(Тренинг рационального самопознания и саморазвития)
Трансактный анализ (анализ взаимодействий), основоположником которого является Эрик Берн, имеет в своей основе концепцию психоанализа, которую Э. Берн несколько видоизменил в соответствии со своим пониманием, развил в определенном направлении.
По словам Э. Берна, наблюдения за пациентами привели его к открытию, что «в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент». Эти состояния Эго, в которых может находиться любой человек, носят названия «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».
Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни. Принципы анализа взаимодействий объясняют, каким образом люди «надувают» самих себя и других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения.
|
|
Различные внутренние «Я» взаимодействуют с другими людьми по-разному, и при этом далеко не всегда в открытую, а зачастую подразумевая нечто совсем иное. Структурный
анализ диагностирует действующие в личности человека состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Это- начальная фаза анализа взаимодействий (трансакций). Остальные фазы (по степени возрастания сложности) - анализ действий, анализ игр и анализ жизненных сценариев.
Трансактный анализ был разработан преимущественно для групповых занятий. Первоначально применяемые лишь в психотерапевтических целях, впоследствии ТА-группы получили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль - сценарий. В случае, если у человека возникает желание произвести в себе или своем поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, не являющийся юридическим документом, но формулирующий ясно и однозначно цель, которую пациент хотел бы достигнуть с помощью психотерапевта. Сам по себе процесс заключения контракта уже является важным шагом, поскольку и терапевт, и пациент теперь отчетливо представляют, ради чего они работают, каковы критерии успеха и когда задачу можно считать выполненной.
|
|
На занятиях ТА-групп человек порой открывает для себя, «что он до сих пор делал и каким образом его Ребенок чуть ли не всю жизнь водил его за нос». Участники групп обучаются распознавать, в какие психологические игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются; как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями. В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. В ТА-группах инсайт в большей степени носит интеллектуальный, аналитический характер, что роднит его с методами рациональной терапии.
Работа над контрактами помогает участникам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осознавать свои потребности, добиваться более искренних и открытых отношений с другими людьми, естественнее проявлять себя в общении. Некоторые ведущие используют для этого «домашние задания». Вообще, опыт проведения ТА-групп легче перенести в реальную жизнь за пределами группы, чем, например, опыт групп личностного роста.