ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Если мы признаем, что Бог — это всемогущий Творец (см. гл. 15), то логично заключить из этого, что Он также управляет всем миром и оберегает его. Хотя в Писании слово «провидение» не употребляется, этим термином традиционно обозначают постоянный процесс раскрытия Богом Своего отношения к творению. Если мы принимаем библейское учение о провидении, мы избегаем широко распространенных ошибок в понимании отношения Бога к творению. Библейское учение — это не деизм (который учит, что Бог сотворил мир, а затем, по сути, прекратил с ним всякие отношения), не пантеизм (который учит, что творение само в себе не обладает реальным, отдельным существованием, а просто является частью Бога), а провиденциализм, который учит, что, хотя Бог постоянно связан с творением, творение существует отдельно от Него. Кроме того, библейское учение говорит о том, что события в творении определены не случаем (или случайностью) и не безличным роком (детерминизм), а Богом, Который личен, и при этом является бесконечно могущественным Творцом и Господом.
|
|
Понятие «провидение Божье» мы можем определить следующим образом: Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его существование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особенностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; и 3) управляет ими для исполнения Своих целей.
В этом определении можно выделить три подраздела, соответствующих трем элементам: 1) сохранение, 2) содействие, 3) управление.
Мы рассмотрим все эти три темы по отдельности, а затем исследуем различные взгляды на учение о провидении и возражения против этого учения. Следует отметить, что, начиная с самого раннего периода истории Церкви, среди христиан существовали серьезные разногласия по вопросу об этом учении, в особенности в связи с отношением Бога к свободе выбора. В настоящей главе мы сначала представим краткое изложение позиции, с точки зрения
Часть II. Учение о Боге
которой написана эта книга (часто ее называют «реформатской» или «кальвинистской» точкой зрения)1, а затем рассмотрим аргументы, выдвигаемые сторонниками другой точки зрения (которую обычно называют арминиан-ской).