комплекс ощущений, отражающих способность человека и животных воспринимать и оценивать изменения в мышцах, относительное положение частей своего тела и их перемещение. Термин предложен И.М.Сеченовым.
Мышление
высший, неразрывно связанный с речью, познавательный процесс, сущность которого заключается в отражении в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Различают виды мышления: 1) интуитивное (протекает быстро, без четко выраженных этапов с минимальной осознанностью); 2) наглядно-действенное (решение задачи осуществляется с помощь реального физического преобразования ситуации); 3) наглядно-образное (связано с представлением ситуации и изменений в них); 4) практическое (связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени); 5) словесно-логическое (характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств); 6) творческое (характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию); 7) теоретическое (направлено на открытие законов, свойств объектов).
Мышление
процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субьективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.
Наблюдательность
качество личности заключающееся в более высоком уровне развития внимания в той или иной деятельности; способность замечать и воспринимать малозаметные, но существенные для теоретического анализа явления.
Наблюдательность
качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином обьекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
Наблюдение
общенаучный метод исследования, который в военной психологии и педагогики предполагает целенаправленную систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.
Наблюдение
см.: метод наблюдения.
Навык
способ выполнения действий, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа Н. динамический стереотип.
Навык
действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развити н., закон угасания, закон переноса н. и др.).