74 устанавливает условия назначения судом экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний; ст. 99 устанавливает сроки подготовки гражданских дел к судебному разбирательству и порядок их рассмотрения, рекомендуемые форма и содержание искового заявления представлены в ст. 126 ГПК.
Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в январе 1997 г., в числе прочих правовых норм предусматривает наказания за неосторожные действия, повлекшие за собой смерть или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109, 118); принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия
либо с угрозой его применения, либо в отношении лица, находящегося в беспомощном.или зависимом от виновного состоянии (ст. 120); заражение ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 122); незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля и др. (ст. 123); неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, либо смерть больного (ст. 124); нарушение неприкосновенности частной жизни, в т. ч. лицом, использовавшим свое служебное положение (ст. 137); незаконную выдачу либо подделку рецептов и иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233); незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека (в ст. 235 Уголовного кодекса разрешение на занятие избранными видами деятельности прямо связывается с наличием лицензии). Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовые заболевания или отравления людей, либо смерть человека (ст. 236); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237).
Законодательство об охране здоровья граждан представляет собой массив нормативных правовых документов федерального и регионального уровней, разрабатываемых на протяжении последних десяти лет.
Одним из первых нормативных актов законодательства об охране здоровья граждан времени реформ стал Федеральный закон «Основы законодательства об охране здоровья граждан», принятый в 1993 г. Положения этого документа во многом исходят из общепризнанных принципов и норм международного права.
К другим законам Российской Федерации, имеющим прямое отношение к обеспечению прав пациента, в первую очередь относится Закон «О медицинском страховании граждан в РФ».
Введение обязательного медицинского страхования граждан должно было сохранить гарантированный государственный характер бесплатной медицинской помощи как основополагающий принцип отечественного здравоохранения. Принятие Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» в 1991 г. и его последующие редакции привели к новой правовой ситуации, когда отношения пациента с системой здравоохранения оказались переведены из сферы административного права в сферу гражданско-правового
регулирования, в которой пациент получил правовой паритет, равенство со всеми другими участниками организации и предоставления медицинской помощи. Новые возможности для реализации прав пациента были привнесены положениями договоров медицинского страхования, закрепляющих права, обязанности и ответственность субъектов страхования.
Правовые нормы обеспечения прав пациентов, страдающих психическими расстройствами, установлены Федеральным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992 г.). Здесь, в частности, представлены права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 37) и правила создания в стационаре службы по защите прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38). Отдельные статьи посвящены обеспечению независимости врача, оказывающего психиатрическую, помощь (ст. 21), и контролю со стороны общественных объединений.за соблюдением прав и законных интересов граждан, которым оказывается психиатрическая помощь (ст. 46).
Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1993 г.) закреплена необходимость согласия пациента или его доверенного лица на изъятие органа и (или) ткани (ст. 8). В соответствии с этой нормой требует детальной разработки юридический механизм выражения такого волеизъявления с учетом социальной ситуации, а также национальных и религиозных традиций, разделяемых различными группами населения страны. Против попыток коммерциализации этого вида медицинской деятельности направлена ст. 15 данного Закона. В развитие положений этого нормативного правового акта принят закон «О донорстве крови и ее компонентов» (1993 г.), предусматривающий, наряду с ответственностью должностных лиц за заготовку, переработку, хранение и применение донорской крови и ее компонентов, реализацию прав, обязанностей и льгот доноров, которые также рассматриваются в качестве пациентов ЛПУ.
Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного.вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (1995 г.) определяет права и обязанности граждан, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, а также лиц, представляющих их законные интересы.
Правовые нормы, регламентирующие статус, права и обязанности пациента-ребенка и лиц, представляющих его интересы, конкретизированы Федеральным законом «О гарантиях и защите прав ребенка», вступившим в силу в октябре 1998 г.
К реализации прав граждан как прав пациентов имеет отношение целый ряд статей других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов: «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), «О защите прав потребителей» (1995 г.), утвержденные Постановлением Правительства «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (1996 г.) и др.
В то же время существует известное отставание от мировой практики нормативной регуляции в этой области, о чем мы будем говорить в других разделах работы.
