Большой тренинговый круг является самой распространенной формой работы психологических групп. Он позволяет отрабатывать различные коммуникативные навыки участников, проверять эффективность разных стилей общения, увидеть ошибки своих сверстников, которые они допускают во время контакта с партнером, и т. д. Но эта форма одновременно является и самой - сложной для освоения учащимися, так как человек находится в абсолютно открытой для всей группы позиции: все смотрят на него, слушают и оценивают.
Такая ситуация для многих подростков и старшеклассников является принципиально новой (если не считать обычного ответа у классной доски, когда нужно повторить то, что слышал от учителя на прошлом уроке или
смог выучить дома). Для того чтобы облегчить процесс освоения этой эффективной формы тренинга, после каждого психологического упражнения в форме большого круга необходимо проводить осмысление - «рефлексию» тех трудностей, которые испытывали ребята при установлении и поддержании контактов.
Тренер обязательно задает примерно такие вопросы: «Что вам мешало при установлении контактов? Ваша собственная неуверенность? Отношение или взгляд вашего партнера? Или отсутствие темы для разговора? Подумайте и ответьте на эти вопросы. Но будет достаточно, если вы над этим хотя бы задумаетесь».
В таком же ключе можно поговорить об успехах учащихся: «Что помогает вам при установлении контактов, в начале разговора? Приятно ли было слышать добрые слова? Приятно ли было говорить комплименты? Постарайтесь запомнить эти ощущения и использовать полученные навыки в обычном общении с другими людьми».
Кроме общей игровой процедуры в большом тренинговом круге можно проводить и другие психологические упражнения, например, «комплимент», когда участник должен сказать партнеру, сидящему справа, то, что он больше всего в нем ценит, или «любимое занятие», когда участник должен рассказать партнеру, сидящему слева, о своем самом любимом занятии, и т. п.
Приведем в качестве примера упражнение «Комплименты».
«Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему
высказать свое мнение, не будет сразу отвергать его, а тем более повышать голос или использовать оскорбления.
Такой человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или чем-то расстроенного человека. Давайте сейчас попробуем сделать это. Ваша задача - установить контакт с партнером, сидящим слева от вас, и от всего сердца (ведь оно как раз у нас с левой стороны) сказать ему несколько теплых и приятных слов (комплименты). Но сказать это нужно действительно искренне, от всего сердца.
Сначала вы можете подумать некоторое время (примерно 1 мин.) о том, что же вы можете сказать этому человеку. Можно подчеркнуть приятные впечатления, которые на вас производит его внешний вид.
Например: «Тебе очень к лицу этот костюм, ты всегда умеешь одеваться со вкусом». Можно выделить какое-то человеческое достоинство партнера, например: «Мне всегда нравилась твоя готовность помочь окружающим».
Затем кто-то из вас начнет общение со своим партнером, сидящим слева. Все остальные в это время должны наблюдать за их общением, обращая внимание на то, как установлен контакт (какими были первые слова, было ли простое приветствие), как они смотрят друг на друга или вообще не видят того, к кому обращаются, на содержание общения (какой комплимент произнесен и действительно ли человеку, которому это сказали, станет приятно от этих слов). И, наконец, нужно обратить внимание на выход из контакта (поблагодарили ли друг друга партнеры, как они это сделали).
После того, как закончится контакт, начинать свое общение с партнером, сидящим слева от него, может тот, кому только что сказали
комплименты. Впрочем, он имеет право пропустить ход, например, если он настолько растроган сказанными словами, что сразу не может собраться для такого же общения с другим человеком, или пока не знает, что сказать своему партнеру.
В этом случае начинает общение ученик, сидящий следующим слева, и т. д., до тех пор, пока не выскажутся все ребята.
Рекомендации ведущему. Напомним, что участие во всех тренингах добровольное, поэтому свои комплименты говорят только желающие. В заключение следует дать ребятам возможность высказаться о тех чувствах, которые они испытывали, когда им говорили комплименты (было ли приятно слушать) и когда они сами произносили их (было ли приятно говорить).