Не умеешь нести бремя забот — усугубляешь их тяжесть.
Бальтасар Грасиан
«Мы с вами уже приняли правила работы группы. Все расписались под согласованным текстом правил. Но за время, прошедшее после первого занятия, у вас могли возникнуть вопросы по их содержанию или сомнения в целесообразности того или иного правила. А может быть, есть дополнения или изменения, например, новые штрафы и т. п. Мы можем внести эти дополнения и изменения большинством голосов».
Рекомендации ведущему. Вы должны дать возможность высказаться всем желающим членам группы, но решение об изменении того или иного правила или о включении нового принимается большинством голосов, при вашем решающем голосе. У вас есть право вето, т. е. отмены внесенных группой предложений, если, по вашему мнению, это может помешать продуктивной работе группы.
Психологический комментарий.
Данное упражнение настраивает участников на деловой стиль, поскольку правила довольно жесткие. Требования, которые предъявляет тренинг к участнику, четко изложены в правилах. Кроме того, правила нужно просто повторить и напомнить участникам, чтобы по ходу занятия было меньше срывов.
2. «Зачем я пришел сюда» (+)
Человек живет па земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым. Стендаль
«Зная в целом идею и замысел нашего тренинга и имея первые результаты собственной работы, каждый из вас должен четко и ясно сформулировать основные задачи, которые он должен решить на предстоящем занятии. Запишите их в порядке значимости, важности для вас. На это вам дается 5 минут.
На втором этапе мы сядем в большой круг и каждый из вас зачитает свои записи. Остальные участники вправе задавать любые конструктивные вопросы. В основе системы оценки - два критерия: а) четкость сформулированных задач. Всем должно быть понятно, что хочет данный участник от этого занятия; б) степень трудности и выполнимости поставленных задач. Задачи должны быть достаточно трудными (чтобы было над чем работать) и в то же время - выполнимыми (чтобы была реальная возможность их достичь). Шкала оценок - от 0 до 3 баллов».
Рекомендации ведущему. На втором этапе этого упражнения вы можете передать свои функции ведущего одному из членов группы, который должен помочь высказываться остальным участникам, стимулировать вопросы со стороны группы, организовать подведение итогов, оценку каждого выступления. Оценку новому «ведущему» ставите вы.