Таким образом, период функционирования механизма правово го регулирования медицинской деятельности в России берет свое начало во второй четверти XVIII в. и продолжается в настоящее время. Основная его особенность заключается в том, что на эволюцию медицинской деятельности в стране оказали непосредственное влияние аспекты правового регулирования. По своей сути, право создает границы, в рамках которых функционирует сфера здравоохранения. В эпоху Российской Империи это дало возможность развития земской медицины, в советский период истории нашей страны во многом определило общедоступность и бесплатность оказания медицинской помощи, в настоящее время обеспечило возможность развития как государственного, так и частного сектора медицинской деятельности.
Этнокультурные и исторические особенности развития России предполагают при создании эффективной системы взаимодействия правового и этического регулирования в здравоохранении и медицине учет таких факторов, как: а) полиэтничность; б) много-конфессиональность; в) влияние исторических традиций патриархальной общины на образ жизни россиян; г) ориентация в моральных установках на авторитет личности; д) двойственное отношение к власти; е) длительное существование тоталитарных режимов (самодержавие + советская власть).
Особенности развития отечественного здравоохранения ориентируют на учет таких факторов, как: а) очень высокий интеллектуальный потенциал; б) последовательность в нравственном обеспечении всех изменений в медицине и здравоохранении; в) длительное господство патерналистского принципа отношений врача и больного; г) уникальный опыт земской медицины, коррели-рующийся с образом жизни народа; д) персонификацию моральных ценностей медицинской науки; е) опыт эффективной работы государственного (планового) советского здравоохранения; ж) сущест-
вование (пока еще) оригинальной и сильной системы подготовки медицинских кадров.
Особенности развития российского ментштета заставляют учитывать в интеграции правового и этического регулирования в медицине следующие факторы: а) антропоцевтристский характер отечественного естествознания и медицины; б)особую роль духовности в жизни общества и, прежде всего, рольнравственных идеалов и принципов; в) примат межличностных отношений над правовыми; г) «теургическое беспокойство», присущее русской интеллигенции вообще, а врачам в большей степени;д) превалирование православных моральных ценностей в массовок сознании.
В области медицинской деятельности мораль всегда была и остается главным регулятором и создает возможность для создания правовых норм. Необходимость юридического оформления возникла на определенной стадии общественно-государственного развития — в индустриальную эпоху. Определенная универсальность правового регулирования медицинской деятельности, закрепленная в международных правовых актах, является лишь инвариантом, реализация которого имеет национально-историческую специфику в каждом конкретном государстве. При этой состояние этико-правового регулирования охраны здоровья в каждом конкретном государстве в исторической ретроспективе нельзя оценивать по шкале «хорошо — плохо», основываясь только на современных стандартах и представлениях. Реальное его состояние зависит от конкретно-исторической социально-политической ситуации и должно оцениваться, исходя из возможностей государства, нравственно-правового сознания населения и его наличной потребности в действующих законах. В осмыслении правового регулирования медицинской деятельности и попытках законотворчества в этой области отечественная элита всегда была ориентирована на западные образцы, но, поскольку его нельзя было реализовать без учета национальной специфики, усилия в этой облает часто носили декларативный характер.
Таким образом, теоретическая рефлексия правового регулирования в медицине в России всегда имела и имеет аксиологическую основу. При этом исходными побуждениями в оценке состояния этого регулирования являются не правовые, а этические установки. Это касается как апологетов медицинского права, так и его противников.
Непосредственно законы в области медицинского права существовали в той степени, в которой: а) были востребованы людьми и б) были возможны без вреда для государственного устройства. По-
требности в правовом регулировании охраны здоровья, как правило, опережали возможности и желание государственной власти его разрабатывать и реализовывать. Это становилось одним из стимулов изменения законодательства. Поскольку всякое законодательство по своему определению должно быть консервативно, чтобы обеспечивать устойчивое существование общества на достаточно длительных исторических промежутках, постольку противоречия между потребностью в новых законах или новой степени их удовлетворения принимали форму конфликта. Если историк права сосредоточится на этих точках бифуркации, то он придет к выводу, что государство прибегало к законодательному регулированию медицинской деятельности тогда, когда ее этическое осмысление было исчерпано. Если же он сосредоточит свое внимание на периодах устойчивого развития государства, то увидит, что только этическая регуляция была вполне способна обеспечить нормальные отношения между медицинскими работниками и пациентами.