Заикание

Метод Александры Николаевны Стрельниковой помогает избавиться и от такого неприятного недуга, как заикание, хотя его лечение требует очень большого труда, а заболевание отступает гораздо медленнее, чем другие. Улучшение речи почти всегда происходит не сразу, а скачкообразно. Ведь помимо дыхательной гимнастикизаикающимся нужны еще и специальные звуковые упражнения, помогающие голосовым связкам тесно сомкнуться и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат.

Причины и механизмы заикания, к сожалению, пока недостаточно выяснены и изучены. Бытует, например, мнение, что в основе его часто лежит испуг. Но все дети пугаются, однако не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, те, кто имеет к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро говорит (скороговоркой) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.

Некоторые полагают, что заикающийся - ущербная личность. Но и ребенок, который рано начал говорить, читать, писать, даже ребенок-полиглот, может, пережив нервный стресс, тоже начать заикаться.

Очень много одаренных людей - поэтов, композиторов, актеров - в детстве заикались, а потом полностью преодолели свой недуг.

К сожалению, логофобия (страх речи) развивает у большинства детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. А ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность.

Отсюда в будущем проблемы с работой, несложившаяся личная жизнь, узкий круг друзей...

Современная логопедическая наука в лечении заикания практически стоит на месте. В логопедических детсадах детей учат четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм!

Существует лечение гипнозом, но оно не всегда приносит ощутимые результаты - прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются его воздействию. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека. В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало через несколько месяцев или лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессонницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воле другого человека, в данном случае - гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а, наоборот, воспитывает в нем нерешительность, психологическую зависимость от другого человека.

Ну как же можно научить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо - работают мышцы, участвующие в звукообразовании?! Если его тело непластично и не способно ритмично двигаться?!

И уж совсем варварским я считаю лечение заикающихся подростков психотропными препаратами, которое крайне негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и служит причиной различных половых расстройств у юношей.

При лечении заикания у юношей и подростков врачи вообще не уделяют никакого внимания половой сфере. Однако нельзя забывать, что в звукообразовании (голосообразовании) участвуют три системы: дыхательная, нервная и половая; половая и нервная - тесно взаимосвязаны. Мужские половые гормоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-17 лет).

Возьмите, к примеру, любой детский хор. В 10-12 лет поют и мальчики, и девочки. А в 14-15 - только девочки. И если в хоре поет мальчик этого возраста, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений в половой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис либо ади-позо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников и т.д.). Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющие на голосообразование: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. При любых отклонениях в половом развитии подростка, страдающего заиканием, следует в первую очередь проконсультироваться у специалиста.

У девочек мутации голоса проходят более сглаженно, но если имеются какие-то нарушения (например, альгоменорея - болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая - при пороках развития половых органов. И та, и другая напрямую влияют на функцию голосообразования (голос часто "садится", становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки). И если во время месячных стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях в этот период не может быть и речи.

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется!

Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести именно в момент волнения, на занятиях даже искусственно создаю такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Прежде всего научить его правильно дышать! Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимаются плечи и напрягаются мышцы лица и шеи.

Говорят на выдохе короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем снова судорожно делают вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда только одно слово или один слог. Диафрагма (а она - самая сильная из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в голосообразовании) при таком ключичном типе дыхания принимает меньшее участие в фонации. К тому же воздухом заполняются преимущественно узкие верхушки легких. Следовательно, воздуха не хватает на длинную фразу. Когда заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое взял при вдохе. Воздушная струя, широким потоком проходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки "не в тонусе", голос ребенка слабый, тембр голоса некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не просить в магазине показать -ему ту или иную вещь...

Какой же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить, стереотип дыхания и речи. Но как?

Первое: научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований.

Второе: тренировать диафрагму, заставлять ее активно участвовать в голосообразовании, создать так называемую опору.

Третье: тесно сомкнуть голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всего этого можно добиться с помощью дыхательной гимнастики Стрельниковой. Из комплекса советую взять два наших упражнения: " Насос " и " Обними плечи " - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день (утром и вечером) до еды или через полтора-два часа после нее (желательно делать и другие упражнения комплекса).

При шумном, коротком вдохе носом на поклоне (" Насос ") воздух заполняет все легкие снизу доверху, и прежде всего их широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое "дыхание в спину" (термин А.Н. Стрельниковой).

