В ходе работы больших «малых» групп педагогу легче контролировать ситуацию, так как таких групп формируется, как правило, 3-4 (очень редко, если группа насчитывает 40 человек). Поэтому многие педагоги, ведущие тренинг, предпочитают чаще использовать эту тренинговую форму. Действительно, она дает достаточно хороший эффект, но не стоит с нее начинать тренинговые занятия.
Непосредственно во время работы больших «малых» групп педагогу следует обратить внимание, удается ли в каждой группе выступать всем ее членам. Прислушиваются ли ребята к мнению тихих и молчаливых участников, дают ли им возможность высказаться? Для осуществления такого контроля педагогу удобнее всего занять позицию в центре класса, на равном расстоянии от всех малых групп и следить (не вмешиваясь без особой необходимости) за работой всех восьмерок.
Там, где часто и много говорят лишь отдельные участники, естественно, требуется помощь тренера. Нужно тактично напомнить, что все участники имеют право голоса, являются равноправными «членами данной фракции». Можно, например, попросить лидеров предоставить им слово, но не стоит настаивать на своем мнении. Окончательное решение должно быть за самой малой группой.
Если в малой группе разгорается слишком бурная дискуссия, также следует вмешаться, остудить эмоциональный накал страстей, например, попросив ребят этой группы закрыть глаза и помолчать 30 секунд, думая при этом: «А все ли я правильно делаю? Тактичен ли я по отношению к другим?» Через 30 секунд группа снова может продолжить свою работу.
Пример тренинга в форме большой «малой» группы под названием «Эсперанто».
«Вы, наверное, слышали, что уже более 100 лет существует искусственный международный язык эсперанто. Во многих странах работают клубы эсперантистов, издается литература на этом языке, проводятся международные встречи и т. п.
Примечание. Клубы эсперантистов есть и во многих городах России, узнайте, может быть, он есть и в вашем родном городе.
А почему бы вам не попробовать создать свой проект нового планетарного языка, на котором смогут разговаривать все жители Земли? Конечно, 5 минут мало, чтобы разработать очень подробные правила нового языка, но подумайте хотя бы над некоторыми из них. Если получится, то вы можете сказать одну или две фразы на вашем новом языке, представляя его всему классу. Не забудьте о названии своего языка.
На втором этапе - подумайте и о тех преимуществах, которые даст ваш новый язык всем людям, то есть напишите обоснование необходимости его разработки и внедрения. Представляя свой проект, вы должны сказать и об этом. Время на второй этап - также 5 минут».
Рекомендации ведущему. Тренеру целесообразно вместе с ребятами составить обобщенный список преимуществ использования планетарного языка, включая в него те предложения, которые сформулировали малые группы.
5. «Карусель». (Общая работа в два круга)
Основная задача этой формы тренинговой работы - формирование коммуникативных навыков в принудительно-добровольном режиме, когда участнику приходится вступать в информационный контакт с партнером по сигналу ведущего тренера.
Для организации этой формы приходится,
как правило, сдвигать столы, расставляя их вдоль стен, чтобы освободить центр класса (помещения). Безусловно, это довольно хлопотно, требует определенного времени и усилий. Но после того как ребята поймут, что от них требуется, эта процедура занимает совсем незначительное время.
Группа встает в два круга, и педагог объясняет основные игровые роли, которые будут по очереди играть участники. Первая групповая роль - у участников, стоящих во внутреннем круге спиной к центру круга. Их задача -убедить своего партнера в том, что соответствует заданной роли. Но чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и аргументы, конкретные факты, например, из жизни родного города или предприятия, где работают родители, из жизни родной школы и т. п.
Вторую групповую роль играют (также одновременно) те участники, которые стоят во внешнем круге лицом к центру, напротив своего партнера. Их задача, отвечая на все доводы и аргументы партнеров, стоящих во внутреннем круге,, отстоять свою точку зрения. Нужно убедить в этом своего партнера. Им также нужны определенные доводы, чтобы их могли выслушать, если эти аргументы будут убедительными.
Время на один диалог со своим партнером - 1-2 минуты. Затем по сигналу ведущего тренера все участники, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова отводится 2 минуты для очередного диалога и т. д.
Упражнения в режиме «карусели» можно проводить и сидя, т. е. учащиеся садятся на стулья, расположенные так же в два круга. В этом случае по сигналу педагога ребята, сидящие на стульях, образующих внешний круг,
одновременно встают и пересаживаются на стул, стоящий справа, и начинается новый этап работы.
В качестве примера этого тренинга рассмотрим упражнение «На приеме у мэра города».
Во время этого упражнения внутренний круг играет роль мэра города, а внешний круг - роль директора школы, которому нужно срочно решить вопрос о ремонте здания школы. Каждой группе участников дается информация, настраивающая ее на ролевое общение во время тренинга. Первая половина группы получает следующую вводную: «Представьте себе такую ситуацию: скоро новый учебный год, дети придут в школу, а вы до сих пор не можете завершить ремонт здания. Не хватает средств, рабочих и прочее. Что делать? Вы уже несколько раз обращались в Управление образования. Там вас поддержали, но объяснили, что решение вопроса во многом зависит от непосредственного вмешательства мэра города. И вот вы решились записаться на прием. И вам ответили, что мэр вас принимает. Итак, вы входите в кабинет и видите мэра».
Вторая группа играет роль мэра. Хотя и для нее можно сформулировать ролевую установку, например: вам нужно вежливо отказать, сославшись на отсутствие резерва денег до начала следующего года.
Рекомендации ведущему. Учащимся следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но в то же время и самому нужно высказаться. Для этого нужно, тактично остановив. партнера, привести свои доводы и аргументы.
Чередование ролей, которые исполняют во время диалогов ребята, может быть и другим. Например, три перехода подряд внутренний круг играет роль мэра города, а внешний круг - посетителя. Причем роль остается одна и та же для того, чтобы участники могли во время диалога с новым партнером использовать дополнительные аргументы в защиту своей позиции, находить другие интонации или в целом по-другому построить свой диалог, попробовать иную тактику убеждения.
Для этого они несколько раз подряд должны сыграть одну и ту же роль перед новым человеком. Времени на диалог отводится примерно 2-2,5 минуты, но если тренер видит, что участники с увлечением работают в заданных ролях, то можно увеличить время хотя бы еще на 1-1,5 минуты.
Приведем несколько ролевых заданий, которые формулирует тренер после каждого перехода участников:
Внутренний круг - роль профсоюзного лидера крупнейшего завода города, где решено проводить забастовку, внешний круг -роль мэра;
Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль посетителя, которому нужно решить вопрос об улучшении жилищных условий его семьи;
Внутренний круг - роль прокурора города, у которого есть заявление от граждан о нарушении закона служащими мэрии, внешний круг - роль мэра;
Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль беженца из другой республики, которому негде жить и работать, совсем нет средств, чтобы содержать себя и свою семью;
Внутренний круг - роль депутата городского Совета, которому его избиратели пору-
чили решить вопрос об улучшении экологической обстановки в их районе, внешний крут - роль мэра;
Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль руководителя политической партии, правление которой решило провести митинг в центре города, но для этого нужно разрешение мэрии.
Наиболее оптимальная позиция педагога во время работы «карусели» - в центре круга. Здесь хорошо видно все происходящее, в любой момент тренер может подключиться к обсуждению ситуации одной из пар, помочь тем, кто никак не может начать свой диалог, и т.п.
После дискуссии нужно обсудить содержание тех аргументов, которые приводились ребятами, играющими роль сторонников реформ, и тех доводов, которые приводились сомневающимися.