исторические эпохи
| стили в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
|
1. Культура первобытности
(присваивающая и элементарная производящая)
| – палеолитический
| Выживание через воспроизводство рода – проекция вожделения
| Фигурки животных, женские гипертрофированные фигурки
|
– неолитический
| Выживание через борьбу со страхами: враждебный мир природы, охота,
| Наскальные рисунки охоты, битвы, смерти; изображения животных, первые тотемы
|
– мезолитический
| Мистика, шаманы и духи
| Изображение духов, земли-прародительницы, календарь
|
2. Культура древних цивилизаций
(сельскохозяйственная, производящая)
| – доперуанский
| МИФ
Идея бога (богов), его жертв и приемников на земле, доминанта
силы, власть героев
| – тотемы: полуживотные – полулюди,
календари (земледельческий и астрологический)
|
– ассирийский и шумерский
| – герои, вожди, завоеватели, сцены войны или охоты;
|
– древнеегипетский
| – символы смерти и жизни
|
– древнеиндийский
– древнекитайский
| – символы круговорота жизни
– символы мудрости жизни
|
– древнекитайский
| – символика мудрости жизни
|
4. Античная культура
| – геометрический
| ИДЕЛЬНЫЙ МИФ
(религиозный материализм)
Идеализация, обожествление
человека
и очеловечивание богов
| – статика, сверхсила
|
– классики
| – золотое сечение, пластическая гармония (динамика, оживление)
|
– эллинизма
| – симметрия, мера, уравновешивание
свободная колонна, колоннада
|
– древнеримский
| – индивидуализация (скульптурный портрет), арки и аркады, форумы, цирки, фальш-колонна
|
5. Культура раннего и позднего средневековья
| – византийский
(мистический материализм)
| РЕЛИГИЯ
Безграничное и грозное могущество Бога
Христос во славе, «страшный суд»
| канон (иератичность, плоскостность) изображений, яркость мозаик (смальта), колонн, аскетичность снаружи, кубоватая капитель, аркада на колоннах
|
– романский
| Массивные стены, окна-бойницы, круглые или крестообразные в основе храмы, башни и базилики,в изображениях – многочисленные отклонения от реальных пропорций тела,
стенные росписи и монументальные рельефы
|
– готический
| Материнство, нравственное страдание, мученичество, душевная стойкость человека – жертвы насилия, стремление к свету
| Устремленность конструкций вверх, витражи, круглое окно-роза, подвижность скульптурных фигур,
|
6. Культура эпохи Возрождения
| – кватроченто
(наименование ХV в)
| Гуманистический реализм
и очеловечивание искусства
| Возврат к античной классике, реалистичность изображений, но подкладные фоны и
|
– ренессанс
(примерно с ХIV по ХVII века)
| Изучение человека, Vitruvian Man Да Винчи, светотени и объемность, разумность и рационализм
|
– раннее барокко
(на рубеже ХVII в)
| Популистская концепция церковного искусства, общее чувство благоговения надуманная красота, «украшательство»
|
7. Культура Нового времени
(эпоха Просвещения)
| – барокко
итал. bаroссо – вычурный, странный
(ХVII в)
| кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому
| Богатое количество деталей, зачастую ярких полихромией, менее реалистические лица и предметы, причудливость исполнения
|
– рококо
(1-я половина ХVIII в)
| гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры
| эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.;
рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях
галантная игривость, фривольная беззаботность
камерность, миниатюрность
|
– классицизм
(XVII-XIX вв)
| обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности
бескомпромиссность, созвучная революционным идеалам третьего сословия
| строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов, каноны, отвлеченность от конкретных образов
изысканная простота (англ. парки)
гражданский пафос,
|
– ампир
(три первых десятилетия XIX в)
| Парадность и пышность,
величественная мощь и воинская сила
| монументальные формы массивных портиков, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и пр.)
|
8. Европейская культура XX века
| – реализм лат.
realis – действительный вещественный
| объективное, правдивое и натуралистическое изображение действительности
| Свет и цвет, возврат к корням стиля – этнический стиль и американский практицизм
|
– романтизм
| мятежность и контрасты: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное
| Авторское начало, мистицизм (вампиры), вселенские катастрофы и пр., архитектура «грез»: сказочные замки, парковые ансамбли.
|
– модерн
| идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.
| Здания с различно оформленными фасадами, антисимметрия, Богатейшие возможности формообразования, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана
|