В упражнении " Обними плечи " в момент шумного, короткого вдоха носом "зажимается" узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого не участвовали активно в процессе дыхания. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани, и, обнимая себя за плечи в момент шумного, короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 литра, что подтверждено исследованиями в Центральном НИИ туберкулеза Российской академии медицинских наук и в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны России.

После двух-трех месяцев ежедневной тренировки по системе А. Н. Стрельниковой (по 10-15 минут утром и вечером) у занимающихся меняется стереотип дыхания. Оно становится предельно глубоким. Насыщая весь организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе (так называемом теплом выдохе) через гортань, колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массирует их, заставляя во время фонации смыкаться на всем протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 минут сделать эту гимнастику - и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью сформирован к седьмому году жизни ребенка. Поэтому наиболее целесообразно брать на лечение детей начиная с шестилетнего возраста. Но иногда, когда у пятилетнего или четырехлетнего ребенка прогрессирующее заикание, приходится делать исключение. В этих случаях я включаю в занятия кого-то из родителей и начинаю обучать гимнастике их обоих. Все дети - маленькие обезьянки, они любят копировать взрослых.

Большим авторитетом у своих детей (особенно мальчишек) пользуются папы, поэтому ребенка гораздо проще обучить, если его отец знает гимнастику и,, может правильно показать то или иное упражнение. Мой двадцатилетний опыт занятий с детьми показывает, что 'в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети будут делать ее всегда, а в тех, где родители хотят "художественно руководить", дети не будут ею заниматься.

Как я уже говорил, при лечении заикания помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, необходимы еще и специальные звуковые упражнения для постановки голоса.

Они выполняются при активно работающей диафрагме - "на опоре". Благодаря им преодолевается ларингоспазм любой степени тяжести.

Я не знаю ни одного случая, чтобы стрельниковская система не помогла, каким бы сильным заикание ни было. Исключение составляют те молодые люди, которые, взяв два-три урока, прекращают занятия, считая, что им это не подходит. Вот почему я с уверенностью берусь обучать нашему методу пациентов с очень сильной степенью заикания, когда все предыдущие методы лечения не дали результата.

Прежде чем делать упражнения для постановки голоса, необходимо выполнить дыхательные упражнения " Насос " и " Обними плечи ". Они приведут в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму и т.д.).

Затем нужно встать прямо, ноги чуть уже чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создается "опора", без которой невозможна постановка голоса.

Все звуковые упражнения делаются только на "опоре".

Алфавит для заикающихся. Говорить на легком поклоне вперед 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, 3, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, X.

Следить за одновременностью движения и звука. О дыхании не думать, оно происходит автоматически; Дышать только через рот. Голова опущена, спина круг лая. Говорить всем телом, освобождая его от чрезмерных напряжений, чтобы каждая буква "дошла" до спины, восстановив порванные болезнью связи звуковедения.

Актерские упражнения. Говорить также на легком поклоне вперед, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:

  • РИ, РУ, РЭ, РО;
  • ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;
  • МИ, МУ, МЭ, МО;
  • НИ, НУ, НЭ, НО;
  • ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;
  • ФИ, ФУ, ФЭ, ФО;
  • ЗИ, ЗУ, ЗЭ, 3О;
  • СИ, СУ, СЭ, СО;
  • ЦИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО;
  • ЖИ, ЖУ, ЖЭ, ЖО;
  • ШИ, ШУ, ШЭ, ШО;
  • ЧИ, ЧУ, ЧЭ, ЧО;
  • ЩИ, ЩУ, ЩЭ, ЩО;
  • БИ, БУ, БЭ, БО;
  • ПИ, ПУ, ПЭ, ПО;
  • ПРИ, ПРУ, ПРЭ, ПРО;
  • ДИ, ДУ, ДЭ, ДО;
  • ТИ, ТУ, ТЭ, ТО;
  • ТРИ, ТРУ, ТРЭ, ТРО;
  • ГИ, ГУ, ГЭ, ГО;
  • КИ, КУ, КЭ, КО;
  • КРИ, КРУ, КРЭ, КРО;
  • ХИ, ХУ, ХЭ, ХО.

"Восьмерки" (упражнение на задержку дыхания). Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его "в спине" и считать вслух до 8. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 "восьмерок".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: